Новосибирск
25.03.2010 00:00:00
Время собирать единомышленников
С руководителем департамента культуры Новосибирской области Натальей Васильевной ЯРОСЛАВЦЕВОЙ мы встретились незадолго до общероссийского Дня работника культуры. И был этот разговор в какой-то мере подводящим итоги деятельности самой Натальи Васильевны: она возглавила департамент чуть более года назад.

Причем придя в культуру из сферы образования, что называется, очень подкованным и продвинутым современным управленцем. Как оказалось, опыт этот в родственной гуманитарной отрасли не просто пригодился — был чрезвычайно ценным.

— Наталья Васильевна, понятно, что первый год в новой должности был непростым, да еще с такой не слишком приятной особенностью, как грянувший «аккурат» в 2009-м экономический кризис… Но в вас нет и тени пессимизма: очевидно, позитив в новосибирской культуре все-таки преобладает? Или эта отрасль в силу своего многообразия и разветвленности нечто необъятное, куда сколько усилий ни вкладывай, все не видно конкретного результата…

— Безусловно, сфера эта необъятная: как не остановить полет фантазии, так в культуре заранее всего нельзя предусмотреть. Для работающих в ней всегда главным импульсом являлось творчество. В любые времена, при любом состоянии бюджета. В культуре многое делается вопреки, очень многое. Поэтому, если ты замечаешь что-то позитивное, интересное, попытайся помочь людям создать условия для его роста. И миссию свою вижу в этом: чтобы люди лбом стены годами не прошибали, а по возможности скорее предъявили миру свое творение, начинание и т.п.

А если подводить итоги, то я, во-первых, удивляюсь собственной уверенности и напору, что ли: придя сюда, я уже в первый месяц заявила какие-то принципиальные для себя вещи. И хочу сказать, с гордостью подчеркнуть, и через год работы именно они для меня по-прежнему приоритетны.

Первое — это состояние духовно-нравственного воспитания общества и просветительская работа в сфере культуры. Меня это очень тревожило: люди, казалось, забыли вообще, кто они такие, где их корни, где они живут. И произошло это не потому, что кто-то до меня в этом направлении чего-то не сделал, не доработал. Просто эпоха такая была — применяя библейский образ, разбрасывались камни… Сейчас пришло время их собирать. Что это значит? Во-первых, собирать людей. Не могу оценивать собственные действия, но, по отзывам людей, мы стали больше внимания уделять — собирать — экспертным сообществам. То есть слушать и слышать мнение компетентных людей по каждому направлению деятельности департамента.

У нас сегодня нет ни одной конкурсной комиссии или комиссии по присуждению премий, стипендий и прочего, начиная с Дельфийских игр или областного смотра «Салют, Победа!», чтобы мы не привлекали для их оценки людей известных, высокопрофессиональных, а также талантливую молодежь.

— Это принципиально? И что здесь самое важное: абсолютная объективность оценок или нечто иное?

— Объективность, безусловно, важна. Но я считаю, собирать людей вокруг себя необходимо, чтобы все поверили: коллективно, вместе, мы многое можем изменить!

Вот буквально позавчера пришли ко мне два уважаемых человека — директора школ искусств. Они говорили о том, что Всероссийское музыкальное общество трещит по швам и не выполняет своей направляющей и консолидирующей функции, а жизнь ставит новые задачи, и их надо решать. И на уровне Новосибирска, области мы сообща должны это сделать. Например, помочь сохранению и развитию баянного исполнительства, привлечению к нему молодых. Говорили мы с ними и о насущной уже необходимости проведения конкурса на лучшую музыкальную школу, школу искусств. Долгое время этой конкурсной основы не было, а аккредитация подобных учебных заведений, которая проходит раз в пять лет, лишь констатирует соблюдение определенных общегосударственных требований, а изюминка каждой школы, какой-то уникальный ее опыт — вот это упускается. И вот с 2011 года такой конкурс мы решили объявлять, причем обратимся на августовских чтениях 2010 года к руководителям, чтобы было в этом деле меньше бумажной волокиты, а больше творческих отчетов, показа ярких педагогов и мастеров. Кстати, в этом году мы уже проводим конкурс на звание лучшего педагога музыкальных и художественных школ и хотим, чтобы именно под занавес года Учителя, где-то в октябре, мы этих людей как раз почествовали.

И еще о приоритетах. Собирать людей — это, я считаю, еще и собирать единомышленников. Пусть у них существует своя, альтернативная, точка зрения, но по духу мы близки, мы единомышленники. Это касается прежде всего духовно-нравственных ориентиров. И, в частности, принятой в июле 2009 года на совете при губернаторе, разработанной нами концепции «Формирование условий для развития духовности, высокой культуры и нравственного здоровья населения Новосибирской области». Кстати, утверждена она была с первого раза, потому что в ней каждое слово, без преувеличения скажу, болью выстрадано — и нами, и всеми, причастными к этой сфере, нашим желанием перемен и недовольством тем, что происходит.

Собирать людей — это означает для меня еще большее внимание уделять ветеранам. В том числе их драгоценному профессиональному и человеческому опыту. Поэтому я предложила снять десять документальных фильмов о лучших людях в сфере культуры, таких как Анна Яковлевна Покидченко. Всех перечислять не стану, но мы должны немедленно сделать этот госзаказ — снять эти фильмы, написать книги, чтобы сохранить для потомков сокровищницу, которой мы сегодня свободно владеем. Это касается и истории наших театров, других художественных коллективов, людей, которые там работали.

— Одной из концептуальных задач, которые вы год назад перед собой ставили — и это запомнилось, — была интеграция усилий со всеми другими департаментами и структурами исполнительной власти…

— Это у меня в натуре: я вот слышу, как губернатор ставит задачи на совещании перед другой отраслью, и сразу начинаю впитывать: а что здесь культура? Где находятся точки сопряжения, взаимодействия? Если говорить о конкретике, то, например, в сфере архитектуры и дизайна начали мы очень плотно сотрудничать с профессиональным конкурсом «Золотая капитель», активно участвуем в проведении конкурсов скульптур, памятников и проч. Пришли к пониманию, что хотели бы содействовать проведению подобных мероприятий и в сфере промышленного дизайна. В городе, где строятся технопарки, множество других объектов функционального назначения, с точки зрения культуры среды, архитектуры и дизайна это уже становится насущной необходимостью.

Очень тесно и плодотворно сотрудничаем мы, естественно, с образовательной отраслью. К примеру, когда мне стало очевидным, что оснастить враз компьютерной техникой библиотеки, музеи, дома культуры и другие учреждения культуры не реально, потому что у глав муниципальных образований просто сегодня на это нет средств, то мы сделали тактичный подталкивающий шаг в данном направлении — внесли в областную целевую программу пункт: кто подведет в учреждение культуры интернет, получит для этой точки компьютерное оборудование. И далее: интернет интернетом, а людей надо обучать. У нас не было таких возможностей, и мы договорились с департаментом образования: в существующих уже межрайонных методических центрах (там есть интернет, рабочие места) обучать компьютерным знаниям специально сформированные по 8—10 человек группы работников культуры — сотрудников библиотек, сельских домов культуры. К 1 июля несколько десятков выпускников таких ММЦ станут достаточно квалифицированными пользователями и будут работать по-современному.

Для нас это очень важный момент, поскольку вместе с департаментом образования мы создаем единый портал, куда приглашаем к сотрудничеству и управление по делам молодежи, и даже здравоохранение (не медицину как таковую, а те аспекты, где мы с медиками смыкаемся, например, в пропаганде здорового образа жизни). И, можно сказать, апогей всех этих объединенных усилий — выпуск совместного журнала «Детки и предки» (уже вышел сигнальный экземпляр первого номера!), журнала для детей и родителей. Он будет распространяться по области, а через электронный портал — осуществляться обратная связь читателей с редакцией. Опубликованные материалы таким образом обогатят и получат настоящий общественный резонанс.

С комитетом по внешнеэкономическому сотрудничеству и туризму мы в настоящее время работаем над созданием туристско-рекреационных зон в области. Потому что надо мыслить стратегически и закладывать в планы культурные объекты (например, тот же ярмарочный комплекс народных промыслов в Колывани) изначально и загодя, настраивая как самих работников культуры на расширение масштабов деятельности, так и все сопутствующие структуры. Думаю, весьма полезные плоды дадут в самом ближайшем будущем и наши интеграционные усилия с департаментом промышленности и предпринимательства.

— А тут какие точки пересечения могут быть?

— Самые непосредственные. Мастера народных промыслов, начиная с камнерезов до мастеров декоративно-прикладного жанра, много лет не могут на достойном уровне — широко, объемно — выставить свои изделия. А теперь департамент промышленности в рамках господдержки малого предпринимательства способен помочь им оплатить аренду выставочных площадей, мы берем на себя всю творческую часть…

— Чем еще принципиально важным в управлении отраслью отмечен, на ваш взгляд, этот период?

— Крайне важным я считаю такое направление, может, это покажется нескромным, но придется сказать: мне кажется, за этот год мы все-таки, хоть немножечко, научили людей пытаться выстраивать свои стратегические планы на перспективу. Они даже вначале удивлялись — вот пришла и чуть ли не: «Берите листочки, записывайте!» Я отвечала: «Если мы этому научимся, то станем с вами говорить на одном языке». И получилось! Мы в этом году четко отработали госзадание. То есть те приоритетные направления, которые государство считает важным и нужным поддерживать исходя из наших функций. Но есть вещи, которые в наши функции не входят. Таковы сегодняшние реалии: бюджет не может финансировать все спонтанно возникающие творческие замыслы — на это выделяются гранты, средства, поддерживающие социально значимые проекты. Но поддерживая учреждения культуры, у которых в перспективных планах присутствует сегмент развития, мы сможем профинансировать и какие-то совершенно новые, «прорывные» их проекты.

Главное цивилизованно задать вектор развития любому начинанию, тогда от гранта можно переходить к договорной системе, а затем и к прямому бюджетному финансированию любого самого грандиозного проекта. Одновременно наполняя его полноценным содержанием, то есть приращивая, говоря современным языком, его контент.

— То есть сферу культуры при всей спонтанности художественных импульсов творцов современными управленческими стратегиями вполне реально объять?

— Если работать грамотно и планомерно, а главное — сообща.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Новости
Больше новостей
Новости районов
Больше новостей
Новости партнеров
Больше новостей