Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Две Марии

2010-05-20
Михаил Фролов

Время шло, мы подрастали, наступало время идти учиться. Школа в деревне была только начальная — с первого по четвертый класс. Дальнейшее образование надо было получать в близлежащих селах — Усть-Изес, в семи километрах от деревни Ольгино, или во 2-м Сибирцево, в пяти километрах от нашей деревни. Там были школы-семилетки.

Наша деревня Ольгино была приписана к Усть-Изесскому сельсовету, а посему после окончания четырех классов в Ольгино мы шли дальше учиться в Усть-Изес.

Первоклассником я стал в сентябре 1945 года. Помню, мама надела на меня чистую рубаху из тонкого холста, чистые штаны из холста грубой ткани, подпоясала цветной веревочкой и, благословив, отправила в школу. Обуви не было. Ходили босиком, как будто так и надо было.

Шагал я в школу один, хотя были другие местные ребятишки — Максим Инин, Николай Домаров, Федор Родионов. Они ушли раньше, и я их встретил уже в школе. Зашел в класс, а там уже были старшие ученики — ребята из 2, 3 и 4-го классов. Все места были за партами заняты. Я растерялся. Мест вроде свободных нет. Стою у дверей. Вдруг подходит ко мне ученик 4-го класса Николай Терешкин и препровождает меня на свободное место за учительским столом.

Вначале я растерялся, думая, что это не так, что мое место за какой-нибудь из парт. Но покорно присел на стул и стал смотреть на всех находящихся детей.

Картина была впечатляющей. Дети были разного возраста, одежда была у всех разная, одно было у всех единое: все были босиком. В классе стояли шум, крик, кто-то что-то рассказывал, был веселый смех. Но вот открывается дверь, и в класс входят две женщины — два учителя. Вроде не похожие друг на друга, но в то же время одинаковые по росту, по одежде, по прическам.

Войдя в класс, поздоровались с детьми и тихо присели на стоявшие рядом со столом стулья. Мне нашли свободное место за одной из парт, куда я и сел.

Установилась тишина. Было слышно, как на окне жужжала муха, стараясь выбраться и улететь. Учительницы представились: одну звали Мария Васильевна Чудакова, другую — Мария Андреевна Шакуло. По должности Мария Васильевна была старшей.

В школе имелось два помещения — это и были классы. В одном занимались дети первого и второго классов, их было больше, в другом, поменьше, третьего и четвертого классов. Их было меньше. Так вот и началась моя учеба.

Мария Васильевна стала моей первой учительницей. В первом классе числилось пятнадцать учеников. По возрасту все неодинаковые: кому-то было восемь лет, а кому-то и все десять. Первые две четверти мы учились писать карандашами и читали букварь. Кто-то схватывал быстрее, кто-то нет. Мария Васильевна терпеливо и доходчиво учила, успокаивая нас тем, что все мы непременно выучимся.

В школе не хватало учебников, в тетрадях писали экономно. Букварь давали на 3 или 4 ученика. Домашние задания выполняли быстро, потому что книжку надо было передать другому. На уроках рисования тоже было положение не лучше. Не у всех детей имелись цветные карандаши, приходилось делиться. Некоторые ребята рисовали цветными сердечками — стерженьками из карандашей.

По ходу обучения с нами занималась и Мария Андреевна. Она тоже пользовалась большим уважением. На уроках мы старались сидеть тихо, выполняли классные задания аккуратно. Ее рассказы слушали очень внимательно.

Хотелось бы высказать свое мнение об учителе того времени, его авторитете среди учеников и наших родителей, среди жителей деревни. При встрече с Марией Васильевной и Марией Андреевной мы, ученики, здоровались, снимая шапки. Они для нас были самыми грамотными, умными, всезнающими людьми. К ним и взрослые частенько обращались по каким-нибудь сложным жизненным вопросам.

Мария Васильевна, как старшая, была избрана членом правления колхоза. Выступала на общих собраниях по проблемам школьного образования, в частности, по обеспечению школы дровами и др. К ее требованиям и советам прислушивалось руководство колхоза.

Шло время. Мы, уже подросшие и повзрослевшие, учились в других школах, а бывая на каникулах, заходили в родную школу в деревне Ольгино, интересовались здоровьем наших милых, добрых учителей Марии Васильевны и Марии Андреевны. Своим добрым отношением они оставили о себе хорошие воспоминания в сердцах учеников на многие годы. Спасибо им.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Непрерывный писк аппаратов ИВЛ въедается в мозг. Пот ручейками стекает по спине и лицу, щиплет глаза и сквозь запотевшие очки видны лишь силуэты неподвижно лежащих, стонущих людей. Мы побывали в «красной зоне» реанимации инфекционного госпиталя №25 и своими глазами увидели, к каким последствиям приводит легкомыслие окружающих.
Взять себя в руки и не поддаваться панике в разгар эпидемии коронавируса призывают психологи. Стресс губительно влияет на иммунитет, который сейчас под угрозой, а запасы лекарств, сделанные наобум, принесут больше вреда, чем пользы. Почему мы боимся и что с этим делать, VN.ru рассказал психолог Игорь Лях.
В стране рекордно подорожало подсолнечное масло. Оптовые цены выросли в среднем на три тысячи рублей за тонну. Как это отразилось на розничных ценах в магазинах Новосибирска, узнали корреспонденты ОТС.
Три месяца в пути провела жительница Новосибирска, 42-летняя мотопутешественница Екатерина Дроздова. Женщина проехала на своем байке 27 тысяч километров, побывала в 14 городах России и даже забралась на Эльбрус. И все это - во время эпидемии коронавируса. Своими впечатлениями о путешествии Екатерина поделилась с корреспондентами VN.ru.
В Новосибирской области в рамках прививочной кампании вакцину от гриппа получили уже более 40% жителей – или порядка 1,2 миллиона человек. Об этом сообщил 22 октября министр здравоохранения Новосибирской области Константин Хальзов.
Термин «сомнительный анализ» теперь исчезнет из результатов тестирования на COVID-19 в лабораториях Новосибирска. Теперь лаборатории получили новый референтный статус, позволяющий им ставить либо положительный, либо отрицательный анализ. Ранее результаты местных лабораторий приходилось подтверждать в Роспотребнадзоре.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^