Новосибирск 4.1 °C

Аналогов в России нет

03.12.2009 00:00:00
Аналогов в России нет
8 лет назад, незаметно и обыденно, в Новосибирске произошла революция.

Не многими тогда понятая и не всеми оцененная — но самая настоящая. Раз и навсегда изменившая отношения разных участников рынка ЖКХ — с противоборствующих на партнерские. Внесшая точность, скорость и «прозрачность» расчетов за услуги ЖКХ — при их полной безопасности. Избавившая население от кипы квитанций и длинных очередей для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Речь идет о создании предприятия МУП «Расчетно-кассовый центр». Сокращенно — МУП «РКЦ».

После реформирования ЖКХ и передачи жилого фонда управляющим компаниям вопрос создания единого информационного пространства, контроля за оказанием жилищно-коммунальных услуг и поступлением денежных средств от населения их поставщикам встал на первое место. А потому год назад в Новосибирске муниципалитетом было принято решение развить и улучшить систему некоммерческих взаимоотношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. То есть организовать взаимодействие независимых и зачастую противоборствующих участников жилищно-коммунального рынка!

И произошло то, что кажется чистейшей фантастикой для всех приезжающих из других городов страны, — было создано некоммерческое партнерство «Объединенная расчетная система». Коротко — НП «ОРС». Структура, с конца 2008 года обеспечившая равный доступ к управлению и контролю над этой системой со стороны управляющих компаний, ресурсоснабжающих предприятий и органов власти.

Судите сами. Учредителями партнерства являются: МУП «РКЦ» города Новосибирска» (власть); 10 крупнейших управляющих компаний (УК), поставщики коммунальных ресурсов (Горводоканал, Сибирьэнерго). А в руки партнерству от РКЦ переданы функции по обслуживанию и развитию общегородской информационной системы. Членство в партнерстве является своеобразным индикатором, признаком высокой степени ответственности его участников перед жителями города и друг другом за дело, которым занимаются.

А главную роль — и это нужно обязательно отметить — в создании этой масштабной системы взаимодействия сыграла муниципальная власть. Именно ее ответственность и оперативность позволили разглядеть будущие проблемы на пути реформирования ЖКХ и помогли удержать контроль над ситуацией в Новосибирске. В отличие от многих и многих регионов России, где органы муниципалитета являются (и это в лучшем случае!) лишь беспомощными наблюдателями жилищно-коммунальных войн.

Отнюдь не редкостью стали случаи, когда к управлению жилым фондом, неважно, ТСЖ это или УК, приходят люди с целью нажиться. Искушение изъять деньги жильцов за услуги и затем благополучно «испариться» для таких людей чрезвычайно велико. Первое, что нужно мошенникам для этого сделать, — скрыть информацию о начислениях, а затем — увести из-под контроля жителей и власти и сами финансовые потоки. В закрытой организации, как мы все понимаем, риск злоупотреблений выше, чем в открытой. А для того чтобы не быть голословной, приведу конкретные примеры.

В Томске отключен от теплоснабжения жилой дом, расположенный по ул. Транспортная, 7 (ТСЖ «Осень). Долгов у дома больше миллиона рублей. По словам жильцов, большинство из них аккуратно платят за горячую воду и тепло, а долги накоплены правлением их ТСЖ. Собственники жилья утверждают, что пытались самостоятельно разобраться с руководством товарищества, даже хотели сменить форму управления домом. Однако администрация ТСЖ отказалась передавать дела УК «Северная», избранной большинством голосов на собрании жильцов.

Еще пример из Томска: ТСЖ «Подгорное». Председатель самовольно завышал тарифы на коммунальные услуги. Сотрудники ОБЭП провели оперативно-разыскные мероприятия. В результате выяснилось, что председатель незаконно присваивал денежные средства жильцов.

Забайкальский край. Бурятия.

Каждое третье муниципальное унитарное предприятие, зарегистрированное в Бурятии, находится сегодня в стадии банкротства. Причина — миллионные долги предприятий перед работниками, поставщиками услуг и бюджетом Бурятии. Проблема не решается даже тогда, когда на базе МУП создается частное предприятие. Накатанная схема ухода от ответственности приводит к тому, что ситуация повторяется из года в год. Согласитесь, удобно создать предприятие на год. Удобно накопить долги. Удобно довести предприятие до банкротства и заработать на этом свой капитал. А затем создать очередное предприятие — «одногодку» — тоже очень удобно.

В Бурятии же в 2008 году оплачено лишь 59% потребленной электроэнергии! Огромный долг за электроэнергию, накопленный ООО «Коммунальник» в течение отопительного сезона в 2008 году, стал причиной временного ограничения подачи электроэнергии.

Что имеем. А теперь скажем о том же, но на другом языке: житейском. Благодаря системе новосибирцы сегодня могут сразу же в «одном окне» оплатить услуги ЖКХ и еще около десятка услуг (телефон, Интернет, детский сад и т.д.). Что, как подсчитано, за год экономит каждой семье Новосибирска примерно 60 часов времени (теперь представьте себя постоявшим с 9 до 3 без перерыва в очереди!). Жаль, конечно, что никто не занимался подсчетом времени и выпитой валерьянки, которые тратились до появления РКЦ при сверке платежей с поставщиками жилищно-коммунальных услуг (тепла, воды, электричества, газа, связи и т.д.). Результаты, несомненно, были бы еще более впечатляющими.

Можно едва ли не в буквальном смысле слова увидеть, что в Новосибирске налажены и развиваются прозрачные отношения между поставщиками и потребителями жилищно-коммунальных услуг. На деле осуществлено взаимодействие между всеми участниками расчетов и к минимуму сведена возможность задержки платежей. А в результате уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг на протяжении последних лет составляет 98%, что, между прочим, является одним из лучших результатов по России. Но ключевым словом для определения системы некоммерческого партнерства будет все-таки безопасность.

Дело в том, что в условиях реформирования жилищной системы России и появления на рынке ЖКХ новых независимых бизнес-участников (управляющих компаний и ТСЖ) точность, скорость и прозрачность расчетов одновременно превратились из удобства еще и в гарантию собственного экономического выживания. Причем абсолютно для всех. Вспомните вышеприведенные истории, да и другие многочисленные истории, описанные СМИ, когда исправно платившие за коммунальные услуги жильцы домов были вынуждены оплачивать эти услуги снова, потому что их деньги были украдены руководителями УК и ТСЖ, а дома угрожали отключить от воды и тепла за неуплату.

Но «придержанные» деньги за уже оказанные услуги, неполучение денег в собственное распоряжение — не менее страшно и для поставщика услуг, который также должен рассчитываться за работу со своими поставщиками, платить зарплату, делать ремонты... Тем, кто оказывает жилищно-коммунальные услуги, жизненно необходима точная и оперативная информация о расчетах населения и гарантированное и быстрое поступление денег на собственные банковские счета.

Муниципальная власть, предоставляющая льготы и субсидии населению на оплату жилищно-коммунальных услуг, осуществляя полномочия собственника в отношении муниципального жилья, как и все остальные участники жилищно-коммунального рынка, тоже кровно заинтересована как в точном и быстром получении информации о количестве получателей льгот и размерах начислений, так и в гарантированном поступлении бюджетных средств их получателям. И еще — последней в перечислении, но никак не по значению для власти является возможность держать руку на пульсе, контролируя движение платежей населения и жилищно-коммунальных предприятий, своевременность и полноту оказания жилищно-коммунальных услуг.

Все это, вместе взятое, называется единой городской информационной системой, благодаря которой Новосибирск избежал массового проявления описанных чуть выше случаев неплатежей и мошенничества. Системой, в которой проводится выверка данных по жилищному фонду, жителям, услугам и тарифам, начисление платежей ведется в соответствии с нормативной законодательной базой, а процесс перечисления денег поставщикам происходит под многосторонним контролем участников расчетов. А гражданин, оплативший услуги, имеет возможность немедленно убедиться в изменении сальдо расчетов, получив квитанцию об оплате (в любом пункте приема платежей) или выписку из лицевого счета (в кассе своей управляющей компании). Что касается его денег, то после полной инкассации средств, собранных в пунктах приема платежей, непосредственные перечисления денег поставщикам осуществляет расчетный банк. А информацию о распределении этих денежных средств между поставщиками обрабатывает и предоставляет в банк НП «ОРС». Обратите внимание: поставщик услуги контролирует полноту получения средств, имея возможность наблюдать весь путь прохождения денег от гражданина — потребителя услуг до своего расчетного счета.

Сколько это стоит? Опыт показывает, что услуги РКЦ, а теперь и НП «ОРС» с каждым годом для тех, кто пользуется этими услугами, стоят все меньше и меньше. К примеру, в 2008 году снижение тарифа на 11% было осуществлено еще в рамках МУП «РКЦ», в 2009 году для УК и ресурсоснабжающих организаций тариф снижен на 17%. В 2010 году планируется снижение этого тарифа почти на 30%. Стоимость услуг НП «ОРС», как ранее услуг МУП «РКЦ», не превышает исторически сложившуюся долю расходов в тарифе жилищных и коммунальных организаций на осуществление деятельности по расчетам и начислению платежей населения и снижена за период существования единой информационной системы более чем в 2 раза.

Затраты на организацию приема платежей также планомерно снижаются. В 2009 году — на 12,5%, а в 2010 году — на 14,3%. Надо ли объяснять, что это деньги жильцов, которые теперь могут быть ими потрачены на какие-то другие важные вещи? Как известно, рубль сэкономленный — все равно что заработанный. К примеру, можно благоустроить на эти деньги детскую площадку около дома, отремонтировать подъезды или крышу.

А вообще, на сегодняшний день в НП «ОРС» обслуживается более 30 управляющих компаний, 270 ТСЖ и ЖСК. (Обо всех говорить не берусь, но ТСЖ моего дома довольно). Открыто более 450 тысяч лицевых счетов, а всего ОРС обслуживает около 1 миллиона 100 тысяч жителей Новосибирска.

Понятно, что, как и любая действующая организация, некоммерческое партнерство ставит перед собой задачи, которые опять же, как любая живая организация, постепенно решает. К примеру: расширение объема услуг, оказываемых управляющим компаниям, в том числе информационного обеспечения пообъектного управления и работы диспетчерских служб. Сокращение перерывов предоставления сервиса. Обеспечение информационной безопасности. Повышение скорости обработки информационных потоков, уменьшение собственных издержек. Как говорил Микеланджело, мелочи делают совершенство, а совершенство — не мелочь.

Подведем итог. Наш мир, увы, не слишком совершенен. Как все мы знаем, плохие новости намного превышают по количеству хорошие. А уж то, что касается хорошего обслуживания людей в сфере ЖКХ, — то это вообще воспринимается многими из нас заоблачно сказочным. Но не сами ли мы порой виноваты в этом, воспринимая хорошее чем-то само собой разумеющимся? Не требующим слов благодарности? А если попробовать говорить людям о том, что они — мы это видим — работают прекрасно?

Созданный 8 лет назад усилиями муниципальной власти МУП «РКЦ», возмужавший до НП «Объединенная расчетная система», не просто доказал свою необходимость всем новосибирцам. Постоянное расширение списка услуг, внедрение инноваций не на словах, а на деле и нацеленность не на прибыль, а на экономическую эффективность — на фоне обычного и часто встречающегося беспорядка и безответственности — не просто радуют, а немножко даже удивляют. Особенно если вспомнить, сколько разных структур эта организация объединяет и сколько разных интересов при этом должна учитывать.

Вспоминайте об этом, когда беззаботно смотрите телевизор (а не стоите в очереди на оплату счетов за квартиру или получение документов на субсидии). И когда не волнуетесь по поводу внезапного общего собрания жильцов, срочно собираемого из-за банкротства вашей управляющей компании, оставившей вам на память о себе многомиллионные неоплаченные счета за тепло, горячую и холодную воду.

Время в большом городе стоит дорого. Ваша финансовая безопасность — еще дороже.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: