Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

На горизонте — чудный остров

На горизонте — чудный остров
В середине июня в Новосибирске открылась новая картинная галерея — «Декарт». В хорошем месте — пяти минутах ходьбы от станции метро «Площадь Ленина». В цокольном этаже нового многоэтажного дома по улице Семьи Шамшиных, 30 — два уютных, оптимально освещенных зала и несколько крошечных служебных помещений. Ее открытие сразу стало общегородским культурным событием не только потому, что галерейная история Новосибирска скорее печальна, чем оптимистична, но в первую очередь оттого, что значимые по художественному уровню выставки под общим названием «Точка отсчета» последовали одна за другой, обоймой — 17 июня, 15 июля и третья — она продлится до 9 сентября — неделю назад.
Удивительно — и это чувствуешь с порога, — но в «Декарте» уже сложилась особая атмосфера — атмосфера творческого общения людей, говорящих на одном языке, пусть не с едиными, но, безусловно, высокими по отношению к искусству критериями. А причина, вероятно, в том, что даже в первые, абсолютно «младенческие» дни существования галереи сюда не проникли вирусы непрофессионализма, тем более попсы и безвкусицы.

Хозяйка галереи, юрист по роду основной деятельности Елена Дубенкова объяснила этот феномен просто и убедительно — любовью. Собственной давней любовью к изобразительному искусству: в ее биографии есть даже несколько лет занятий в студии живописи. В конце концов она решила свое увлечение «капитализировать».

— Интересующие журналистов состояние арт-рынка, положение на нем художников или то, что я пытаюсь каким-то образом решать их проблемы, я не беру на себя — просто так сложилось! — говорит она. А выверенность экспозиций объясняет тем, что арт-директор галереи — профессионал высочайшего класса, член Союза художников России, лауреат премии губернатора в сфере культуры и искусства, почетный работник культуры области Валерий Степаненко.

— Он помогает мне, как и Союз художников в целом. Ведь здесь много тонкостей: сочетание в экспозиции разных техник, направлений и даже статусности участников...

— Все три выставки имеют одно название — «Точка отсчета», почему?

— Это достаточно концептуальное название: мы представили возможность жителям города познакомиться с новосибирскими художниками, с существующим у нас на сегодняшний день положением дел в искусстве. А между собой по концепту они особо не отличаются. Ну вот, например, последняя, третья, — это выставка мощных профессиональных художников с весомым именем. Как, впрочем, и две предыдущие.

(Арт-директор «Декарта» прокомментирует позже принцип формирования выставок так: приглашали членов Союза художников — тех, кто активно работает, выставляется, не останавливается на достигнутом.)

— У вас как у хозяйки и основательницы новой галереи удовлетворение от первых двух месяцев ее деятельности есть?

— Моральное? Да, конечно! Что касается коммерческой стороны — картины продаются. В очередь, конечно, покупатели не стоят, но продаются! В общем, тропинка эта узкая, и, наверное, не бизнес, не коммерческое предприятие. Но эта деятельность приносит мне удовольствие. А для зрелого человека это очень важно, когда ты работаешь и получаешь от этого радость…

Кроме того, открывая галерею, Елена Дубенкова мечтала, что станет «Декарт» хорошей площадкой для общения людей с общими интересами.

И это тоже случилось счастливым образом сразу, потому что участники всех трех выставок — профессионалы, люди, не обделенные «ни славой, ни короной». Они востребованы в родном городе, в России, за рубежом. И главное их устремление — сделать Новосибирск — не декларативно, а по-настоящему — культурной столицей с большой буквы, и в первую очередь вернуть ему былую репутацию регионального и всероссийского лидера в сфере изобразительного искусства. Как это было в 70-е и 80-е годы… А для этого нужны просторные выставочные площади и многое-многое другое. Как бы ни были прекрасны порывы создателей частных галерей (честь им и хвала!), им не под силу разрешить ситуацию потери Новосибирском прежних позиций в области современного искусства.

Об этом перед открытием экспозиции августовской «Точки отсчета» говорили трое из ее участников — члены Новосибирского отделения Союза художников России, заслуженные художники России, профессора Вадим Иванкин и Михаил Омбыш-Кузнецов, а также Евгения Шадрина. Все — преподаватели Новосибирской архитектурно-художественной академии.

Разумеется, в спонтанном разговоре о наболевшем наблюдалась тенденция объять необъятное — все составляющие художественного неблагополучия. Однако выделить главное было тоже нетрудно.

По словам Омбыш-Кузнецова, назвать сегодня Новосибирск «самым-самым» в изобразительном искусстве продвинутым язык не повернется: соседи по региону обгоняют нас и по численности членов профессионального союза, и по выставочным площадям, и по закупкам государственными музеями у художников работ (причем не только у местных авторов). Там активней работают искусствоведы, выходят специализированные издания, о которых наш город может только мечтать. Отсюда результат: если раньше, в советские времена, когда новосибирцы привозили работы на всесоюзные выставки, коллеги собирались у еще не распакованных ящиков с расспросами: «Что вы там интересного привезли?», то сегодня в Москве порой и выставкому представлять произведения коллег бывает стыдно — такую «примету времени» привел в пример Валерий Степаненко.

Причинами снижения уровня нашего новосибирского искусства стали, конечно, и лихие 90-е, когда часть художников, определяющих его лицо, уехала из города, выставок не было, а в затишье состоятельными людьми стали востребованы часто не вполне профессиональные художники, еще больше — оформители интерьеров, а тут еще начались разногласия в СХ. С отсутствием же прочного союза вообще «все упало».

Большим событием и полезным уроком во многих отношениях была с успехом прошедшая в 2008 году в Новосибирске X межрегиональная художественная выставка «Сибирь», позволившая нашим художникам увидеть себя в художественном контексте соседей по региону… Но как сложно было готовить экспозицию в малоприспособленном для таких масштабных акций здании Новосибирского художественного музея и как мало выставили новосибирцы…

По мнению Вадима Иванкина, частные галереи — прекрасные слагаемые развития художественной среды, но опыт показывает: без поддержки государства, хотя бы в виде льгот в налогообложении или арендной плате, они неминуемо разоряются. И тут замкнутый круг: чтобы картины в маленьких галереях продавались, нужно воспитывать вкус зрителя. А это возможно, уточнил Омбыш-Кузнецов, лишь в том случае, когда человек постоянно имеет возможность видеть хорошее искусство в «больших количествах» — в хороших выставочных залах, с хорошей периодичностью, имеет возможность сравнивать…

В настоящее же время определенная эстетическая непросвещенность новосибирцев (порой успешных, с несколькими высшими образованиями) приводит к курьезам.

— Они ездят по заграницам, — рассказал Валерий Степаненко, — ходят там на выставки и везут сюда за большие деньги — несколько тысяч евро — не искусство, а поделки в красивых рамах. Я смотрю на эти безвкусные приобретения и, конечно же, молчу, не желая обидеть хозяина, но про себя твердо знаю: уровень наших новосибирских художников гораздо выше!

Еще говорилось о том, что Новосибирская архитектурно-художественная академия и худграф педуниверситета выпускают ежегодно больше полутора десятков профессиональных художников, но они уходят из профессии или уезжают из города туда, где художественная среда богаче, разнообразнее и условия для творчества предпочтительней. Чтобы выстоять и найти внутренние силы для творчества, по словам Евгении Шадриной, надо обладать выносливостью не одного, а, как минимум, четырех человек. Потому что художник, во-первых, должен быть социально адаптированным, это значит, заниматься, к примеру, преподавательской деятельностью (получая при этом лишь трех-четырехтысячную зарплату). Кроме того, он должен работать и зарабатывать деньги своим ремеслом на заказ. Третье — это то, без чего все бессмысленно: он должен размышлять о мире, задавать себе вопросы и заниматься настоящим творчеством. Ну и, как сказала Евгения, рожать детей, то есть обустраивать семью тоже нужно.

В общем, для того, чтобы художник сегодня не просто выжил, но и творил, продвигая родной город в лидеры современного художественного процесса, пришли к выводу участники разговора, нужны целенаправленные действия государства для его поддержки. Возможность отправлять на академические творческие дачи молодых, госзаказы, новые выставочные площади, льготы по аренде мастерских и многое другое.

Председатель Новосибирского отделения Союза художников России Вадим Иванкин считает, что при существующем положении дел на свет в конце тоннеля можно надеяться лет эдак через двадцать...

Оптимистичным просветом в этой связи можно было считать появление на открытии выставки министра культуры Новосибирской области Натальи Ярославцевой, которая выразила признательность энтузиастам — организаторам выставки и выразила надежду, что прирастание Новосибирска еще одной галереей, конечно же, пойдет в культурном контексте на благо нашему городу.

...Галерея заполнялась гостями: пришли другие художники, пришли любители искусства, не пропускающие ни одного, сколь бы то ни было значительного культурного события, и встреча в уютных стенах «Декарта» обрела главный, истинный и возвышенный смысл. Это была встреча с прекрасным: философичными натюрмортами Омбыша-Кузнецова, трогательно лиричными по настроению живописными городскими пейзажами Вадима Иванкина и его же «вдумчивой» графикой на духовную тему; радостными, как восход солнца, живописными «Петроглифами» Василия Беляева и его нежными графическими произведениями, посвященными Суздалю. Роскошь колорита и изысканность техники в графических цветочных фантазиях Александра Жукова соседствовала с благородной лаконичностью палитры автора гобеленов Доры Нейфельд. Выполненные на дереве живописные произведения Евгении Шадриной завораживали зрителей смелостью композиции и многозначной метафоричностью.

...Много художников, хороших и разных, представила новосибирцам всего лишь за два месяца новорожденная галерея «Декарт». Хочется, чтобы эти мгновения «парения души» были не мимолетны, а оставались с нами навсегда. Чтобы «Декарт» не был лишь одним из островков прекрасного в нашем городе, а частицей большого цветущего материка.
Резонанс
Новости
Какого числа отмечают День матери-2018 в России, что принято дарить в этот день, а также оригинальные и трогательные поздравления в стихах и прозе – в материале VN.ru.
Очередная коммунальная авария произошла в Бердске Новосибирской области. Зловонная жидкость затопила остановку «Дом ветеранов» на улице Рогачева. Местные жители задолго чувствовали неприятный запах и предполагали, что «тут что-то потечет».
У 41-й армии новый командующий. Президент Владимир Путин подписал указ о назначении на эту должность генерала-майора Якова Резанцева.
19.11.2018 Видео
Последний рабочий день прошлой недели, 16 ноября, тысячи новосибирцев встретили в пробках. Результат ночного снегопада - заторы и аварии. Осадки прекратились только к обеду, когда на проезжей части снега был уже не один десяток сантиметров. К вечеру ситуация на дорогах только осложнилась.
Губернатор Андрей Травников сообщил на оперативном совещании 19 ноября о переизбрании на должность главы Каргатского района Новосибирской области Валерия Флека. Губернатор поздравил главу района с переизбранием.

«Беспредел, ощущение было, что попал в 90-е», – говорит директор частного детского сада, в который в субботу утром ворвались неизвестные мужчины с оружием в руках. Они выкинули охранника на улицу, а здание обвесили замками и цепями. Директор детсада смогла войти в здание только к вечеру, но забрать документацию и компьютеры ей не удалось.