Новосибирск -1.6 °C

Учёба и лечение останутся бесплатными

03.06.2010 00:00:00
Учёба и лечение останутся бесплатными
Начавшаяся в стране реформа учреждений бюджетной сферы ни в коем случае не обернется ни массовыми сокращениями, ни переводом всех услуг на платную основу. Государство и впредь намерено строго соблюдать свои обязательства и оплачивать выполнение работ, необходимых населению.

В то же время «бюджетники» получат законное право не только зарабатывать дополнительные средства, как это, собственно, и происходит уже давно, но и свободно ими распоряжаться в интересах своих организаций. Об этом шла речь на проходившем в стенах облсовета «круглом столе» с участием депутатов, чиновников и представителей общественности.

Обсуждению «острой» темы реформы бюджетных учреждений было посвящено очередное заседание политического клуба «Единой России».

Поясняя суть вопроса, глава новосибирских единороссо в председатель облсовета Алексей Беспаликов напомнил, что 8 мая Президент РФ Дмитрий Медведев подписал принятый Госдумой РФ и одобренный Советом Федерации РФ закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». И это событие вызвало широкий резонанс: документ активно обсуждается общественностью. Прежде всего сотрудниками образовательных и медицинских заведений. В то же время, по словам Алексея Беспаликова, некоторые политические силы не упускают возможность использовать пока еще слабую информированность граждан об основных положениях нового закона в собственных интересах: уже организуются разного рода акции протеста, идет откровенная дезинформация населения, создается напряженная обстановка. Потому детальное, серьезное и, главное, открытое обсуждение происходящего необходимо.

Причины появления данного федерального закона, по мнению лидера единороссов, вполне очевидны. «Система бюджетных учреждений в нашей стране была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности при предоставлении государственных услуг», — отметил он. «По сути, органы власти просто осуществляют содержание существующей системы бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых населению услуг. При этом общее количество таких учреждений весьма велико: по состоянию на 1 апреля 2009 года их насчитывается почти 25 300 на федеральном уровне, а на региональном и местном уровнях по состоянию на 1 января 2009 года — 302 660. В том числе около 3 тысяч — на территории Новосибирской области». В прежние годы, по словам Алексея Беспаликова, для развития бюджетной сети уже предпринимался ряд последовательных действий. В частности, 3 ноября 2006 года был введен в действие закон об автономных учреждениях, который общество восприняло совершенно спокойно. И это положило начало достаточно активным, особенно на уровне регионов, преобразованиям. Однако решить проблему в полном объеме до сих пор не удавалось. И вот теперь сделан следующий шаг.

«Федеральный закон, который буквально только что подписан Президентом РФ, во-первых, направлен на повышение эффективности предоставления госуслуг при условии сохранения расходов бюджета на их предоставление. Во-вторых, создает условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими источников внебюджетного финансового обеспечения. В-третьих, закон способствует созданию условий и стимулов для федеральных органов исполнительной власти — для оптимизации подведомственной сети», — сообщил Алексей Беспаликов. В частности, по его словам, предлагается изменить правовое положение существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования. В связи с этим необходимо изменить механизмы финансового обеспечения учреждений с расширением объемов прав, переведя с 1 января 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного заказа. В то же время предполагается предоставить бюджетным учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход. Причем заработанные деньги будут поступать именно в самостоятельное распоряжение данного учреждения. Также бюджетные учреждения получат право распоряжаться по своему усмотрению любым закрепленным за ними движимым имуществом (исключение составит лишь особо ценное оборудование). Важно и то, что резкий переход в новый статус законом не предусматривается: просто будет создан новый тип государственных и муниципальных учреждений — «казенное учреждение». Статус его, по сути, совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом. Так что проблемы чисто организационного характера будут сведены к минимуму: достаточно лишь внести соответствующие коррективы в устав или положение о нем. Предусматривается и переходный период, в который учреждения смогут спокойно функционировать в привычном режиме, — до 1 января 2011 года.

«Таким образом, федеральный закон со столь длинным и, как кажется многим, формально-бюрократическим названием не представляет собой ничего устрашающего ни для системы образования, ни для системы здравоохранения, ни для других бюджетных систем», — резюмировал спикер. «Переход на новый уровень — необходимость, обусловленная временем и новыми социально-экономическими условиями, возможность быть конкурентоспособными».

Такую точку зрения полностью разделили заместитель руководителя областного департамента образования Владимир Щукин и главврач МУЗ «Городская поликлиника №1» депутат облсовета Сергей Дорофеев.

Владимир Щукин первым делом сообщил о том, что бесплатное образование в школах, а также на конкурсной основе в средних и высших профессиональных учреждениях, было и останется гарантированным правом каждого россиянина. По его словам, закон ни в коей мере не регулирует процесс реализации основных и дополнительных образовательных программ, а направлен лишь на изменение условий и механизмов финансово-хозяйственной деятельности. «Я могу с уверенностью говорить о том, что Новосибирская область готова к этой реформе. У нас уже не первый год действует нормативно-правовая база, определяющая нормативы финансирования реализации образовательных программ различного уровня… Ежегодно утверждается перечень всех бюджетных услуг… Установлен порядок и объем предоставления субсидий из областного бюджета государственным автономным учреждениям, которых тринадцать… Причем объем субсидий складывается из тех затрат, которые необходимы для выполнения того задания, которое дается образовательным учреждениям», — рассказал Владимир Щукин, подчеркнув что речь идет не только о зарплатах педагогам, но и расходах на коммунальные услуги, материально-техническое обеспечение, командировки, проведение семинаров и многое другое. Что же касается платных образовательных услуг, не входящих в основную образовательную программу, то, по словам чиновника, они и сегодня оказываются многими школами, колледжами и институтами. Но пользоваться ими или нет — это уже вопрос личного выбора потребителей.

Сергей Дорофеев и вовсе заявил, что, по его мнению, такой закон должен был появиться еще лет пятнадцать назад, когда только вводилась система обязательного медицинского страхования. А выступления оппозиции прямо окрестил «спекуляциями». «Принцип данной реформы, являющейся, по сути, следствием реформы бюджетной сферы, переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами, которое невозможно без изменения статуса», — считает главврач. — Речь идет как о полномочиях и самостоятельности, так и об ответственности лечебных учреждений. Основополагающий закон об обязательном медицинском страховании, который вместе с Конституцией РФ фактически гарантирует бесплатное медицинское обслуживание, должен гарантировать и самостоятельность лечебного учреждения в отстаивании интересов наших пациентов. Нужно иметь возможность оперативно принимать решения, невзирая на чиновников, отстаивать свою профессиональную точку зрения… Новый закон дает нам определенную самостоятельность и защищенность». Сергей Дорофеев не отрицал, что предстоящая реформа повлечет за собой ряд изменений. Но высказал уверенность, что они будут «правильными». Платные дополнительные услуги в поликлиниках и больницах оказываются уже не один год. А новые полномочия дадут возможность заниматься благоустройством, используя зарабатываемые средства с пользой для лечебных учреждений и пациентов. Также появится и отличный стимул для оптимизации затрат. «Например, поставил я за счет доходов от внебюджетной деятельности счетчики учета тепла — и сэкономил сразу 40% средств! А смысл? По прежним нормам мэрия Новосибирска все равно не перераспределяла эти средства и не могла нам их вернуть… Напрягся, поменял старые деревянные окна на пластиковые — стал еще больше денег экономить на тепле. Но где опять же смысл? А новый закон дает руководителю возможность самому определять, куда направлять имеющиеся средства». Что касается пациентов, то для них, по мнению Сергея Дорофеева, реформирование вообще пройдет незаметно, поскольку никакой «дополнительной платности» не принесет.

Также участники заседания сошлись во мнении, что предстоящие реформы, делающие доходы бюджетников прозрачными и легальными, станут реальным ударом по такому трудноискоренимому злу, как коррупция.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: