Новосибирск -0.6 °C

На конкурс «Советской Сибири» «Дорогой мой учитель»

12.08.2010 00:00:00
На конкурс «Советской Сибири» «Дорогой мой учитель»
Не расплескав ни капли по пути... В сопровождении отца, в темноватом коридоре я ждал своей участи. Двадцать первая школа, стоявшая тогда на территории нынешнего парка культуры и отдыха «Березовая роща», была хоть и двухэтажной, однако маленькой, бревенчатой, с печным отоплением. В каждом начальном классе — по сорок и более человек, за партой — по три ученика. Но именно эта школа оказалась самой близкой к месту проживания нашей семьи, только что приехавшей в Новосибирск. До другой, пятьдесят третьей, мне пришлось бы шагать и шагать.

Раздался звонок на перемену, и мимо прошел было высокий симпатичный мужчина лет тридцати, но заметил нас и остановился.

— Новичок? — поинтересовался он. — В какой класс?

— Во второй, да, говорят, некуда, — отозвался отец.

— Пошли со мной, — пригласил мужчина.

Мы зашли в пустой класс, он наспех задал мне пару задач, которые я решил влет, потом прочитал ему абзац из учебника «Родная речь».

— Беру! — решительно заявил «экзаменатор». — Сидеть будешь вон за той партой.

Так в далеком 1950 году я попал в класс Владимира Александровича Еловского, добрую память о котором храню на всем достаточно длинном жизненном пути, не расплескав ни капли из чаши воспоминаний.
Мои хорошие познания объяснялись очень просто. Младший в семье из шести детей, я вместе со старшими братьями и сестрами как бы проходил раз за разом курс наук в объеме начальной школы. Вначале запоминал буквы и цифры, затем научился их писать, запомнил много стихотворений, таблицу умножения. Поэтому учился легко, с хорошим настроением.

В то время получить пятерку за четверть, допустим, по русскому языку было непросто. Грамотность — само собой, но не только! Требовалось соблюдать наклон и нажим при начертании каждой буквы и придерживаться правил ее написания. Скажем, «С» начиналась с малюсенькой точки, «Н» имела на перекладине короткую вертикальную черточку и так далее. А сама тетрадь? Следовало отчеркнуть красным карандашом поля, обернуть ее газетой, приклеить белый бумажный прямоугольник и на нем написать фамилию, имя, предмет, класс, номер школы. И всей этой премудрости нас учил Владимир Александрович.

По его инициативе в школе было хорошо поставлено моральное поощрение лучших учеников. Их фамилии назывались на школьных собраниях и педсоветах, списки отличников постоянно помещались на красную Доску почета. Тетради со сплошными пятерками выставляли на специальный стенд, их обладатели получали взамен новую, причем бесплатно. И это становилось предметом нашей немалой гордости.

После окончания войны прошло всего пять лет. У половины ребят нашего класса не было отцов — они погибли на войне или умерли дома от ран и контузий. Владимир Александрович щадил своих питомцев, поэтому на родительские собрания приглашал матерей, в крайнем случае старших сестер или других родственников. Это как бы уравнивало всех хотя бы на короткое время.

Мы хорошо понимали, что война была с немцами, которые принесли почти в каждую семью немало горя. А в нашем классе, как на грех, учились Яков Янцен и Эдик Шмидт. Но никто и в ребячьей запальчивости никогда не назвал их фрицами или фашистами, и в этом тоже была заслуга нашего учителя. Он сумел донести до нас, что эти ребята тоже потеряли отцов, которые сражались против гитлеровцев. Так откуда взялись нынешние неофашисты, кто их воспитал и вдохновил на подлые деяния?

За партами в нашем классе сидели русские, татары, украинцы, казахи, белорусы, и на этой почве никогда не возникало конфликтов, мы были единым коллективом. И непонятно, на какой почве взросли скинхеды, возомнившие себя борцами за чистоту русской нации? Или в школах, в семьях сейчас готовят только к ЕГЭ, а не к достойной жизни в многонациональном российском государстве?

Собственных второгодников у Владимира Александровича не было, зато их щедро поставляли ему из параллельных классов. И именно они, а не хронические отличники становились активом ребячьего коллектива, его опорой. Допустим, на дом задано выучить стихотворение. Еловский обращается к Лешке Иванову, едва ли не самому ленивому тугодуму среди нас.

— Алексей, — говорит он, — завтра сядешь на мое место за столом и будешь проверять, по памяти, не по учебнику, кто и как подготовился к уроку.

Некоторое время мы жили с Лешкой в одном доме, и я видел, как он часами бубнил рифмованные строчки, пока они намертво не оседали не только в его извилинах, но и в печени. А на следующий день, подражая Владимиру Александровичу, он важно произносил:

— Довольно, Кучуков, продолжит Денисенко.

Наш класс третий «Д» по успеваемости был едва ли не лучшим в школе. Но, видя, что мы загордились и сдаем позиции, Еловский как бы мимоходом сетовал:

— Третий «Б» обогнал нас по успеваемости в этой четверти. Но это правильно, там и с дисциплиной лучше, и народ подобрался старательный, ничего не поделаешь.

Мы спохватывались, брали на «буксир» отстающих, и снова занимали лидирующее положение.

Еловский умел сплотить нас, разных по возрасту, интересам, материальному положению, в единую команду, в основе которой лежал коллективизм. Все были, по мнению нашего учителя, артистами, спортсменами, художниками. Для концертов школьной самодеятельности он составлял литературный монтаж, где каждому из нас полагалось озвучить со сцены хотя бы одну строфу. Все пели в хоре, хотя лично я не являлся его украшением. В спортивных состязаниях ценился не результат чемпионов, а участие каждого в отдельности и всех вместе.

Мы нередко ту или иную профессию отождествляем с конкретным человеком, ярким ее представителем. И при слове «учитель» я всегда вижу перед своим мысленным взором Владимира Александровича. В пятом классе я учился уже в другой школе, с Еловским не встречался. Но, случись такое чудо, я бы, кажется, и сейчас узнал его, шестьдесят лет спустя.

Юрий КРИВОНОГОВ.
р.п. Чаны.


Уроки запомнятся на всю жизнь

Мы живем в поселке Октябрьском Краснозерского района. В нашей деревне существует общеобразовательная средняя школа. В этой школе учились мои родители, а теперь я с братом. Много в школе есть учителей, но среди них особенно дорога одна, которая начала меня учить с 1-го класса, — Елена Владимировна Белаш.

Это очень вежливый, добросовестный человек. Мама двух девочек, которые так же, как и она, очень добросовестные, вежливые и прилежные.

Елена Владимировна очень внимательна к ученикам и коллегам. Она никогда не повысит голос на учеников, всегда все объяснит, если что-то непонятно.

Уроки Елена Владимировна всегда старается сделать занимательными и интересными. Сейчас я учусь уже в 8-м классе, а Елена Владимировна нас до сих пор учит по некоторым предметам. Все ученики на ее уроках сидят спокойно и внимательно слушают и отвечают. И все относятся к Елене Владимировне с уважением.

Наш учитель — очень веселый, мудрый и внимательный человек. Потому, наверное, все ученики ее любят и от души поздравляют с каждым праздником.

Очень хочется, чтобы у каждого ученика был своей любимый учитель, тот, на которого хочется быть похожим. Мы желаем Елене Владимировне здоровья, счастья и… терпения с нами. Мы-то знаем, что сейчас ученики — не подарок. Я очень хочу, чтобы про нашу замечательную учительницу узнали все. Таких педагогов не забывают.

Валя. п. Октябрьский.

От редакции: по просьбе Вали мы не указываем ее фамилию.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: