Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Делать, что должно, и верить

2010-04-08
Татьяна Шипилова
Делать, что должно,  и верить
4 апреля на экраны страны вышел фильм Владимира Хотиненко «Поп». И это, без сомнения, важное событие в жизни российских кинозрителей. Главный герой фильма — участник «Псковской православной миссии», которая начала осуществляться по фашистской инициативе в августе 1941 года.

В течение четырех лет прибалтийские священники под приглядом новой власти возрождали и утверждали церковную жизнь на псковских землях, окормляя свою паству во вновь открытых храмах. Цели вермахта были циничными и прозрачными: он видел в церкви враждебную большевизму силу и инструмент надзора за народонаселением. Таким же циничным был и расчет Сталина, разрешившего в военное время «опиум для народа» и после Победы отправившего служителей культа из оккупированных земель в лагеря, только его ставка в игре оказалась верней. Речь в фильме, однако, не об этих играх и об этих ставках, а об одном человеке и одной частной судьбе.

Его зовут Александр Ионин, и это характер собирательный. В частности, отдельными фрагментами своей жизни он обязан реальному «псковскому миссионеру», отцу Алексею Ионову, окончившему свои дни в эмиграции. В фильме священника из латышского села Тихого переводят в псковское село Закаты, во вновь открывшийся приход. Там он приступает к службе, вынужденно существуя между Сциллой (подозрительные фашисты с полицаями) и Харибдой (партизаны, ненавидящие вражину-пособника). Он все понимает, он прозревает свое неминуемое лагерное будущее, но для него нет выбора. И если его служба и его малые дела способны хоть немного облегчить измученным людям жизнь — он будет делать, что должно, и служить Богу, не считаясь с тем, что его разрешительное удостоверение на эту службу формально заверено фашистской печатью.

Роль ясноглазого батюшки — безусловно, одна из самых значительных актерских работ Сергея Маковецкого. Притом что и одна из самых сложных — по задаче воплотить трепет, мягкую силу и кротость, не впадая ни в умильность, ни в пошлость.

— Сергей Васильевич, вы впервые играете священнослужителя. Что этот образ значит для вас?

— Я не знал об этой трагической истории, о том, что приходилось терпеть нашим батюшкам. Когда прочитал сценарий, мне стало страшно: а сумею ли я? Я прочитал повесть — грандиозная вещь! Хотя история в целом не о Псковской православной церкви, а об отце Александре, который не совершает ничего героического, но живет с любовью и верой. Я проникся этой трагической историей и думал о том, как достоверно воссоздать этот земной и одновременно возвышенный, героический образ. Я понимал, что шаг влево — и это будет просто карикатура, а шаг вправо — такая сладость, приторность. Так что в работе над ролью ходил буквально по острию.

— А сами священнослужители что говорили — удался вам образ?

— Когда фильм показывали на православном кинофестивале «Покров», многие из них сказали, что мой батюшка получился очень достоверным.

— Говорят, что вы настолько вошли в образ, что во время съемок к вам за благословением даже обращались прихожане?

— Мы снимали уже финал, в котором я предстаю старцем. И пошел я сдуру на перерыв в костюме и гриме прогуляться по территории Псково-Печерского монастыря. Так ко мне люди начали подходить: «Благословите, старче!» Пришлось сбежать со словами: «Бог благословит»...

— А ироничные нотки в образ героя лично вы привнесли?

— Мне же не хотелось, чтобы он был какой-то иконой. Попы — это же живые люди. И юмор у них присутствует: и анекдот они могут рассказать к месту, и матушку свою порой побаиваются. И я рад, что отец Александр получился живым. Сочетание истинной веры и человеческих реакций позволяло нам в фильме даже немножечко хулиганить.

— Как на вас повлияла эта роль? Вы научились терпению, смирению?

— Во время съемок — да. Я не мог курить, когда был в облачении священника. Тем более что оно несовременное, а наперсный крест 1837 года. Говорил себе постоянно: «Сережа, терпи!» И не курил. Правда, был случай на съемках, когда одеяние батюшки не помогло мне смирить гордыню. Мы снимали сцену казни партизан. Камера включилась, я должен был пройти сквозь людей, я уже вошел в кадр и вижу — какая-то женщина стала махать руками, потому что осы налетели. И мне это, видите ли, не понравилось. Я, проходя мимо, ее оттолкнул и сыграл эпизод. В итоге он оказался худшим. Я понял почему — потому что в таком облачении позволил себе несдержанность... Тогда я подошел к этой женщине и извинился.

— Петр Мамонов после роли в фильме «Остров» говорил, что такое сыграть нельзя — только прожить...
— Я ведь тоже здесь не только играл. Вообще, актерство — это грань между жизнью и игрой. И где эта грань пролегает, не знает никто. Если вы будете только жить, то есть опасность, что свои дни закончите в клинике. Если играете Отелло, то сможете задушить Дездемону по-настоящему. Если вы будете абсолютно жить, то зал будет очень внимательно на вас смотреть — и все! Потому что вы все сделаете за зрителей. Но зачем тогда зрителю покупать билет и идти в театр, если вы все за него сделаете?

Если играю, например, дядю Ваню, буду рвать на себе волосы и кричать: «Пропала жизнь!», а зал только поаплодирует, и каждый второй подумает: «И у меня пропала». А если дать им нужную интонацию, то они услышат актера, и у них включится душа. Тогда они будут работать, а не жевать попкорн. Такое случилось, говорят, на картине «Страсти Христовы», когда молодежь заходила с попкорном и с этими же нетронутыми корзинками выходила. Так было на фильме Михалкова «12».

— Как вы думаете, этот фильм способен повлиять особенным образом на зрителей?

— Мне рассказали, что когда картину показали в очередной раз на киностудии, один из сотрудников после просмотра сказал: «А я до сих пор не крещеный...» А одна женщина заявила: «Давно в храме не была. Надо туда сходить».

Важно, чтобы фильм посмотрело как можно больше людей. Премьера фильма состоится в светлый праздник Пасхи, и покажут его от Владивостока до Риги. В Москве премьера ожидается в храме Христа Спасителя по благословению патриарха Кирилла. А фильм начинали снимать по благословению святейшего патриарха Алексея. Он был очень заинтересован в этой теме, поскольку его отец служил в Эстонии и с маленьким Алексеем посещал концлагеря, усыновил в это время двоих сирот.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Похожие новости
Резонанс
Новости
Странное поведение мужчины на днях взволновало посетителей Клещихинского кладбища. По словам очевидцев, он громил памятники и убранство могил.

Несмотря на промозглую осеннюю погоду, в Бердске сегодня, 19 сентября, состоялся «Кросс нации-2020». Это первое массовое спортивное мероприятие в городе с начала пандемии. Правда, коронавирус внес свои коррективы – в нынешнем году на старт разрешили выйти лишь взрослым спортсменам, старше 18 лет.

Кормят грудью детей молодые мамы, управляя автомобилем. Из 9 погибших детей в этом году в ДТП в Новосибирской области, 6 детей были пассажирами транспортных средств. Жуткие аварии зачастую происходят из-за мнимой уверенности водителей, что они могут смотреть на экран смартфона и на дорогу одновременно. Сегодня в региональном правительстве обсудили старт проектов «Внимание на дорогу!» и «Детство без опасности».
18.09.2020 ЖКХ. ДОМ
В многоквартирном доме на 60 квартир завелся таинственный «Собственник Помещения» – квартиры №111, который не платит за капитальный ремонт. И задолжал за несуществующую квартиру более 11 тысяч рублей.
Дождливая погода не помешала успешному старту Всероссийского дня бега «Кросс нации-2020», который состоялся сегодня на Михайловской набережной в Новосибирске.  В этом году праздник бега был посвящен 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
17.09.2020 Жилье. ДОМ
Всего семь трехкомнатных квартир осталось в 17-этажном жилом доме «Акация на Красногорской». Новостройка подойдет тем, кто хочет приобрести жилье на завершающем этапе строительства.
x^