Новосибирск 3.4 °C

Библиотека — могучая составляющая педагогики!

10.06.2010 00:00:00
Библиотека — могучая составляющая педагогики!
Библиотекарь — одна из самых старейших в мире профессий. Еще во времена античности появились так называемые переписчики и хранители рукописей. С тех пор много воды утекло, многое изменилось. Если в древние времена библиотекарями были исключительно мужчины, то сейчас, особенно в нашей стране, встретить библиотекаря-мужчину практически невозможно. Современность расставила все по-другому. Теперь эта профессия в России именуется женской.

О причине таких изменений и тенденциях в современном библиотечном деле мы спросили у заведующей сектором читального зала №3 библиотеки НГПУ, расположенном в учебном корпусе ИФМИПа, Ирины Викторовны Четыркиной.

— То, что хранителем книг должна быть обязательно женщина, это стереотип, который сформировался во второй половине прошлого века в нашей стране, — рассказывает Ирина. — Объясняется это двумя причинами. Самая главная — это заработная плата. Почему-то наше правительство считает, что труд библиотекаря не нуждается в высокой оплате. Я, к примеру, окончила факультет начальных классов НГПУ. Никто из моей группы не пошел работать по специальности. Большинство подалось в коммерцию, и это связано только с деньгами. Да и сама я попала в библиотеку случайно. Также искала высокооплачиваемую работу. Но когда пришла в библиотеку, то поняла: это мое. Без книг я не проживу.

— Хочу особо отметить, что библиотекарь не просто выдает книги читателю, — говорит Ирина. — Книговед должен найти общий язык с читателем, помочь ему. Часто бывают случаи, когда читатель сам не знает, что ему нужно, какую именно книгу он хочет прочитать. И тогда нам нужно одновременно быть интеллектуалами, психологами и филологами.

— Библиотека — это особая педагогическая среда, где библиотекарь выступает как организатор своих взаимоотношений с читателями. В процессе повседневного библиотечного обслуживания библиотекарю весьма важно не просто быть коммуникабельным, но и профессионально владеть техникой педагогического общения. Как, на ваш взгляд, создать наилучшие условия для правильного формирования навыков независимого библиотечного пользователя, творческого характера читательской деятельности и развития?

— Оценивая практику традиционного общения библиотекаря и читателя, можно выделить следующие этапы педагогического общения: каждодневный подбор литературы, соответствующей задачам сегодняшнего дня работы, подготовка конспекта (текста, вопросов, иллюстративного материала) к предстоящим в данный день беседам и консультациям, разработка сценариев мероприятий, проектирование наглядного оформления помещений библиотеки, подготовка информации, объявлений и тому подобных вещей.

Библиотека НГПУ освещает все важные события мира культуры и образования. Так, например, в рамках года Учителя библиотека НГПУ и институт филологии, массовой информации и психологии, кафедра методики преподавания русского языка и педагогической риторики организовали творческий проект, который проходил в три этапа. Первый этап включал отзывы студентов на произведения, раскрывающие образ учителя; аннотации книг, в которых представлен образ учителя; аннотации материала (любого жанра) о деятельности и жизни современного педагога; репортаж со школьного урока (мероприятия); очерк «Судьба учителя», портретный очерк; статью о проблемах и перспективах учительской деятельности в современной жизни. Второй этап — рецензия на художественный фильм, в которой представлен образ педагога или роль учительской профессии в современном обществе; оригинальная фотозарисовка; видеосюжет о работе или личности учителя; реферат. Третий этап — разработка модели урока (системы уроков) с использованием инновационных педагогических технологий, компетентностного подхода; исследовательские проекты в образовании. Одновременно с конкурсом проводились тематические выставки книг и периодической печати об учительской профессии, кинолектории. Специально для обсуждения актуальной, на наш взгляд, темы, кто же такой учитель, что вкладывает современная молодежь в это понятие? Были проведены «круглые столы»: «Значение и назначение учителя: миф и реальность», «Школа: проблемы адаптации молодого учителя».

На сегодняшний день по итогам работы проекта, посвященного году Учителя, у нас 32 победителя в разных жанрах, из них 5 участников будут награждены ценными призами.

Для библиотекаря очень важно сформировать свой собственный стиль педагогического общения с читателями. Этот стиль выражается в особенностях коммуникативных взаимоотношений, в сложившемся характере взаимоотношений, зависящих как от творческой индивидуальности библиотекаря, так и от особенностей читательского коллектива.

Несомненно, в основе педагогического общения библиотекаря и читателя должны лежать принципы сотрудничества, педагогический такт, а также инновационный потенциал библиотечного специалиста: интеллектуальная развитость, высокий уровень общей культуры, открытость к новому, способность проектировать и моделировать новые идеи в своей практической деятельности, используя достижения не только библиотечной, но и педагогической науки.

От себя остается добавить: если проводятся такие конференции, «круглые столы», лекции и семинары, значит, люди продолжают читать. И спасибо за это библиотекам и вам, их работникам. Ваша библиотека никогда не пустует, ряды читателей не редеют — и это главное.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: