Новосибирск 6.5 °C

Стать собеседником и другом

03.06.2010 00:00:00
Стать собеседником и другом
Добрый день, дорогие читатели! Пришла пора подвести итоги первого тура нашего конкурса. Как вы знаете, его идею поддержал не только наш постоянный партнер — компания «Амвэй», но и Новосибирское отделение Российского детского фонда (НО РДФ) в лице председателя правления Людмилы Васильевны Фролушкиной. Мы уже рассказывали, что некоторое время назад НО РДФ и общественная организация «Творчество» во главе с Евгением Косенковым провели областной детский конкурс, на котором речь также шла об учителе.

Накануне Международного дня защиты детей мы встретились с Людмилой Васильевной, чтобы оценить работы наших конкурсантов и поговорить о значимости работы учителя в современном обществе и о том, как меняется (или не меняется) роль школы в воспитании личности.

— Мне кажется, конкурс удался уже потому, что он показал горячий отклик многих и многих людей, для которых профессия учителя, его влияние на характер, на судьбу человека очень важны. Образ учителя проходит через всю жизнь человека и сохраняется, вот это, безусловно, ценно, потому что в числе участников конкурса были и совсем юные авторы, и выпускники школ, и люди среднего и старшего поколений.

Учитель все время находится под прицелом человеческого внимания. Меня очень тронули строки в письме одной пятиклассницы, которая писала, как важно смотреть в учительские глаза… И наш с вами конкурс стал таким взглядом на учителя. Это взгляд внимательный, всесторонний, глубоко проникающий, заставляющий свою жизнь под этим взглядом пересматривать, формировать себя под этим взглядом, идти к этому взгляду, искать совета и поддержки... Этот трепет человеческий перед профессией учителя очень чувствуется во многих конкурсных работах. Подчас, может, не так изящен стиль автора, не очень затейливые, сложные строки, но все представленные материалы — чрезвычайно искренние. Это очень ценно, это подкупало. И еще одна особенность первого тура конкурса «Дорогой мой учитель» — это обилие материалов из глубинки, я не могу этого не отметить.

— Людмила Васильевна, вы заметили, как меняются со временем ученические ожидания? Если старшее поколение испытывает благодарность к педагогам прежде всего за то, что они дали знания, позволяющие смелее идти по жизни, получить профессию, реализоваться, то сегодняшние парни и девчонки прежде всего хотят видеть в учителе понимающего человека, хорошего собеседника, старшего товарища, который выслушает, проникнется, поддержит…

— Да-да, совершенно с вами согласна. Я тоже думала, как важно ребенку сегодня понимание: чувствует педагог время, которое за окном, или нет. Сегодняшним девчонкам и мальчишкам не так важно, как для нашего поколения, чтобы педагог был даже в своем внешнем облике примером: убранные волосы, белый воротничок, строгость, никакой лишней улыбки, академичность, суховатость подчас… Им гораздо важнее, чтобы это был понимающий человек и открытый. Чтобы с ним можно было поговорить. Чтобы он мог с ними пойти в кино, попеть песни у костра, откровенно о чем-то поговорить и поспорить. Видимо, они ошалели уже от нашего скоростного века и ищут простого человеческого понимания и участия. Да, интернет, мобильная связь, современные образовательные технологии, а все равно душа хочет друга, который рядом. Даже родителям порой, и в те времена, и сейчас, ребенок не все скажет, а вот поделиться с учителем хочется, хочется ему открыться… Таких учителей они ценят, это чувствуется в работах молодых авторов.

— И именно такими теплыми моментами вспоминается школа через десять, двадцать, и тридцать лет…

— Я не раз ловила себя на мысли, что самые теплые встречи (хоть я не преподаю уже восемь лет) у меня происходят с моими учениками, которым уже по сорок пять и более лет. Мы встречаемся дома, на даче. Это такое приятное общение! Я чувствую себя молодой, ровесницей их, и они не стесняются говорить о личном, о том, у кого какие сложности в семье, кого на работе не поняли…

— А из школьной жизни вспоминаются те же или разные моменты?

— Разные! Я, наверное, в чем-то идеализирую их, мне кажется, они были такими хорошими, а оказывается, они столько проказничали…. Или надо их слишком любить, чтобы не замечать этого, или они такие хитрецы… Наверное, и то, и другое. Интересно, что они с радостью вспоминают те моменты, которые не связаны напрямую с русским языком и литературой, скорее, с внеклассной жизнью: когда мы собирались вместе, ходили куда-то, выезжали на природу, делали генеральную уборку в классе, макулатуру собирали… Ценность человеческого общения — вот что главное.

— А отношение к самой школе со стороны не только учеников, но и родителей, других людей, насколько сильно изменилось, на ваш взгляд?

— Конечно, вспоминая те годы, когда я только начинала работать в Ордынском районе, в Козихе, вспоминается прежде всего удивительное почтение со стороны жителей села. Не важно, что тебе всего девятнадцать или двадцать лет, ты — учитель. А потом уже с городскими ребятишками и их родителями было попроще, без такого пиетета, но очень душевное и теплое.

— А если говорить о сегодняшнем дне?

— Я много общаюсь не только с молодыми коллегами, но и с родителями, так вот, мне кажется, сегодня зачастую у родителей складывается впечатление, что учитель более настроен на… натаскивание — нехорошее слово, на подготовку к ЕГЭ, на успешное выполнение тестовых заданий, а не на воспитание разносторонне развитой личности.

— И дело не столько в самом педагоге, ведь с него спрашивают именно это…

— Совершенно верно, сегодня авторитет учителя в педагогической среде во многом зависит от того, насколько он успешно сумел подготовить своих ребят к Единому экзамену. Это как соревнования какие-то. А то общение, о котором мы с вами говорили, сведено до минимума. Нередко и дети, и родители остаются непонятыми, и это у меня вызывает грусть.

— Людмила Васильевна, давайте подробнее поговорим о работах наших участников конкурса.

— Меня очень тронула искренность работы Елизаветы Костиной. Интересна сама акция «Времен связующая нить», которая проводилась в школе, когда дети не только сами размышляли о роли учителя, но и расспрашивали своих родных о любимом педагоге, о радостях и тревогах школьных лет. Так вот автор, тонко прочувствовав затронутую тему, отобрала и привела в своем материале такие отклики, которые, будучи собранными вместе, рисуют образ настоящего Учителя.

Очень интересны размышления, лирические наблюдения и других молодых авторов. Вот Алексей Пирский из Доволенского района вспомнил поговорку о том, что человеку в жизни должно повезти трижды: у кого родиться, у кого учиться и на ком жениться. Очень верно подмечено. Ведь учитель — это более широкое понятие, чем просто преподаватель. Алексей размышляет о том, что родители Алеши — первые учителя, именно от них мы получаем главные жизненные уроки во время своего становления…

Очень приятно, что дети об учителе пишут стихами. Маша Швабауэр написала коротенькое, но такое точное, такое проникновенное стихотворение, которое бы я читала как напутствие всем выпускникам педагогических вузов. А сколько тепла и трепета в работе пятиклассника сузунской школы №2 Коли Глущенко! Мальчик рассказывает о том, что и сейчас, когда он уже учится в шестом классе, он все равно утром бежит в началку к своей первой учительнице, чтобы встретиться с ней взглядом, поздороваться… Это очень дорогого стоит.

— Из авторов старшего поколения кого бы вы отметили?

— Мне очень понравился очерк «Наша Александра Тихоновна». Автор, бывший директор Карасукского педагогического училища, человек известный, рассказывает о замечательном человеке, удивительном педагоге, которого ценили и ученики, и коллеги. Здесь очень много говорящих деталей, наблюдений, черточек, которые отличают лучших представителей этой замечательной профессии. И когда говорят об учителе «наша», это свидетельствует о том, что людей объединяет духовное родство, она сумела стать для них по-настоящему близким человеком, о котором можно сказать: НАША.

Очень теплая, душевная интонация, лиричность окрашивают и другие конкурсные работы: Льва Кириллова, Людмилы Пономаревой, Ксении Рубановой и других. Мне понравилось письмо Михаила Фролова, который вспоминает о двух Мариях, учителях малокомплектной сельской школы. Отмечает разность в их характерах и особо подчеркивает роль, которую играл учитель в те годы на селе. Он непременно занимал активную жизненную позицию, помогал правлению в решении важных социальных и иных вопросов, никогда не стоял в стороне.

— Людмила Васильевна, а кто тот человек, о котором вам хочется сказать: «Дорогой мой учитель!»?

— Учитель, любовь к которому я несу через всю свою жизнь и благодаря которому я сама выбрала педагогическую стезю, это Руфина Анисимовна Бакунова, мой классный руководитель. Она живет сейчас в Золотой Гриве Чулымского района, а детство наше прошло в селе Сумы Каргатского района. Она так преподавала физику, что я, больше склонная к гуманитарным предметам, и сейчас все помню и многое внуку могу объяснить. Она учила нас эстетике быта, мы с ней и шили, и танцевали, и свою Третьяковскую галерею в школе организовывали, переписывались с всемирно известным музеем, и если мальчишки играли в футбол, мы всем классом ходили за них болеть. Как она нас любила! Заканчивала я не сельскую школу, а 166-ю в Академгородке, но сразу после выпускного я села на поезд и поехала к ней, в свой прежний класс и у меня было два выпускных.

Я все время про нее думаю, я так ей благодарна по жизни… И хотя я имею звание заслуженный учитель РФ, если я его заслужила, то только потому, что отдала детям сердце свое и несу в нем память о своем учителе. И вот сейчас, в год Учителя, я хочу поднять свой класс, собраться и поехать к ней.

Поздравляем победителей первого тура нашего конкурса и приглашаем на встречу в редакцию газеты «Советская Сибирь» (Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 104) 7 июня к 11 часам:
Галину Богомолову Михаила Фролова А. Г. Змеева Елизавету Костину Марию Швабауэр.

Если вы не можете приехать в редакцию в назначенный день, пожалуйста, сообщите об этом по телефону 314-13-31. Мы найдем возможность передать вам заслуженный приз.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: