Новосибирск 2.5 °C

«Исаев»: калейдоскоп киноцитат или крах иллюзий?

12.11.2009 00:00:00
«Исаев»: калейдоскоп киноцитат или крах иллюзий?
Те, кто ожидал увидеть «молодость Штирлица», был сильно разочарован.

На телеканале «Россия» завершился показ многосерийного фильма, снятого по трём произведениям писателя Юлиана Семёнова — «Нежность», «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пароль не нужен». Состоялось ли «второе пришествие Штирлица», на что надеялись многие?

Судя по рейтингам, в первую неделю показа Максим Максимович утратил значительную часть зрительской аудитории. А значит, многих этот фильм сильно разочаровал: кто-то просто заскучал, а кто-то даже почувствовал себя обманутым. Именно такое впечатление складывается, когда читаешь рецензии онлайн или беседуешь с людьми, которые видели экранизацию. Многие ждали, что Сергей Урсуляк пойдет по стопам Татьяны Лиозновой, — не зря же в газетах мелькали фото, на которых Страхов чудо как похож на Тихонова! И все-таки здравый смысл подсказывал: новый фильм просто обязан быть иным, не таким, как «Семнадцать мгновений весны», от которых «Исаева» отделяют столько зим, столько лет... да, в сущности, целая эпоха.

После показа первых же серий стало ясно: «Исаев» — это не то кино, над которым можно тихо-мирно поностальгировать. Правда, стилистику «Семнадцати мгновений» режиссер попытался сохранить, но не более того. И хотя что-то тихоновское в пластике, мимике Даниила Страхова, бесспорно, присутствовало, в герое появилось нечто новое и неожиданное.

А разве могло быть иначе? Разве можно было в современном кино изобразить советского разведчика однозначно героическими, светлыми красками? Человека, представляющего собой «плоть от плоти» системы, которую трудно назвать человечной, зная подноготную многих исторических событий?

Снимая новое «шпионское кино» на старом советском материале, Сергей Урсуляк чуть-чуть изменил характер главного персонажа. Даже не то чтоб изменил — просто иначе расставил акценты, подчеркнул неоднозначность происходящего на экране. А что в итоге? Традиционно положительный образ Исаева-Штирлица утратил внутреннюю цельность, убежденность. Получился как бы слегка размытым. Во многих эпизодах зрителю предлагается самому угадать мотивы поступков героя — интеллигентного, аристократичного, сомневающегося (глубокая осведомленность, как любое знание вообще, чревато многими разочарованиями)... И тем не менее — без страха и упрека работающего на систему. Загадка завораживает, но остается без ответа.

Впрочем, требовать от режиссера ответов и разгадок было бы несправедливо. Стоит взять в руки любой школьный учебник, чтобы убедиться: отечественная история в изложении современных авторов — предмет зыбкий, мглистый и туманный. Разруха в головах, отсутствие хоть сколько-нибудь четкого взгляда на события прошлого века — наша общая беда, а не вина создателей какого-то одного конкретного фильма.

Жаль, что приключенческому сериалу не хватило зрелищности, занимательности. Для сравнения можно вспомнить «Ликвидацию», где адское напряжение очень эффектно разряжается одесским юмором. «Исаев» — фильм куда более ровный, «негромкий». Война разведок — это вообще дело тонкое, виртуозное, без лишних шума и пыли.

В основном, картина запоминается благодаря хорошей игре очень хороших актеров: Владимира Ильина, Юрия Соломина, Константина Лавроненко, Бориса Каморзина и многих других. Запоминается дуэт Даниила Страхова и Веры Строковой, которые умудрились наполнить живыми, пылкими эмоциями самые неторопливые кадры. Правда, для того, чтобы привыкнуть к исполнительской команде, почти в полном составе переброшенной из «Ликвидации» на новый трудовой фронт, в новый фильм, понадобилось время.

Что же касается неудачных моментов, то их, к сожалению, тоже было немало. Например, встреча Исаева с отцом уж очень грубо копирует эпизод, придуманный Татьяной Лиозновой для «Семнадцати мгновений», — свидание Штирлица с супругой. А укрощение лошади маршалом Блюхером представляет собой беспорядочное кувыркание кадров, сквозь которое ничего не увидеть, не понять. И все-таки...

Максим Максимович явно «не заслуживает той ругани», которая обрушилась на него после премьеры. В целом фильм получился стильный, атмосферный, добротный. И пусть часть зрителей не досмотрела «молодость Штирлица» до конца, вырубив голубые экраны на первой неделе показа, ничего катастрофического в этом нет. Наверное, фильм еще не раз и не два покажут по телевидению, и вновь и вновь он будет находить свою аудиторию. Не слишком многочисленную, но в сумме все-таки превышающую толпу поклонников какого-нибудь скороспелого одноразового блокбастера.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: