Новосибирск 2.9 °C

Наша Александра Тихоновна

17.04.2010 00:00:00

Писать о работе учителя сложно. Подчас и мы сами, школьные работники, не замечаем тех больших сдвигов, которые совершаются в детском коллективе, и, размышляя длинными бессонными ночами, задаем себе столь надоевший вопрос: почему? А утром радость: хорошо работали на уроке! И так каждый день, месяц, год. Радости и огорчения, победы и поражения. Надо быть большим оптимистом и человеком большой души, чтобы видеть хорошее в ребенке и сделать все от тебя зависящее для дальнейшего развития положительных качеств будущего гражданина страны, чтобы получать от своей нелегкой профессии радость победы. Пусть небольшой, пусть сиюминутной, но действительно победы, победы преодоления, саморазвития, победы воспитанника над собой.

Педагогический институт, школа, Дом пионеров, педагогическое училище — таковы ступени профессионального роста Александры Кравченко, ее трудовая биография. Нет, Александра Тихоновна никогда не была звездой. Она никогда не выступала инициатором новых технологий и педагогических новаций, что сегодня стало так модно и престижно, не была она и «Учителем года», хотя, наверное, смогла бы. «Иногда мне кажется, что я родилась только для того, чтобы быть рядом с детьми. Я не хочу совершать в жизни какого-то подвига, я просто хочу передать детям все, что знаю, умею. В этом я нахожу счастье», — так размышляет она о своем предназначении в этой жизни.

Поэтому в течение тридцати с лишним лет она была учителем, самым простым, самым непритязательным и скромным, самым добросовестным и преданным детям человеком. Я долго размышлял: в чем суть ее педагогического творчества, ее верности избранному пути? И, кажется, понял. Ее педагогическим кредо является не давление на ребенка, не менторские нравоучения, а совместный с детьми поиск истины, совместный, подчеркиваю, с ними тернистый путь по дороге знаний и общая радость открытия и удивительное чувство восторженности и удовлетворенности первооткрывателя.

На уроках Александры Тихоновны, уроках-диалогах, в большинстве своем говорят дети, умно и грамотно, как им кажется, доказательно и непринужденно. И спорят. Спорят горячо и страстно, тем более что возможностей и оснований для дискуссий предостаточно: ведь сегодня проблемы отечественной истории как никогда актуальны и злободневны. С легкой руки отдельных политических деятелей, деятелей от науки, отечественная история, особенно ее советский период, трактуется довольно часто в угоду сиюминутным потребностям только с негативных позиций.

Задачу таких уроков-дискуссий Александра Тихоновна видит в том, чтобы дети уважительно относились к прошлому своей Родины, к людям, ныне живущим и жившим в недалеком прошлом. Их жизнь, их победы и поражения, их ошибки и достижения — это наша история, наша гордость, наша боль. В этом суть патриотизма. Иначе размышлять о патриотизме, воспитывать патриотов, говорить о гражданских чувствах и растить российских граждан невозможно. Патриотизм воспитывается историей, высоким чувством ответственности за дела минувшие и дела сегодняшние. И в этом, наверное, еще одна характерная черта педагогического творчества Александры Тихоновны.

Сегодня остается актуальной задача обновления содержания и модернизации системы образования, внесения определенных изменений в сложившуюся практику обучения и воспитания. На каких же принципах это возможно? Думается, что, критикуя старую (советскую) педагогическую систему, проповедуя некоторые западные псевдодостижения в педагогике, мы поступаем невежественно. Сила и будущность российского народа не в технике, а в отношении к другим людям, которых мы создали, которых создаем. Отсюда главное в образовании — человек, развитие его природных дарований, культивирование их, опора на достоинства личности, на идеал разумной нравственной жизни.

Задача педагога, считает Александра Тихоновна, это создание такого пространства, когда знания не навязываются, а являются творением собственных способностей. А любое творчество есть самоуправление. Самоуправление — это создание состояния одухотворенности. Таким образом, потребность в исследовании смысла своего существования, в «проживании» в условиях человеческого общения, в коллективе сверстников, в творческом самоутверждении личности — это третье направление педагогического кредо учителя.

А впрочем, она, кажется, и не задумывается об этом. Она работает. Как и многие тысячи простых сельских учителей. Они не мечтают о наградах, да и поощрения педагогического начальства им не так часто достаются. И лучшей наградой для них, оценкой их труда и педагогического творчества являются опять же дети.

«Здравствуйте, милая Александра Тихоновна! Простите, что я Вас беспокою, прошло уже так много лет, но мне хотелось бы посоветоваться с Вами, так как ближе Вас у меня никого нет, а с мамой я не могу быть откровенной». Это строки из письма бывшей ученицы. Сколько их, таких писем, сколько в них житейских проблем, юношеских невзгод и страданий, разочарований! Так уж у нас принято: радость эгоистична, некоторые проблемы и трудности в юношеском, детском сознании превращаются чуть ли не в мировые. С ними идут дети за советом, за помощью, а может, и просто так — поплакаться, пообщаться. И для всех, по крайней мере для многих, находится у учителя утешительное слово, добрый совет.

Такова она, Александра Тихоновна Кравченко, ставшая учительницей не после продолжительных и мучительных поисков и раздумий, а выбравшая свой путь в жизни легко и радостно. Этот путь — путь учителя. А что может быть благороднее этой профессии!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: