Новосибирск 2 °C

А источник света — в Колывани

16.02.2010 00:00:00

Напомним, уже с этого года в структуру основной учебной программы во всех школах страны войдёт предмет, направленный на духовно-нравственное воспитание детей и подростков. Это и стало одной из ключевых тем прошедших бесед.

Вторые колыванские чтения под названием «Молодёжь, образование и культура в современном обществе» открыл руководитель Колыванского района Виктор Аверин. Он заметил, что сегодняшние поиски духовной почвы под ногами продиктованы нестабильностью социальной и политической обстановки в стране, необходимостью выработки «национальной идеи». В этом представителя района поддержал игумен Феодосий, руководитель общеепархиального духовно-просветительского центра Новосибирской епархии. Основной темой доклада отца Феодосия стала, казалось бы, простая, однако неуловимая в круговороте повседневных дел, мысль. А именно: главное и, пожалуй, единственное средство формирования идеологии и жизненных установок — коммуникация. И это, несомненно, более чем веский аргумент в пользу таких встреч, как Рождественские чтения.

«Религия — это общение», — утверждает батюшка. Причём так было всегда, а не только в наш бурный век. Тем не менее именно сегодня мы наблюдаем то, что называют духовной войной: самые разные информационные потоки активно борются за сферу влияния на каждого из нас. Любой поток информации, по словам отца Феодосия, — не что иное, как отдельная религия со своими собственными заповедями и обрядовой системой. Взять хотя бы ту же рекламу, где любому товару придаётся сакральное значение.

Неудивительно, что мы недооцениваем влияние многосторонних потоков информации, ведь нам неизвестны понятия и категории духовной жизни. Логично высказать недоумение: как связано одно с другим? Поставим вопрос иначе: кто из нас может чётко ответить на вопрос, что такое, скажем, проповедь? А ведь упомянутая реклама выстроена как раз по законам проповеди. Такое построение и позволяет жертве телевизионного экрана сделать уверенный шаг в формировании определённой системы ценностей.

Не столь категоричен проректор Новосибирского государственного театрального института Василий Кузин, который, вопреки некоторым научным изысканиям, считает: не поддаваться деструктивному влиянию не так сложно, как кажется. Тем не менее примеры влияния не самых лучших установок встречаются куда чаще, чем хотелось бы. Подчистую, выражаясь научными терминами, даёт о себе знать так называемая социальная детерминация.

Выступающий привёл красноречивые примеры. Следует ли школьник, играющий на скрипке с малых лет, своему духовному пути, если родители постоянно напоминают: будь не хуже других? Является ли примером высокой духовности детский концерт художественной самодеятельности, когда на первый план выдвигается престиж школы в противовес реальному творческому развитию ребят? Как квалифицировать критерии успешности ученика с точки зрения его проявления в социальной группе? Можно ли назвать нравственными такие мотивы, как приобретение определённого социального статуса? Однозначно ответить на эти вопросы трудно. Ещё труднее, когда такие понятия, как мораль и нравственность, встают по разные стороны баррикад. Так, молодые люди нередко задаются вопросом, какую профессию выбрать: исходя из соображений морали, к примеру, из уважения к родителям или же исходя из нравственных критериев — то, что просит и умеет душа? Классическая ситуация, когда одно с другим не совпадает, встречается на каждом шагу.

И всё-таки что же предстоит изучать школьникам и будет ли успешным такой эксперимент, как появление новой для нашей страны учебной дисциплины? Игумен Феодосий поясняет:

— Изучать будут точно не Священное Писание. Сегодня настолько утрачены духовные основы, что при изучении Писания ребята испытают внутреннее противоречие. Красота рекламы, блёстки влекут за собой, а Закон Божий гласит: нельзя. Нужно изучать православную культуру России. Основы духовности и нравственности должны преподаваться на примерах наших соотечественников. Почему Александр Невский защищал своё Отечество? Почему Борис и Глеб готовы были пожертвовать собою? Потому что существует вечность, потому что эти люди сделали особый выбор, повлияв на нашу сегодняшнюю жизнь. Вопрос о том, кто будет жить после нас на нашей земле, и определяет беспокойство о духовной, морально-этической традиции, которую мы хотим утвердить после того, как закончится век нашей земной жизни. Именно поэтому мы сегодня говорим о нравственности.

И всё же пока вердиктом педагогов и представителей общественности, собравшим- ся на обсуждении после официальной части, стало одно: будем пробовать. Ведь масса вопросов повисла в воздухе не только для колыванцев и новосибирцев в целом, но и для жителей всей страны. Так, пока не решено: будут ли оценки? Сомнительно, что ученик с тройкой по основам духовной культуры сформирует удовлетворительное мнение о предмете изучения. Да и общепринятой для страны методики преподавания нового предмета на сегодняшний день нет.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: