КС – катер самоходный. Небольшое маневренное судно, предназначенное для изыскательских работ. Команда уже готова отчалить и приглашает на борт нашу съемочную группу. На флоте шутят: вместо того чтобы ходить по рекам, как все, прямо, эти люди ходят поперек».
Вести катер по своеобразной траектории, которая называется «движение галсами», –обязанность капитана. Приборы, установленные здесь, должны охватить большую площадь водоема. Задача экипажа – промерять глубины, говорит Виталий Красильников, начальник изыскательской партии. Он выходец из династии речников. На флоте с 1994 года.
«В изыскательских партиях работают в основном те, кто знает реку. Он должен видеть ее. Где мелкая часть, где глубокая. Где у тебя яма, а где камень. Смотришь на нее: если, например, ветра нету, а она рябит, значит, там глубина. А если гладкая вода там сверху – будет мелко», – пояснил начальник изыскательской партии Виталий Красильников.
Сегодня эта партия работает на Оби, возле острова Медвежий. Курсируя между берегами, Виталий учитывает скорость ветра и течения, чтобы идти по правильной траектории. Соблюдать определенное расстояние от одного галса до другого. Иначе в измерениях будет путаница. Такова особенность приборов. Надо внимательно смотреть по сторонам. Пропускать грузовые и пассажирские корабли, которые следуют по судовому ходу. По правилам, у них главная дорога.
«Промеры изыскатели начинают всегда снизу вверх, то есть против течения реки. Просто капитану удобнее держать судно. Промерный комплекс состоит из эхолота. В данном случае мы используем «Кристалл-40В». Из станций GPS-ГЛОНАСС и персонального компьютера, на котором установлено нужное программное обеспечение. Также на берегу находится корректирующая станция, которая уменьшает погрешность наших промеров», – рассказал производитель путевых работ Алексей Стихин.
Данные о промерах обрабатывают в Затоне, на брандвахте. Потом их передают коллегам из администрации Обского бассейна внутренних водных путей. Специалисты решают, куда переставить буи, чтобы обозначить новую безопасную дорогу для теплоходов. Если в этом нет смысла (мели везде!), на реку выводят земснаряд – судно, которое углубляет дно. Конфликты с рыбаками и любителями пляжного отдыха – привычное дело для изыскателей.
«Были случаи: бутылками кидались и камнями. Они-то думают, что мы просто так туда-сюда катаемся. Им рыбу распугиваем. Но это же не так! Особенно, если где-то в районе деревень или населенных пунктов делаешь промеры, выбираешь лучше рабочие дни, чтобы как можно меньше отдыхающих было. Если выпадает на выходные, стараешься не ехать туда. Нам надо до самого берега дойти, а они просто не дают этого сделать. А если каждому объяснять, чем мы занимаемся, так и день пройдет!» – говорит начальник изыскательской партии Виталий Красильников.
Увидев тех, кто попал в беду, изыскатели спешат на помощь. Виталий Красильников, например, спасал утопающих. А однажды на границе Томской и Новосибирской областей теплоходом буксировал… автомобиль! Незадачливые рыбаки вечером оставили его у реки. За ночь уровень воды поднялся до лобового стекла. Капитан зацепил машину тросом и вытянул на сушу.