Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Есть пиар, есть джиар. Может ли быть диар?

2010-02-11
Валентина Мальцева
Есть пиар, есть джиар. Может ли быть диар?
Напомним, на прошлой неделе в Новосибирске завершил работу Международный молодёжный образовательный форум «Форос — Сибирь-2010». Здесь студенты сибирских городов слушали лекции ведущих российских экспертов — политологов, юристов, экономистов, активно работали на «круглых столах» по заявленной теме: «Россия XXI: социальные вызовы и модели решения».

Докладчиками на форуме были, в частности, Лидия Тимофеева, заместитель заведующего кафедрой политологии и политического управления, профессор Российской академии государственной службы (РАГС), Павел Толстых, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Сергей Марков, председатель Национального гражданского совета по международным делам, депутат Государственной думы.

Лидия Николаевна посвятила свое выступление профессии, которая совсем недавно получила официальный статус, — вошла на полных правах в государственный реестр, учрежден и соответствующий профессиональный праздник: 28 июля 2003 года российские пиарщики отмечают День PR-специалиста.

Напомним: PR — Public Relations — связи с общественностью. Государственное признание вывело эти связи из разряда теневых профессий. «Пиар» приобрел статус такого же необходимого инструмента, как маркетинг, реклама и другие направления деятельности организации, способствующие развитию ее основного бизнеса. То есть речь, уточним, идет о связях бизнеса и некоей общественности. Предмет довольно сложный, у пиара есть масса практически применяемых моделей, но их общая суть более-менее становится ясной, если скажем: пиар служит тому, чтобы убедить людей принять точку зрения какой-либо организации на товары, услуги, на властные и руководящие решения. То есть без откровенного вранья, «настолько правдиво и точно, насколько можно».

Но жизнь не стоит на месте, и бизнесу требуется уже убедить не только общественность, но и государственные структуры принять точку зрения организации, а затем — и официальные решения (законы, распоряжения), содействующие реализации неких интересов, претендующих на звание государственно важных. Это полностью самодельное определение автора произошло из желания в одном абзаце изложить двухчасовую лекцию о так называемом джиаре — Government Relations — связях с государственными органами. GR-щики (джиарщики)— это те, кто «наводит мосты между бизнесом и властью, чтобы по этому мосту дальше пошли лоббисты» — так определяет понятие Павел Толстых. Павел Александрович — ведущий российский специалист по проблемам продвижения интересов в органах государственной власти. Законодательство, антимонопольное регулирование, бюджетный процесс, налогообложение и налоговые споры, антикризисные решения — вот неполный список вопросов, c которыми связана его консультационная практика. Павел — автор многочисленных публикаций, посвященных взаимодействию бизнеса и власти, им написаны книги «Практика лоббизма в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации» и «GR. Практикум по лоббизму в России». Вот как он определяет занятие лоббиста: это тот, кто обладает политическим ресурсом, доступом к телу чиновника и может решить конкретный вопрос в органе власти. GR-специалист — тот, кто мониторит ситуацию и выстраивает отношения с властью на цивилизованной профессиональной основе.

Согласитесь, запахло чем-то нехорошим?

Да, так и есть — цивилизованной коррупцией. А все потому, что лоббирование бизнес-интересов в России проходит в узком кругу, и логика принятия решений обществу непонятна. Это уже осознается на самом верху — в национальный план по борьбе с коррупцией внесен раздел о принятии в России закона о регулировании лоббистской деятельности. Такое законодательство есть во многих странах.

И вот когда участники форума обсуждали столь занятную тему, прозвучал из зала сакраментальный вопрос:

— А кто лоббирует интересы народа?

Павел Александрович как-то совсем не в научной простоте ответил: никто.

То бишь, диар — Demos Relations невозможен.

С таким ответом, конечно, не мог согласиться депутат Государственной думы Сергей Марков. Сергей Александрович объяснил, что эта связь всегда опосредована, для чего и созданы такие механизмы, как законодательные собрания... Что принятие законов очень сложный процесс, при этом депутат сравнил его с коридором, имеющим многочисленный ряд дверей. Каждая из них открыта до определенного момента: не успел туда войти, и все — документ ушел без поправки, возможно, очень необходимой...

Грамотная аудитория в задумчивости затихла.

И в этой тишине осталась звучать нерешенная проблема: корпорации, партии научились виртуозно владеть разными видами Relations, и порой принимаемые решения удачно замаскированы под «в интересах народа». Возьмем самый безобидный, неполитический пример международного скандала с птичьими, свиными и прочими выдуманными гриппами. Раскрученные на понятном страхе темы принесли миллионные прибыли. Уже названа в числе виновных ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). А страна все еще закупает на бюджетные деньги вакцины и призывает прививаться...

Это означает только одно: ни прямые, ни опосредованные механизмы Demos Relations не отлажены. Мы участвуем в ролевых играх, тренингах, реалити-шоу, иные жанры пока непопулярны.

Хорошо, что новое поколение действительно понимает: нужно поискать свои модели решений на вызовы времени.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Похожие новости
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Вакцинацию препаратом от коронавирусной инфекции «ЭпиВакКорона» прошли первые пять добровольцев в возрасте 60 лет и старше, сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора.
Добровольцы начали доставлять льготные лекарства пациентам из группы риска в Новосибирске - пожилым людям и тем, кто по состоянию здоровья не может прийти в поликлинику.
Фуд-корты, детские площадки и кинотеатры в торговых центрах попали под ограничительные меры с 16 ноября. Общепиту две недели можно работать лишь навынос. Новосибирцы стараются обхитрить систему и едят гамбургеры по углам, отворачиваясь от охранников. На самом большом фуд-корте в «Меге» посетители продолжают обедать за столиками некоторых ресторанов.
Наряду с обеспечением населения медикаментами в центре внимания и продовольственная безопасность. В правительстве региона обсудили, как помочь оптовым и розничным продуктовым рынкам в Новосибирске - они оказались в трудной ситуации из-за пандемии.
На дистанционное обучение с понедельника, 16 ноября, перешли 40% школьников региона или 140 тысяч учащихся. У многих из них возникают проблемы организационного и технического плана, а кто-то за три дня дистанционки успел получить двойку - за неподключение. Министр образования региона заявил, что так оценивать успеваемость сейчас недопустимо.
Пимокатный двор появился в Новосибирске. Открыл его умелец, который больше десятка лет делает обувь из шерсти, без каких-либо механизмов. Корреспонденты ОТС узнали, сколько времени мастер тратит на одну пару и почему носит повязку на голове.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^