Новосибирск 3.2 °C

Как полечил, такой и заработок получил

22.01.2010 00:00:00
Как полечил, такой и заработок получил
Здравоохранение Новосибирской области нацелено на объективный рост качества оказания медицинской помощи — в соответствии с запросами времени. Однако в оплате труда тех, кто нас лечит, еще присутствует уравниловка, хотя уже имеются условия и поставлены задачи для ее преодоления.

Требуется инновационный подход в мотивации труда работников медицинских учреждений. Об этом шла речь на итоговой коллегии департамента здравоохранения области.

Ориентир на рост качества
Генеральный директор областного фонда обязательного медицинского страхования Олег Агеев назвал новосибирскую областную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2010 год уникальной. В документе впервые четко определены сроки ожидания пациентом плановой медицинской помощи: к участковому врачу — не более двух дней, к узкому специалисту — не более пяти, очередь на любые диагностические исследования не должна превышать десять дней. Доступность медицинской помощи — не отдельная категория, а также показатель качественной работы системы здравоохранения.

Повысится и комфортность пребывания пациентов в больнице. В программе госгарантий появилось указание на то, что в палате круглосуточного стационара должно быть размещено не более четырех коек, при этом на одного пациента должно приходиться не менее семи квадратных метров. С этого года койко-местом в стационаре бесплатно будут обеспечиваться и родители, которые ухаживают за ребенком до пяти лет.

Важнейшим условием в ряду требований к качественному выполнению новой программы госгарантий определена такая рискованная для организаторов здравоохранения категория, как удовлетворенность пациентов оказанием медицинской помощи. Надо заметить, что год от года обратная связь, работа с обращениями населения и анализ жалоб становятся качественнее. Выражение «честь мундира» обретает свое истинное значение, очищается наконец от ложного смысла: «человек в белом халате всегда чист».

На что жалуетесь?
В адрес департамента здравоохранения области в 2009 году поступило 948 устных и письменных обращений граждан. Сравним: за предшествующий год их было более 1300, общее число жалоб уменьшилось на 28,6 процента. Анализ жалоб показал, что за год отмечается уменьшение обращений по поводу ненадлежащего качества оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях. Практически отсутствуют жалобы на невнимательность медработников к пациентам в частной системе здравоохранения, однако в муниципальной системе процент жалоб на грубость пока высок.

Значительно снизилось количество обращений по вопросам, связанным с льготным лекарственным обеспечением: в 2009 — 168, в 2008 — 448 обращений. В два раза уменьшилось число жалоб на взимание денежных средств за медицинские услуги.

Плюс-минус интерес...
Зарплата в здравоохранении выросла. Напомним, что с декабря 2008 года был увеличен размер базового фонда оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы области. Размер заработной платы за 2009 год увеличился по врачебному персоналу на 15 процентов, по среднему медицинскому — на 18, по младшему — на 25 процентов. Средняя заработная плата врачей — 22,8 тысячи рублей, среднего медперсонала — 13,6 тысячи, младшего персонала — 7,3 тысячи рублей.

В ушедшем году в области была введена отраслевая система оплаты труда. Ее основные принципы: фонд заработной платы рассчитывается на физическое лицо; сняты ограничения в «потолке» зарплаты для сотрудников в зависимости от объема и качества оказанной медицинской помощи; руководитель совместно с трудовым коллективом, профсоюзом может определять нагрузку каждого работника путем заключения контракта. Это позволяет сделать реальные шаги в решении проблемы уравниловки в оплате труда работников системы здравоохранения.

Во введении социальных стоматологических сертификатов присутствует мотивационный принцип финансирования: от норматива стоимости 20 процентов идут на оплату труда исполнителям. В 2010 году на систему детских и взрослых стоматологических сертификатов планируется выделить 100 миллионов рублей, 38 процентов из которых должны пойти на оплату труда врача, техника и младшего медицинского персонала.

Для совершенствования оплаты труда и оптимизации бюджетных расходов из штатных расписаний учреждений были исключены свыше 4300 вакансий, пересмотрели нормы нагрузки на работников. Определен норматив расходов на оплату труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров. Высвободившиеся средства направлены на оплату труда работников, осуществляющих основную деятельность, в результате чего средняя заработная плата работников учреждений здравоохранения увеличилась на 19 процентов.

Вместе с тем руководитель департамента здравоохранения области Владимир Степанов в докладе на коллегии сделал неутешительный вывод: при наличии достаточной материально-технической базы отсутствует инновационный подход в мотивации труда медицинских работников в зависимости от качества выполняемой ими работы. Проще говоря, уровень заработной платы выравнивается вне зависимости от конечного результата. Это не может не отражаться на внутреннем настрое работников и в конце концов на том, что и как они делают. Словом, уравниловка, которая складывается в результате неэффективного управления, не столь безобидна, как может казаться руководителям медицинских учреждений.

Идет эксперимент
Можно ли улучшить доступность и качество медицинской помощи путем введения системы подушевого финансирования амбулаторно-поликлинической службы? Ответ на этот вопрос будет получен по завершении эксперимента, который идет с сентября 2009 года в Барабинской ЦРБ и участковой больнице на станции Барабинск. В этих лечебных учреждениях разработаны и утверждены положения о порядке оплаты труда медицинских работников в условиях подушевого финансирования. Надбавки стимулирующего характера выплачиваются при условии достижения качественных показателей (были специально разработаны критерии их оценки, определены объемы общей нагрузки на специалистов).

На заседании коллегии были названы первые результаты. За три месяца экспериментальной работы в Барабинской ЦРБ сократилось число вызовов «скорой помощи» по поводу заболеваний к взрослым на 25 процентов. Меньше стало жалоб от населения и пациентов в администрацию района, в ЦРБ. Улучшились показатели охвата диспансерным наблюдением больных с гипертонией и ишемической болезнью сердца. Возросло число посещений врачами пациентов на дому.

Что дальше?
Владимир Степанов заявил, что методы управления системой здравоохранения в области должны быть реформированы. Оценка эффективности работы, уровень заработной платы необходимо сориентировать на конечный результат и качественные показатели.

Департамент здравоохранения области, главное управление здравоохранения мэрии Новосибирска, главные врачи центральных районных больниц должны перейти на принцип проектного управления, которое предполагает не дублирование функций, а концентрацию всех кадровых, материально-технических ресурсов на достижение конечного результата.

В отдельных учреждениях здравоохранения около 40 процентов всей заработной платы уходит во вспомогательные службы (бухгалтеры, кладовщики, электрики, грузчики и так далее). Задачей номер один является изменение структуры трат: 80 процентов должно направляться на оплату труда людей, непосредственно связанных с пациентом.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: