Новосибирск 2.3 °C

Заветные мысли Менделеева от 14.11.2009

14.11.2009 00:00:00
Заветные мысли Менделеева от 14.11.2009
Заветные мысли Менделеева от 14.11.2009

Законы, по существу, должны охватывать весь смысл прошлого, всю современность и, что всего настоятельнее, должны предвидеть вероятное будущее страны, насколько оно от законов зависеть может, а потому законодательные учреждения составляют наиболее трудную часть правительственной организации.

Д. И. Менделеев

В прошлой колонке я писал о том, что наши великие ученые были еще и большими гражданами и думали о судьбах своей страны. В частности, я упоминал Дмитрия Ивановича Менделеева. Свои взгляды он изложил в обширных записках, названных «Заветные мысли».

В главе «Желательное для блага России устройство правительства» он делит все правительственные функции на личные (первичные) — законодательство, администрация и суд, и общественные (вторичные) — обеспечение внешних отношений, заботы о просвещении и устройство экономического быта жителей.

Понятно, что власть осуществляет эти функции благодаря бюрократическому аппарату, т. е. чиновникам. Но, в отличие от широко распространенного у нас убеждения, что чиновники — это особый род людей, которые жируют за счет народа, Менделеев полагает, что они плоть от плоти свои: «...Между верховной властью и гражданами во всяком случае неизбежно становятся в промежутке выборные или лично назначаемые чиновники, т. е. посредники-исполнители, из тех же граждан взятые, в которых по их многочисленности всесильно действует общий дух народа и от которых чрезвычайно много зависят все успехи государственные. Это давно кратко выражено изречением: «Всякий народ достоин своего правительства». Именно для того, чтобы изменить этот дух, необходимы два условия — просвещение и предприимчивость. «Мне недостает уменья в доказательстве того, что высшей функцией правительств должно считать заботы о просвещении народа и его промышленном развитии».

Таким образом, система образования — это в первую очередь определенным образом направленное формирование нации, и уже во вторую — професиональная подготовка. «Отношение правительства к народному просвещению вовсе не составляет чего-либо подобного простой благотворительности, а определяется сперва потребностью иметь в администрации подготовленных служащих, а потом сознанием великого влияния должным образом направленного просвещения на все успехи страны, для службы которым (т. е. «благу народному») правительство и начинает сознавать себя назначенным». Иначе говоря, только если изменится сознание народа, изменится и сознание его слуг.

При этом нельзя упускать из виду, что сама система просвещения должна руководствоваться в первую очередь идеей чистой науки, а все остальное вторично. Ни в коем случае нельзя образование подчинять каким-то утилитарным целям. «Сколь возможно полнейшая автономия не только может, но и должна вести все дело народного просвещения к благим для народа результатам лишь при условии как сверху, так и снизу не подмешивать к чистой науке ни внешней, ни внутренней политики».

Можно добавить, что подобную идею позже высказывал и один из крупнейших социальных мыслителей ХХ века Т. Парсонс, полагавший, что первенствующей идеей университета должна быть познавательная рациональность, а уже остальное приложится.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: