Новосибирск 2.9 °C

Духовной культуре — зеленый свет!

25.06.2010 00:00:00
Духовной культуре — зеленый свет!
Еще года два назад в России шли яростные споры — вводить или не вводить в школьную программу предмет «Основы религиозных культур России и светской этики». Сторонников или противников было примерно поровну. Тогда в нашей беседе архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон сказал: «Уверен, что ничего страшного не произойдет. Наше общество не может так двигаться дальше: преступность и разврат растут как на дрожжах, происходят многие негативные процессы, которые как раз связаны с духовно-нравственной сферой человеческой жизни. И не случайно общество обращается к церкви, к моральным правилам, по которым оно жило тысячу лет...»

Поводом к этой беседе стало прошедшее недавно в нашем городе общероссийское совещание-семинар по образовательной деятельности, где обсуждались первые итоги введения в школьную программу предмета «Основы религиозных культур России и светской этики».

Новосибирск, как известно, вошел в число восемнадцати регионов, где проводится апробация курса с первого апреля 2010 года.

Уникальный предмет
— Владыка, интересно узнать, что вы вынесли для себя из представительного форума?

— Прежде всего скажу, что на всероссийский семинар, проходивший в институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, были приглашены, кроме москвичей и новосибирцев, специалисты из Томска, Кемерово и Красноярска. Возглавляла семинар-совещание Мария Гончар, помощница министра образования России Андрея Фурсенко.

Предмет «Основы религиозных культур России и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий — православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными, духовными и этическими традициями. Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами: что такое человек, в чем смысл жизни, почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?

Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально будут говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

От поколения к поколению
Они передаются от поколения к поколению, составляют основу общечеловеческой нравственности, хранятся в мировых религиях: христианстве, исламе, иудаизме, буддизме.

На семинаре-совещании учителя делились своими методиками. Предстояло решить, кто какой предмет будет вести, учесть пожелания учеников и их родителей. Педагоги рассказывали, как они готовились к преподаванию нового предмета.

Выяснилось, что по Сибирскому федеральному округу статистика почти одинаковая. Пятьдесят процентов четвероклассников выбрали предмет «Светская этика» и по 25 процентов — «Мировые религии» и «Православную культуру России».

Любопытна статистика, опубликованная издательством «Просвещение». Больше всего заявок пришло на учебники по светской этике. Менее востребованны в регионах оказались учебники по основам православной культуры, они выйдут тиражом 80 тысяч экземпляров. Мировые религиозные культуры намерены изучать 60 тысяч школьников, исламскую культуру — 40 тысяч, буддистскую — 14 тысяч, а иудейскую — 12 тысяч.

Я видел эти учебники. Изданы они очень красочно, но жалко, что в тонкой обложке. Все издания начинаются со вступительной части — «Россия — наша Родина».

Нравственность должна быть непререкаемым стержнем в нашем обществе. Правда должна быть для всех правдой. Ложь для всех будет ложью.

И на ошибках учатся
— Что вам, владыка, больше понравилось в учебниках?

— Всякие знания должны служить человеку. Не зря же говорят, что и на ошибках можно учиться. А тем более когда речь идет о вещах духовных. Растущему человеку надо объяснить, зачем нужно милосердие? Почему надо уважать права? Что значит Гимн страны? Для чего Герб страны? Эти общечеловеческие ценности важны для воспитания молодого поколения. Если эти понятия не будут вложены в конкретную личность, у нас общество станет распадаться. Успех и процветание зависят от того, каких людей мы воспитаем.

— На ваш взгляд, трудно ли было педагогам осваивать новое дело?

— Первое, что бросилось в глаза, — учителя в некоторой растерянности. На подготовку к каждому уроку требуется четыре часа. Потому что сопутствующих пособий пока нет. Учебник, как известно, даёт только схему преподавания. Учитель также должен использовать наглядные пособия, в том числе репродукции известных картин на библейские темы, аудиоматериалы и так далее.

То есть предмет гораздо шире, чем его учебные рамки. Ученику же не скажешь: «Дальше я не буду вам объяснять» или «А этого я не знаю». Тем не менее изучение нового предмета вдохновило прежде всего самих педагогов. Они в восторге независимо от того, что преподают.

По мнению педагогов, родители учеников довольны. И дети меняются на глазах в лучшую сторону, у них появился повод для разговора. Было отмечено, что дети, как ни странно, знают по этому предмету больше, чем сами учителя и родители учеников.

Потому что молодые более информированные. Они и с интернетом работают, друг с другом общаются. И фильмы смотрят.

Еще раз убедился, что такой предмет в школах нужен.

— Владыка, давно хотел спросить, как вы относитесь к современной журналистике?

— Себя я тоже причисляю к журналистам, много лет проработал в издательстве Московской патриархии, правил тексты, писал церковные статьи, издавал книги.

Сейчас в России журналистика, конечно, не та, что была в советское время. Тогда она несла идеологическую нагрузку, доносила до народа решения вышестоящих партийных кругов, рассказывала об успехах.

А современная журналистика, на мой взгляд, больше напоминает общественный суд. Все наши недостатки, все наши трудности выносятся на всеобщее обозрение. Зато мало говорится об успехах, особенно в сельском хозяйстве, например. В прошлые годы эта тема была на одном из первых мест: сколько посеяли, сколько собрали хлеба и так далее. А сейчас об этом говорится кратко, потому что сильно разрушено сельское хозяйство, да и промышленность, как говорится, хромает на обе ноги.

Беда в том, что современная журналистика остается недуховной. Строй поменялся, а люди остались те же, не имея стержня духовной культуры, они что-то ищут. Людям непонятны истинные причины всех наших бед и настроений. А многие причины, уверен, кроются внутри нас. Суть человека надо искать в духовной сфере. Современная журналистика «препарирует» человека и ничего особенного в нем не находит.

Общественный суд, возможно, не совсем праведный, даже жесткий. Потому что к человеку нужно проявлять не только строгость, но и милосердие.

Сейчас в периодических изданиях в основном погоня за сенсацией, за жареными фактами. Это плохо, журналистика должна создавать и положительный образ гражданина. Не только терминаторы должны быть в нашем сознании, но и обычные труженики.

Считаю, что современная журналистика справляется со своими обязанностями, но милосердия ей немножко не хватает.

— Какие издания вы читаете в первую очередь?

— Местные, среди них — старейшую областную газету «Советская Сибирь». Стараюсь быть в курсе дел, часто встречаюсь с главами городских и сельских администраций.
Центральные издания читаю нерегулярно. Но когда появляется такая возможность, беру в руки «Коммерсант». Мне это издание кажется интересным и современным: есть аналитика, привлекают и язык, и оперативность. В газете рассматриваются разные экономические ситуации. Хотя, не скрою, читать особого времени нет. Вы видите, сколько у меня бумаг (улыбается).

Зато неравнодушен к телевидению. Обязательно смотрю информационные выпуски — местные и центральные. Отдаю предпочтение московским «Вестям», но сейчас они закомплексованы на экономическом кризисе. Все время идет информация обо всех котировках. А хочется узнать, что же все-таки происходит в стране и в мире. Поэтому переключаю кнопку — смотрю «Первый», НТВ. Нравится программа «Постскриптум» на ТВЦ. Ведущий Алексей Пушков анализирует важнейшие мировые события и обсуждает их с видными политиками и бизнесменами.

С Алексеем мы познакомились еще тогда, когда я работал в Москве. Однажды мы с ним встречались в посольстве Греции, на праздновании Дней славянской письменности и культуры.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: