Новосибирск 12.3 °C

Мелодия на два голоса

19.11.2009 00:00:00
Мелодия на два голоса
О выставке живописи и графики Ирины и Сергея Агальцовых «Эпизоды».

Об этой выставке мы уже писали. Правда, по не очень веселому поводу. Выставка должна была открыться в Союзе художников еще в начале сентября. Однако как раз в момент ее монтажа залы Союза были опечатаны, а все находящиеся там картины «арестованы». (Таким образом, был, наконец, разрешен давний имущественный конфликт между городом и Новосибирским союзом художников России.) Ни Сергей, ни Ирина к тому конфликту никакого отношения не имели. Мало того, они даже не состоят ни в одном из конфликтующих художественных союзов. Просто, как говорится, оказались не в то время не в том месте. Их выставка была плановой, и дата ее проведения была намечена еще год назад...

Мы тогда пожелали им все же осуществить давнюю мечту и представить городу свои работы. Полушутя даже советовали, когда страсти немного утихнут, использовать ситуацию с арестом работ как хороший рекламный ход... А через месяц выставку согласился принять Российско-немецкий дом. И, судя по многочисленным записям, которые были оставлены в книге отзывов посетителей, незамеченной она не прошла.

В экспозиции собрано семь десятков работ. По тридцать пять от каждого автора — живопись Сергея и акварели Ирины.

Сибирское «кантри»

Мостик, перекинутый через горную речку... Церквушка, утопающая в зелени... Женский монастырь в Колывани... Покосившиеся, но при этом очень «веселые» деревенские заборы («Танцующие заборы»)... Поле цветущих огоньков на Алтае... Флоксы у изгороди... Маки у дома... Сергей отдает явное предпочтение пейзажам «сельским». Наверное, если бы он задался целью непременно нарисовать город, то это был бы город тихих, уютных улочек и деревянных домишек — такие улочки еще сохранились кое-где на городских окраинах. Сибирское «кантри» художника — это его попытка вырваться из цепкого городского потока, «выгородить» свою личную территорию — тишины, созерцания и несуетливого раздумья.

Краски на его картинах намеренно приглушены и ненавязчивы. Незатейливые пейзажи не ошеломляют и не влюбляют в себя с первого взгляда. Они, скорее, «затягивают» в себя постепенно, располагая к неспешному внимательному рассматриванию. В них всегда ощущается присутствие настроения художника. Оно может быть очень разным. Но оно всегда есть. И настроение это очень теплое и светлое.

Сергея Агальцова часто называют «банкиром с душой художника». Пятнадцать лет назад он закончил Новосибирское художественное училище. Профессиональную деятельность, однако, связал не с художественной мастерской, выставочными залами и арт-салонами, а с работой в банке. В настоящее время он — руководитель Службы инкассации Муниципального банка. Кроме того, Сергей — чемпион по рукопашному бою в своей весовой категории и прекрасный танцор. Ну и, конечно, человек с этюдником. Этюдник он постоянно берет с собой, когда выпадает свободная минутка или доводится куда-то уезжать. Судя по большой алтайской серии его работ — именно на Алтае ему работается особенно хорошо.

Городские «сталагмиты»

Ирина Агальцова в своих работах более урбанистка. И, как представляется, более романтик. Банальные офисные многоэтажки на ее акварелях превращаются в гигантские причудливые сталагмиты, тающими свечами поднимающиеся со дна пещеры-мегаполиса («Городские сталагмиты. Новосибирск»). Наверное, так мог бы выглядеть Новосибирск, будь он городом лондонских туманов или петербургских дождей. Погруженные в легкое дымчатое марево, которое так любит художница, дома размываются и теряют определенность своих очертаний — будя фантазии и уводя в мир недосказанности и недоговоренности.

О себе Ирина говорит, что родилась она с карандашом в руках. А дальше все просто: художественная школа — художественное училище — архитектурно-художественная академия... И вечный поиск. Именно этот постоянный поиск и «надиктовывает» ей столь разноплановые и по тематике, и по технике исполнения работы. Сдержанные по цветовой гамме акварели смело соседствуют с совершенно иными — яркими, откровенными, даже провокационными. Ароматом расслабленного курортного рая дышит загорелое тело девушки-топлесс («Закрытая открытость»), доверчиво открыт забывшийся сном мужчина («Сон»), победно блещут «гламурными» стразами ордена на груди серьезного товарища в форме («Мужской портрет в мундире. Фантазия»).

Это именно выставка на двоих, а не просто две экспозиции, случайно сведенные в одном выставочном зале. Несмотря на всю разность темпераментов, техник и тем, эти работы удивительно созвучны. В них есть открытость, свет, удивительная расположенность к окружающему миру, удивление перед его «обыкновенным чудом» и умение отразить это чудо в незатейливых «эпизодах». Не случайно среди откликов в книге отзывов, благодарностей «за уникальную возможность из холодных осенних будней попасть в удивительный, теплый, светлый мир» мы нашли и оставленное кем-то четверостишие Расула Гамзатова:

Столетья таинства полны,

И не исчезнет жизнь, покуда

Есть ощущенье новизны,

И удивления, и чуда...

Иногда свое, личное, бывает гораздо легче выразить чужой поэтической строкой Это первая совместная выставка творческого дуэта. Ранее Сергей и Ирина Агальцовы представляли свои работы по отдельности. Ирина неоднократно участвовала в молодежных выставках — таких как «Артишок» и «Свежее искусство Сибири». Сергей также представлял свои работы на молодежных и студенческих выставках Новосибирска.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: