Новосибирск 9.7 °C

Новая школа — новые горизонты для наших учителей

05.02.2010 00:00:00
Новая школа — новые горизонты для наших учителей
Щедрость по призванию. Это можно назвать основной чертой школьного учителя, определяющим признаком массовой — и все равно самой «штучной» — профессии! Всю жизнь они, педагоги, копят, копят, копят знания для того, чтобы отдавать — ежедневно и ежечасно — своим ученикам. Детям. Тем, кто, как известно, является нашим будущим. Нынешний год в России объявлен годом Учителя. И девиз его: «Это год тех, кто создает будущее».

Для того, чтобы наше общее будущее было таким, как мы мечтаем, всем нашим педагогам предстоит серьезная работа. Задачи, поставленные Президентом России Дмитрием Медведевым в качестве приоритетных в рамках реализации общероссийского образовательного проекта «Наша новая школа», потребуют от них новых подходов к делу, которому они служат, к себе как творческой личности, к социуму. Ну а миссия их останется классической и неизменной: нести свет знаний, свет добра, свет любви к людям.

Сегодня мы публикуем подборку фотоснимков героев года. Желаем им здоровья и успехов в начинаниях — с годом Учителя, дорогие педагоги!

Встреча в среду губернатора Новосибирской области Виктора Александровича Толоконского с педагогами области в актовом зале института повышения квалификации и переподготовки работников образования стала продолжением разговора о грядущих изменениях в отрасли, начатого в понедельник в «Глобусе» на торжественной церемонии открытия года Учителя в нашей области. Изменениях, не надуманных, не навязанных кем-то, подчеркивал губернатор, а жизненно необходимых нашей стране. Потому что в нас самих ментально и исторически заложены очень высокие требования к месту России в мире. А для этого нам сегодня необходимо развиваться быстрее, чем весь мир: обогнать другие развитые страны, как говорится, не догоняя. Поэтому, даже если вдруг мы не будем ничего менять в системе образования, оно все равно — конечно, очень-очень медленно, гораздо медленней, чем надо, — но само подстроится под новые вызовы жизни.

— Потому что образование и есть развитие! — подытожил эту мысль губернатор.

«Роль учителя в модернизации образования и общества» — так в программе мероприятий недели, открывающих год Учителя, была обозначена тема выступления Виктора Александровича Толоконского перед работниками образования. Но встреча, продолжавшаяся около двух часов и включившая в себя ответы руководителя области на многочисленные вопросы педагогов, конечно же, раздвинула рамки заявленной темы. Хотя ключевая фигура образовательного процесса — учитель — не выпускалась из виду. Причем вначале губернатор обозначал проблемы в современном образовании, затем — предполагаемый им алгоритм выхода из сложившейся ситуации и намеченные либо уже принятые в данном контексте управленческие решения.

А то, что проблемы эти отнюдь не поверхностны, скорее, системны, Виктор Александрович обозначил так:

— Я думаю, вы хорошо понимаете, может быть, не совсем согласны с какими-то конкретными оценками, но понимаете, что проблема есть. Мы сегодня все больше чувствуем то, что развитию страны, развитию ее экономики, развитию социальных отношений в обществе препятствуют проблемы образования. Уровень образования, уровень подготовки специалистов, уровень гражданской и духовно-нравственной ответственности сегодня не позволяют нам решать очень многие задачи развития. Такого в современной истории раньше не было. Мы всегда говорили, что есть проблемы в образовании, но они связаны то с нашей бедностью, то с какими-то историческими периодами и трансформациями, сегодня же какие-то вещи вообще необъяснимы. Мы допустили, к примеру, катастрофическое падение престижа инженерного, технического образования, и поэтому некоторые жизненно необходимые стране профессии (инженеров, технологов, проектировщиков, конструкторов) «выпали» из зоны внимания и ответственности системы, призванной не только готовить специалистов, но и создавать предпосылки и мотивации для молодых людей, прежде всего выбрать, а потом и успешно овладеть инженерной профессией. И эта проблема очень широко разветвлена: от качества преподавания естественных и точных дисциплин в школе до их собственного, этих дисциплин, развития. Потому что проблемы, которые сегодня переживает производство, через несколько лет неизбежно станет переживать фундаментальная наука. Или, казалось бы, совершенно иная плоскость, но также благополучия не просматривается: при всем интересе общества к гуманитарной сфере уровень подготовки кадров и здесь оставляет желать лучшего. И так далее, и так далее.

Еще буквально несколько лет назад, заметил Виктор Александрович, я бы был спокоен, если бы нашел дополнительные ресурсы финансирования, мог бы добавить какие-то ресурсы в инфраструктуру — оборудование, техническое переоснащение. Это и в настоящее время крайне важно, и совершенствоваться в этом направлении необходимо, но...

— Одними решениями по совершенствованию материальной базы уже не обойтись. Нужны новые методические подходы, нужна новая школа не только по материальной базе и уровню обеспечения учителя, но должен быть уже и новый, обновленный учитель, и новые, обновленные требования к учителю, новые требования к семье. Словом, сложность вопросов увеличилась и круг проблем стал значительно расширяться по сравнению с тем, чем вы, педагоги, занимались в прежнее время.

Кто он — новый, обновленный учитель, как им стать? Этого вопроса аудитория руководителю области не задавала, потому что накануне, в день открытия года Учителя, познакомилась с тезисами, подготовленными губернатором к выступлению в «Глобусе», где об этом было рассказано подробно:

«Всем нам совершенно очевидно, что нельзя решать задачи, заявленные главой государства, без компетентного, талантливого, здорового, энергичного педагога. Мы должны понимать, какие бы ни вкладывались ресурсы в технологическое, техническое, организационное, управленческое обновление, все-таки учитель определяет результат, качество образования. Никакие технологии не могут заменить учителя. И сегодня необходимо не просто что-то изменить в организации работы педагога, мы хотим изменить настрой учителя, изменить его энергетику — это очень сложно».

В частности, самым главным новым качеством идущего в ногу со временем учителя названа новая мера ответственности за реализацию личностного потенциала ученика, а следовательно, новая мера собственной компетентности и запаса самых современных знаний.

В результате многолетнего внимания к этому вопросу и ряда мер, предпринятых областной администрацией, в школу пошла молодежь. И в связи с новыми задачами, стоящими перед школой, подготовка молодых педагогов также должна выйти на новый уровень. Но преимущественно в большинстве своем эти новые задачи предстоит решать учителям среднего и старшего поколения. А это, как особо отметил губернатор и в тезисах, и на встрече в НИПКиПРО, предъявляет в свою очередь новые требования к системе переподготовки и аттестации педагогов и управленцев от образования:

«Необходимо решить задачу перехода к индивидуальным программам повышения квалификации учителя… Необходимо разработать такой механизм аттестации учителя, чтобы он стимулировал педагога на разработку собственной образовательной траектории. И предоставить педагогу право выбора образовательных учреждений, наиболее полно отвечающих его образовательным потребностям».

По мнению губернатора, значимым стимулом и условием повышения качества работы педагога, конечно, является эффективная система материальной поддержки. И здесь есть принципиальные подвижки, они — в принципиальном изменении нормативов по заработной плате учителя. Благодаря этому за три последних года заработная плата педагогов выросла в 2,2 раза и в 2009 году составила около 14 тысяч рублей, то есть 89 процентов от среднего норматива в экономике.

И главной задачей этого года, сообщил Виктор Александрович, будет переход к еще более эффективному нормативу финансирования учреждений общего и профессионального образования. Причем у руководства этих учреждений, лучшие из которых будут переходить в статус автономных, появится реальная возможность достойным образом стимулировать высокое качество работы конкретных педагогов. Что, безусловно, будет стимулировать рост качества образования в целом.

* * *
Разговор о новой школе был подробным. Он касался вопросов почти философских: верит ли первое лицо региона, что кардинальные позитивные изменения в образовании возможны, до частностей — почему в штатном расписании учреждений образования недостаточно психологов и логопедов? Первый вопрос вызвал дружный смех зала: не верил бы — не уделял бы столько внимания этим проблемам. Сам губернатор сказал, что, безусловно, верит, и другого пути для России нет, ведь: «Образование и есть развитие». Второй вопрос прокомментировал уже прозвучавшим в его выступлении тезисом, что основа новой школы — это ее самостоятельность как в решении кадровых, так и всех других проблем.

Но главное, говорили Виктор Александрович Толоконский, представляющий в Новосибирской области высшую государственную власть, и работники образования на одном языке, понимая друг друга с полуслова, что априорно было самым весомым аргументом в пользу осуществимости серьезных позитивных изменений в отрасли в самое ближайшее время.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: