Новосибирск -1.9 °C

Техникум, устремленный в будущее

29.04.2010 00:00:00
Техникум, устремленный в будущее
Нынешний 2010 год для Новосибирского техникума железнодорожного транспорта особый, юбилейный: 25 лет назад, 1 сентября 1985 года, рядом с крупнейшей сортировочной станцией Инская техникум впервые распахнул свои двери.

Всего за четверть века техникум сумел пройти путь становления, развития и вхождения в элиту техникумов и колледжей железнодорожного транспорта России. Его коллектив неоднократно становился призером отраслевого соревнования среди ссузов железнодорожного транспорта (в 2001 г. — 2-е место; в 2002 г. стал победителем), неоднократным участником сетевых школ передового опыта по подготовке специалистов для железнодорожного транспорта России (1996 г., 2000 г., 2006 г.). В соответствии с рейтингом железнодорожных учебных заведений среднего профессионального образования России по итогам работы за 2009 год Новосибирский техникум — филиал Сибирского государственного университета путей сообщения — занял заслуженное первое место.

О пути, который прошел техникум, о его развитии и перспективах наша беседа с почетным железнодорожником, почетным работником среднего профессионального образования, директором техникума со дня его основания Юрием Константиновичем ТКАЧУКОМ.

— Чем вы объясняете такое быстрое вхождение техникума в элиту?

— Основой такого успеха, несомненно, является стратегия, проводимая руководителем Западно-Сибирской железной дороги Александром Витальевичем Целько, по взаимодействию учебных заведений с предприятиями магистрали. Именно поэтому в первой пятерке лучших из 55 железнодорожных учебных заведений России четыре техникума с Западно-Сибирской дороги.

Формирование образовательной среды в техникуме не представляется возможным без тесной связи с производством, без знания технологических процессов, без учета требований будущих работодателей к качеству подготовки, уровню квалификации и исполнительской дисциплины выпускника техникума. Сегодня Западно-Сибирская дорога — лидер не только в грузовой и эксплуатационной работе, но и в научном поиске, внедрении новейших технологий в перевозочном процессе. На наших глазах дорога превратилась в высокотехнологичный транспортный комплекс, неузнаваемо преобразился Инской железнодорожный узел, начиная от мощного пути на железобетонном основании до компьютерных технологий, комплексной автоматизации горочных процессов.

В связи с этим значительно возросли требования, предъявляемые к выпускникам: они должны обладать прежде всего глубокими профессиональными знаниями и практическими навыками. Выпускник должен быть хорошо подготовленным в вопросах экономики и права, владеть современными информационными технологиями, быть преданным железнодорожному делу, чтобы, придя на производство, без раскачки, быстро адаптируясь, включаться в производственный процесс. Все это закладывается в техникуме, с первого шага, каждый день, здесь куется будущий специалист. Перспективы развития железнодорожного транспорта основываются на энергии молодых, амбициозных, всесторонне развитых специалистов. «Думать, действовать, добиваться» — девиз тех, кто всерьез задумывается об успешной карьере и заинтересован в процветании железнодорожного транспорта.

Подготовка специалистов-техников имеет ярко выраженную практическую направленность. Для подготовки специалистов техникум располагает 45 учебными кабинетами и лабораториями, оснащенными всем необходимым оборудованием, позволяющим выполнять требования государственных стандартов, пятью цехами мастерских, тремя общежитиями на 370 мест. Нужно отметить, что перед созданием ОАО «РЖД» Западно-Сибирская железная дорога вложила значительные средства в инфраструктуру учебных заведений дороги, в том числе и в наш техникум: были построены и оборудованы пристройка к учебному корпусу на 420 мест, пять цехов учебно-производственных мастерских, прекрасный спортивный комплекс.

Особая гордость — учебный полигон, построенный силами предприятий дороги, оснащенный действующим оборудованием для всех специальностей (контактная сеть, устройства сигнализации, централизации и блокировки, парковая связь, железнодорожный переезд, оборудованный УЗП, 4 вагона, 3 лаборатории в вагонах). Он позволяет отрабатывать практические навыки и умения, необходимые для будущего специалиста. Совместными усилиями техникума и Инского эксплуатационного вагонного депо Западно-Сибирской железной дороги создано 27 рабочих позиций по подготовке слесарей по ремонту подвижного состава. В 2007 году модернизирован компьютерный учебный полигон, имеющий доступ к корпоративной сети передачи данных ОАО «РЖД». Специалисты вычислительного центра Западно-Сибирской дороги установили и настроили связь учебных компьютеров с отладочным сервером общероссийской информационной системы ЭТРАН (электронная транспортная накладная) и адаптировали для учебных целей информационную систему АСУ станции. Студенты в период практики имеют возможность получать навыки работы в данной системе, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности.

— Всех сегодня волнуют вопрос качественной подготовки будущих специалистов, перспективы распределения для выпускников. Какая работа в техникуме ведется по этим направлениям?

— Только благодаря условиям, созданным на Западно-Сибирской железной дороге, стало возможным организовать целевую контрактную подготовку будущих специалистов по направлениям предприятий, практическое обучение студентов техникума и присвоение нескольких рабочих профессий в период производственной практики. Экзаменационные комиссии на присвоение рабочей профессии всегда возглавляют представители руководства предприятий дороги. Все студенты проходят практику по профилю специальности на оплачиваемых рабочих местах, студенты обеспечиваются спецодеждой, за ними закреплены опытные наставники. По итогам этого важного этапа обучения ежегодно проводятся конференции, где студенты делятся своим первым производственным опытом, учебно-исследовательские конференции, на которых студенты представляют доклады о технологиях обеспечения безопасности движения в современных условиях, традиционными стали и конкурсы профессионального мастерства. Значимость данных мероприятий подтверждает участие в них представителей служб и предприятий Западно-Сибирской железной дороги.

Хочу подчеркнуть, что объединение кадровой стратегии дороги и постоянной целенаправленной работы по повышению качества подготовки позволило сохранить институт распределения: ежегодно сто процентов наших выпускников распределяется на предприятия Западно-Сибирской железной дороги. Вместе с дипломом об окончании техникума мы вручаем выпускнику и путевку на предприятие. А это гарантия занятости выпускника, достойная зарплата и необходимый социальный пакет, что очень важно для молодого человека, вступающего в жизнь.

Также необходимо подчеркнуть, что с 2007 года техникум входит в состав Сибирского государственного университета путей сообщения, что дает нам возможность работать в едином образовательном, информационном и методическом пространстве одного из крупнейших транспортных вузов России. Создание университетского комплекса позволяет дополнять, обогащать друг друга, повышать качество образовательных услуг, дает возможность педагогическому составу техникума повышать свою квалификацию, в том числе обучаясь в аспирантуре.

Важно, что интеграция между учебными заведениями разного уровня позволила сохранить нам ведомственную принадлежность, а это по-настоящему хозяйский подход к решению вопросов кадрового обеспечения железнодорожной отрасли. Сегодняшние студенты техникума — это будущие работники Западно-Сибирской железной дороги, её главный стратегический резерв. Молодежная политика дороги включает в себя многие направления работы, подкрепленные такими документами, как Положение о молодом специалисте, Положение о наставничестве, Положение о планировании деловой карьеры молодого специалиста, включающие в себя мониторинг всех вопросов трудоустройства, адаптации на предприятии и дальнейшего карьерного роста.

Педагогический коллектив техникума делает все, чтобы, в соответствии с требованиями времени, повысить качество подготовки молодых специалистов, поскольку именно это определяет их конкурентоспособность, востребованность. И, как мы отмечаем, у нас есть определенные успехи в данном направлении. Так, например, по результатам работы службы вагонного хозяйства Западно-Сибирской железной дороги в 2009 году названы четыре лучших осмотрщика вагонов, трое из них — выпускники техникума Александр Максимов, Михаил Гореликов, Дмитрий Манаков. Наши выпускники становились победителями конкурсов профессионального мастерства Новосибирского отделения дороги: дежурные по станции Андрей Гуляев и Алексей Абросимов, приемщик поездов Елена Бауэр, товарный кассир Мария Кузнецова.

— Каковы ресурсы, которыми располагает техникум сегодня?

— Считаю, главное богатство техникума — педагогический коллектив. Все преподаватели-специалисты имеют профильное образование и богатый производственный опыт. Среди них те, кто в свое время трудился на следующих должностях: первый заместитель Новосибирского отделения дороги Ю.Д. Бронер, главный инженер службы сигнализации, централизации и связи И.К. Бубнов, начальник дистанции сигнализации, централизации и связи В.В. Панфилов, начальник дистанции пути А.Д. Лухманов и другие. Являясь патриотами железнодорожного транспорта, они не только щедро делятся своим опытом со студентами, но и прививают им любовь к избранной профессии. Для коллектива техникума характерны новаторский дух, постоянное стремление к совершенствованию учебного процесса. Преподаватели техникума лидируют в профессиональных конкурсах, их методики используются в родственных учебных заведениях. Деятельность их отмечена дипломами, наградами, в том числе на международных выставках, таких как «УЧСИБ» с 2007 по 2010 годы. Новосибирский техникум железнодорожного транспорта является победителем конкурсов «Новосибирская марка», «Лучший сайт среднего специального учебного заведения-2009», «Лучшее методическое обеспечение специальности», выставки «СибПолитех-2009» и других.

Высококвалифицированный педагогический коллектив, современная учебно-лабораторная база позволяют успешно решать самые сложные задачи, вести профессиональный поиск в наиболее перспективных направлениях.

Для повышения качества подготовки студентов в техникуме создано образовательное пространство, которое позволяет обеспечить студентов необходимыми учебно-методическими материалами в электронном виде и на бумажных носителях, средствами обучения в виде макетов, тренажеров, компьютерных программ. В 2009 году техникум выпустил 379 специалистов, качество выпуска составило 83% — это очень хороший показатель при среднем значении для железнодорожных учебных заведений России 61%. Уже несколько лет действует система грантовой поддержки дипломных проектов, разрабатываемых по заданиям предприятий Западно-Сибирской железной дороги. Студенты успешно решают задачи, поставленные перед ними в рамках дипломирования, и затем сами успешно реализуют их на производстве.

В качестве иллюстрации могу привести пример. Выпускник специальности «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» Антон Долинин в прошедшем учебном году успешно защитил проект по заданию службы сигнализации и блокировки и после трудоустройства сам в составе рабочей группы реализовал его на производстве.

В учебном заведении существует целостная система воспитательной работы со студентами, направленная на подготовку высококвалифицированных специалистов и достойных членов общества. Ведется системная работа как в учебное, так и внеучебное время. Наши студенты — победители и призеры областных и городских конкурсов, фестивалей, смотров, олимпиад и т.д. Студенческий клуб «Экспресс», в котором участвует около ста студентов, является центром культурной и творческой жизни студентов. Последние три года он удерживает пальму первенства среди студенческих клубов Новосибирска. Спортсмены техникума шестой год подряд в упорной борьбе становятся чемпионами комплексной студенческой спартакиады Новосибирской области среди средних специальных учебных заведений, а также участвуют во всевозможных соревнованиях на первенство Сибирского федерального округа.

— В чем вы видите перспективы развития техникума?

— За годы работы в техникуме мимо нас прошло много различных веяний, в том числе и уход в автономное плавание, переориентирование подготовки. И только в неразрывной связи с Западно-Сибирской железной дорогой, сохранении целевой подготовки мы видели и видим всегда свое настоящее и будущее.

Сделано много, но предстоит сделать ещё больше. Наш техникум сегодня — техникум, устремленный в будущее.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: