Новосибирск -0.8 °C

На горизонте — чудный остров

19.08.2010 00:00:00
На горизонте — чудный остров
В середине июня в Новосибирске открылась новая картинная галерея — «Декарт». В хорошем месте — пяти минутах ходьбы от станции метро «Площадь Ленина». В цокольном этаже нового многоэтажного дома по улице Семьи Шамшиных, 30 — два уютных, оптимально освещенных зала и несколько крошечных служебных помещений. Ее открытие сразу стало общегородским культурным событием не только потому, что галерейная история Новосибирска скорее печальна, чем оптимистична, но в первую очередь оттого, что значимые по художественному уровню выставки под общим названием «Точка отсчета» последовали одна за другой, обоймой — 17 июня, 15 июля и третья — она продлится до 9 сентября — неделю назад.

Удивительно — и это чувствуешь с порога, — но в «Декарте» уже сложилась особая атмосфера — атмосфера творческого общения людей, говорящих на одном языке, пусть не с едиными, но, безусловно, высокими по отношению к искусству критериями. А причина, вероятно, в том, что даже в первые, абсолютно «младенческие» дни существования галереи сюда не проникли вирусы непрофессионализма, тем более попсы и безвкусицы.

Хозяйка галереи, юрист по роду основной деятельности Елена Дубенкова объяснила этот феномен просто и убедительно — любовью. Собственной давней любовью к изобразительному искусству: в ее биографии есть даже несколько лет занятий в студии живописи. В конце концов она решила свое увлечение «капитализировать».

— Интересующие журналистов состояние арт-рынка, положение на нем художников или то, что я пытаюсь каким-то образом решать их проблемы, я не беру на себя — просто так сложилось! — говорит она. А выверенность экспозиций объясняет тем, что арт-директор галереи — профессионал высочайшего класса, член Союза художников России, лауреат премии губернатора в сфере культуры и искусства, почетный работник культуры области Валерий Степаненко.

— Он помогает мне, как и Союз художников в целом. Ведь здесь много тонкостей: сочетание в экспозиции разных техник, направлений и даже статусности участников...

— Все три выставки имеют одно название — «Точка отсчета», почему?

— Это достаточно концептуальное название: мы представили возможность жителям города познакомиться с новосибирскими художниками, с существующим у нас на сегодняшний день положением дел в искусстве. А между собой по концепту они особо не отличаются. Ну вот, например, последняя, третья, — это выставка мощных профессиональных художников с весомым именем. Как, впрочем, и две предыдущие.

(Арт-директор «Декарта» прокомментирует позже принцип формирования выставок так: приглашали членов Союза художников — тех, кто активно работает, выставляется, не останавливается на достигнутом.)

— У вас как у хозяйки и основательницы новой галереи удовлетворение от первых двух месяцев ее деятельности есть?

— Моральное? Да, конечно! Что касается коммерческой стороны — картины продаются. В очередь, конечно, покупатели не стоят, но продаются! В общем, тропинка эта узкая, и, наверное, не бизнес, не коммерческое предприятие. Но эта деятельность приносит мне удовольствие. А для зрелого человека это очень важно, когда ты работаешь и получаешь от этого радость…

Кроме того, открывая галерею, Елена Дубенкова мечтала, что станет «Декарт» хорошей площадкой для общения людей с общими интересами.

И это тоже случилось счастливым образом сразу, потому что участники всех трех выставок — профессионалы, люди, не обделенные «ни славой, ни короной». Они востребованы в родном городе, в России, за рубежом. И главное их устремление — сделать Новосибирск — не декларативно, а по-настоящему — культурной столицей с большой буквы, и в первую очередь вернуть ему былую репутацию регионального и всероссийского лидера в сфере изобразительного искусства. Как это было в 70-е и 80-е годы… А для этого нужны просторные выставочные площади и многое-многое другое. Как бы ни были прекрасны порывы создателей частных галерей (честь им и хвала!), им не под силу разрешить ситуацию потери Новосибирском прежних позиций в области современного искусства.

Об этом перед открытием экспозиции августовской «Точки отсчета» говорили трое из ее участников — члены Новосибирского отделения Союза художников России, заслуженные художники России, профессора Вадим Иванкин и Михаил Омбыш-Кузнецов, а также Евгения Шадрина. Все — преподаватели Новосибирской архитектурно-художественной академии.

Разумеется, в спонтанном разговоре о наболевшем наблюдалась тенденция объять необъятное — все составляющие художественного неблагополучия. Однако выделить главное было тоже нетрудно.

По словам Омбыш-Кузнецова, назвать сегодня Новосибирск «самым-самым» в изобразительном искусстве продвинутым язык не повернется: соседи по региону обгоняют нас и по численности членов профессионального союза, и по выставочным площадям, и по закупкам государственными музеями у художников работ (причем не только у местных авторов). Там активней работают искусствоведы, выходят специализированные издания, о которых наш город может только мечтать. Отсюда результат: если раньше, в советские времена, когда новосибирцы привозили работы на всесоюзные выставки, коллеги собирались у еще не распакованных ящиков с расспросами: «Что вы там интересного привезли?», то сегодня в Москве порой и выставкому представлять произведения коллег бывает стыдно — такую «примету времени» привел в пример Валерий Степаненко.

Причинами снижения уровня нашего новосибирского искусства стали, конечно, и лихие 90-е, когда часть художников, определяющих его лицо, уехала из города, выставок не было, а в затишье состоятельными людьми стали востребованы часто не вполне профессиональные художники, еще больше — оформители интерьеров, а тут еще начались разногласия в СХ. С отсутствием же прочного союза вообще «все упало».

Большим событием и полезным уроком во многих отношениях была с успехом прошедшая в 2008 году в Новосибирске X межрегиональная художественная выставка «Сибирь», позволившая нашим художникам увидеть себя в художественном контексте соседей по региону… Но как сложно было готовить экспозицию в малоприспособленном для таких масштабных акций здании Новосибирского художественного музея и как мало выставили новосибирцы…

По мнению Вадима Иванкина, частные галереи — прекрасные слагаемые развития художественной среды, но опыт показывает: без поддержки государства, хотя бы в виде льгот в налогообложении или арендной плате, они неминуемо разоряются. И тут замкнутый круг: чтобы картины в маленьких галереях продавались, нужно воспитывать вкус зрителя. А это возможно, уточнил Омбыш-Кузнецов, лишь в том случае, когда человек постоянно имеет возможность видеть хорошее искусство в «больших количествах» — в хороших выставочных залах, с хорошей периодичностью, имеет возможность сравнивать…

В настоящее же время определенная эстетическая непросвещенность новосибирцев (порой успешных, с несколькими высшими образованиями) приводит к курьезам.

— Они ездят по заграницам, — рассказал Валерий Степаненко, — ходят там на выставки и везут сюда за большие деньги — несколько тысяч евро — не искусство, а поделки в красивых рамах. Я смотрю на эти безвкусные приобретения и, конечно же, молчу, не желая обидеть хозяина, но про себя твердо знаю: уровень наших новосибирских художников гораздо выше!

Еще говорилось о том, что Новосибирская архитектурно-художественная академия и худграф педуниверситета выпускают ежегодно больше полутора десятков профессиональных художников, но они уходят из профессии или уезжают из города туда, где художественная среда богаче, разнообразнее и условия для творчества предпочтительней. Чтобы выстоять и найти внутренние силы для творчества, по словам Евгении Шадриной, надо обладать выносливостью не одного, а, как минимум, четырех человек. Потому что художник, во-первых, должен быть социально адаптированным, это значит, заниматься, к примеру, преподавательской деятельностью (получая при этом лишь трех-четырехтысячную зарплату). Кроме того, он должен работать и зарабатывать деньги своим ремеслом на заказ. Третье — это то, без чего все бессмысленно: он должен размышлять о мире, задавать себе вопросы и заниматься настоящим творчеством. Ну и, как сказала Евгения, рожать детей, то есть обустраивать семью тоже нужно.

В общем, для того, чтобы художник сегодня не просто выжил, но и творил, продвигая родной город в лидеры современного художественного процесса, пришли к выводу участники разговора, нужны целенаправленные действия государства для его поддержки. Возможность отправлять на академические творческие дачи молодых, госзаказы, новые выставочные площади, льготы по аренде мастерских и многое другое.

Председатель Новосибирского отделения Союза художников России Вадим Иванкин считает, что при существующем положении дел на свет в конце тоннеля можно надеяться лет эдак через двадцать...

Оптимистичным просветом в этой связи можно было считать появление на открытии выставки министра культуры Новосибирской области Натальи Ярославцевой, которая выразила признательность энтузиастам — организаторам выставки и выразила надежду, что прирастание Новосибирска еще одной галереей, конечно же, пойдет в культурном контексте на благо нашему городу.

...Галерея заполнялась гостями: пришли другие художники, пришли любители искусства, не пропускающие ни одного, сколь бы то ни было значительного культурного события, и встреча в уютных стенах «Декарта» обрела главный, истинный и возвышенный смысл. Это была встреча с прекрасным: философичными натюрмортами Омбыша-Кузнецова, трогательно лиричными по настроению живописными городскими пейзажами Вадима Иванкина и его же «вдумчивой» графикой на духовную тему; радостными, как восход солнца, живописными «Петроглифами» Василия Беляева и его нежными графическими произведениями, посвященными Суздалю. Роскошь колорита и изысканность техники в графических цветочных фантазиях Александра Жукова соседствовала с благородной лаконичностью палитры автора гобеленов Доры Нейфельд. Выполненные на дереве живописные произведения Евгении Шадриной завораживали зрителей смелостью композиции и многозначной метафоричностью.

...Много художников, хороших и разных, представила новосибирцам всего лишь за два месяца новорожденная галерея «Декарт». Хочется, чтобы эти мгновения «парения души» были не мимолетны, а оставались с нами навсегда. Чтобы «Декарт» не был лишь одним из островков прекрасного в нашем городе, а частицей большого цветущего материка.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: