Новосибирск 0.5 °C

Эффективность образования — привлекательность региона

13.07.2010 00:00:00
Эффективность образования — привлекательность региона
Взаимодействие звеньев образования с закономерной интеграцией всех «игроков» отрасли для повышения эффективности стало основным лейтмотивом очередного заседания совета ректоров Новосибирской области, прошедшего с участием губернатора Виктора Толоконского.

Немаловажный нюанс — эффективность взаимодействия подразумевалась не только в рамках самой сферы образования, но и как интегрирующий фактор, увязывающий развитие образования с интересами региона.

— Вопросы образования для нашего субъекта Федерации особенно важны, потому что именно в этой области мы имеем определенные конкурентные преимущества, — отметил губернатор, открывая заседание.

Кроме того, Виктор Толоконский подчеркнул, что обновление, деятельная модернизация сферы образования, повышение его качества может стать основой для улучшения кадровой привлекательности региона. В русле стратегических интересов глобального характера, когда на авансцену выступает новая единица измерения развития общества — специалист, такой подход видится принципиально обоснованным. Ведь именно подготовка качественных специалистов для нашего региона — главная задача образования в конечном итоге.

Круг вопросов, определенных участниками заседания, обширным спектром затронул рассматриваемую проблематику: молодых специалистов необходимо обеспечивать жильем, создавать самую различную инфраструктуру при вузах (например, спортивную), повышать качество образования высшей школы, привлекая (как вариант повышения эффективности) преподавателей из других регионов.

Однако, чтобы молодой человек жил насыщенной жизнью студента, надо сначала поступить в вуз. И здесь с неожиданной и довольно острой точки зрения взглянуть на проблему предложил ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасёв:

— Проблема общежитий играет свою роль уже на выборе учебного заведения абитуриентом! Очевидно, что если после поступления у студента возникнут сложности с заселением, то в этом ключе можно рассматривать места в общежитии как, ни много ни мало, конкурентное преимущество вуза.

Немаловажный аспект, отмеченный участниками заседания, — нормативное и материально-техническое взаимодействие общего и высшего образования.

— Хорошая традиция, требующая продолжения развития, — подготовка выпускников школ к поступлению в вузы, с которыми общеобразовательное учреждение сотрудничает.

Впрочем, необходимость развития взаимодействия отмечена ректорским корпусом и в вопросах координации процессов профессионального образования с остальной системой: подготовка специалистов может проходить с большей эффективностью при взаимодействии профобразования со специализированными классами в школах.

Говоря о стратегических направлениях развития непосредственно высшей школы, руководители вузов сошлись во мнении о необходимости сетевого взаимодействия учебных заведений. Ректор Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики Сергей Ситников со своей стороны резюмировал:

— Зачастую каждый просто варится в своем котле. Хотелось бы активного, деятельного взаимодействия.
Председатель совета ректоров Новосибирской области, ректор Новосибирского государственного технического университета Николай Пустовой, конструктивно развивая высказывания коллег, подчеркнул: если будут конкретные проекты сетевого взаимодействия вузов региона, они потенциально имеют серьезные шансы на федеральное финансирование. И в рамках деятельности совета ректоров уже есть подобная работа, но нет пока выхода на уровень российских проектов.

— То же касается и участия вузов в государственных программах — активность не соответствует потенциалу! Так, например, согласно Федеральному закону № 217 при вузах области создано лишь 9 малых инновационных предприятий. И это учитывая, что при запуске каждого подобного старт-апа идет серьезная финансовая поддержка.

Однако, говоря с разных позиций о необходимости повышения взаимодействия высшей школы в частности и всех уровней образования в целом, участники заседания отметили: немаловажным фактором на этом пути явилось преодоление определенной сложности ведомственного подчинения, которая, по словам Николая Пустового, оптимально решена созданием единого министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Такой объединяющий управленческий импульс придаст необходимое движение для преодоления существующих барьеров.

Интегрирующим фактором, нацеленным на повышение эффективности образования, станет и специальный экспертный орган под рабочим названием «Институт развития образования». Как пояснил губернатор, это будет не просто совет экспертов в сфере педагогики и смежных дисциплин. Он должен будет не только вырабатывать общие рекомендации, но прежде всего создавать новые образовательные методики, оформлять их в конкретные проекты и обкатывать на экспериментальных площадках. Для этого новый орган будет иметь статус автономного учреждения и будет усилен специальными организационными и финансовыми инструментами. Виктор Толоконский призвал членов совета ректоров принять активное участие в формировании этой новой структуры.

В ходе заседания глава области также сделал ряд поручений по аспектам развития системы профессионального образования. Например, губернатор заверил: новый импульс получит процесс организации малых инновационных фирм при вузах — для этого специальным решением будут дополнены действующие в области стимулирующие механизмы (гранты, госгарантии по кредитам и т.д.).

Что касается интеграции звеньев среднего и высшего образования, Виктор Толоконский озвучил намерение в будущем году расширить сеть специализированных классов с углублённым изучением ряда дисциплин, созданную в этом году. Разумеется, этот процесс будет идти с активным участием вузовских преподавателей и методистов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: