Новосибирск 0.5 °C

Каскад ролей разнообразных

13.01.2010 00:00:00
Каскад ролей разнообразных
50-летие сценической деятельности отметил недавно заслуженный артист России Валерий Чумичев. Личность яркая, неповторимая, творческая, он — заметное явление в культурной жизни города и области. Созданным и сыгранным на протяжении полувека ролям Валерия Чумичева аплодировало не одно поколение зрителей.

Родился на Украине в мае 1941-го — в самый канун войны. Отец ушел на фронт. Мать с тремя детьми отправилась в эвакуацию. Полгода добирались в теплушках до Новосибирска. Обосновались в бараке, только после войны получили комнатушку в перенаселенной коммуналке левобережья. Несколько семей жили дружно, как говориться, с «ключами под ковриком», мальчишки играли в дворовый футбол, волейбол. Увлечение спортом в послевоенные годы было всеобщим. Юный Валера пошел в секцию бокса. И всё детство было пронизано ожиданием отца. Отец с войны не вернулся…

Как возник театр? Может, привлек внимание высокий, яркий мужчина в папахе, меховом пальто — известный актер «Красного факела» Вадим Лиотвейзен, который руководил народным театром в том же ДК имени Ефремова, где находились спортивные секции. Может, сыграло врожденное любопытство и стремление к новому, неизведанному. Но как-то незаметно молодой рабочий завода переместился с ринга в репетиционный зал. Лиотвейзен стал первым театральным учителем, ввел в первые спектакли, открыл незаурядные способности молодого артиста. И только радовался, когда в 1959 году Валерия Чумичева пригласили в профессиональную труппу областного, или, как его ещё называли, колхозно-совхозного театра. Обслуживание сельских зрителей было в то время программной деятельностью театра: исколесили всю область, выступали в клубах, а то и просто под открытым небом. Профессию приходилось постигать непосредственно в спектаклях, на сцене. И когда Валерий Чумичев решил показаться в Новосибирском театральном училище, его взяли сразу на третий курс! Его сокурсниками оказались молодые ребята, ставшие впоследствии известными актерами: Людмила Одиянкова, Владлен Бирюков, Вадим Наймушин.

60-е годы оказались для Валерия Чумичева временем поиска. Он ездил по разным городам: Свердловск, Казань, Рига. Искал свой театр. Сходился и расходился с режиссерами, актерами. До сих пор с почтением вспоминает гениальных артистов, с которыми довелось работать вместе в тот период: Марсель Салимжанов в Казани, Борис Ильин в Свердловске, отец известного ныне киноактера Владимира Ильина — Адольф Ильин. А в татарском театре вспоминается ему случай не «дедовщины»… «бабковщины». Известная прима, народная артистка, узнала, что очень много внимания стало оказываться молодой, начинающей актрисе, заявила, что не выйдет на сцену, пока та не зашнурует ей ботинки! И «та» зашнуровала…

Всё шло в копилку жизненного и театрального опыта молодого актера.

«Смотрите, кто пришел!» — писала критика в 1971 году, когда Чумичев вернулся в Новосибирск и вышел на сцену ТЮЗа. Темпераментный, романтичный, с прекрасными актерскими данными, он сразу полюбился зрителям.

Настоящим королем сцены назвала его критик Марина Рубина, посмотрев актера в роли Подхалюзина в спектакле по Островскому «Свои люди — сочтемся». Разбору этой роли посвятил страницы в своей книге известный театровед Лоллий Баландин, отдавая дань многослойной палитре красок — от угодничества и подхалимства до жестокости хищничества, которую исполнитель применил для создания этого «сатанинского» образа.

В театр «Красный факел» актер перешел в 1976 году уже зрелым мастером, надолго связав свою судьбу с прославленной сценой. Когда читаешь театральную прессу городов, где гастролировали краснофакельцы, — рецензии, отзывы о спектаклях, — невольно обращаешь внимание, что в ней обязательно есть очень доброжелательные строки о работах именно этого артиста. Луначарский в «Большевиках», Гаев в «Вишневом саде», Великатов в «Талантах и поклонниках», роли в спектаклях по Булгакову, Шукшину, Вампилову — мало меняясь внешне, каждый раз Валерий Чумичев умел быть другим по характеру, по содержанию «второго плана», по речевым акцентам, и всегда достоверен, профессионально точен. Он сыграл в «Красном факеле» уже более 100 ролей, собрал все возможные театральные награды. Но главное — он никогда не разочаровывает своих многочисленных поклонников.

«Лучшая роль сезона» 1993-го — награда в знаковом для «Красного факела» спектакле «Кандид». Впервые на академической сцене драматического театра играют мюзикл. Но какая уж тут для Чумичева роль? Тут каскад ролей! Однако после премьеры критики писали: «Сколько раз пришлось менять «маски» Валерию Чумичеву! Мудрый, ироничный Вольтер, на глазах у зрителей создающий свою невероятную историю; доктор Панглос, уверяющий, что «в самом лучшем живем из миров»; не в меру страстный и на редкость коварный губернатор сказочной Картагены; крестьянин, возделывающий сад. Новая роль — новые краски, переход от одного образа к другому происходит за несколько секунд».

Ещё одна удача актера — роль Звонарева в спектакле «Сорри…» по пьесе Галина. Более 10 лет не сходил спектакль со сцены «Красного факела». Именно с этой постановкой Валерий Чумичев гастролировал в США, выступал в Нью-Йорке, Бостоне, Сан- Франциско, Сент-Поле, Минеаполисе. И опять американская пресса отмечала, что спектакль никого не оставлял равнодушным из-за искренней игры исполнителя главной роли.

Один из лучших творческих вечеров в истории Дома актера тоже заслуга Валерия Чумичева. Шесть различных персонажей, шесть характеров — от короля Клавдия из «Гамлета» до Фарятьева из «Фантазий Фарятьева». При самом минимуме внешних средств. Не ради самоутверждения или исполнения нереализованных желаний. Задача у Чумичева была гораздо сложнее — подвергнуть лабораторному исследованию себя как актера, дать новый импульс своему творческому мышлению. Это страстное желание постоянно докапываться до самой сути при создании образов, спектаклей актер не утратил и по сей день.

В 2004 году Валерий Чумичев в совершенно новой для себя роли — роли директора — возглавил Новосибирский драматический театр «На левом берегу», где много внимания уделяет качеству спектаклей, профессиональному воспитанию молодых артистов, являясь, по сути, художественным руководителем театра.

Его кредо — не изменять первой профессии. Он вовсе не устал на долгом актерском пути, не утратил своего сценического обаяния, взрывного темперамента, он молодо выглядит и продолжает выходить на краснофакельскую сцену. Одна из последних работ — роль Чекалинского в пушкинской «Пиковой даме». Яркий, запоминающийся образ стал одной из составляющих успеха спектакля на Международном театральном фестивале в Болгарии в 2008 году, работа была отмечена в столичной прессе. И совсем недавно он сыграл свою очередную в «Красном факеле» роль — академика Игнятовича в спектакле «Саранча», вновь поделившись с публикой своим блестящим мастерством, умением передавать эмоции и заветные мысли тотчас — от сердца к сердцу.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: