Новосибирск 14.3 °C

Учитель и вызовы времени. К итогам X областного съезда работников образования

01.09.2010 00:00:00
Учитель и вызовы времени. К итогам X областного съезда работников образования
То, что нынешний съезд работников образования области особенный — пройдет несколько по-другому, чем обычно, и ставит перед собой качественно новые задачи, — рассказала мне в небольшом интервью накануне учительского форума начальник управления профессионального образования министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Марина АНАНИЧ.

— По решению губернатора Виктора Александровича Толоконского, — объяснила она, — на этот раз в первый — секционный — день работы съезда для большого количества участников будет проведено глубокое погружение в профессиональное образование и науку. Школьным учителям покажут самые новые достижения, новые технологии, возможность применить их в дальнейшем в развитии творческой личности учеников.

В педуниверситете, по словам Марины Ивановны, вниманию педагогов намерены представить так называемые ТРИЗ-технологии (ТРИЗ — теория решения изобретательских задач), которые стимулируют мыслительную деятельность и позволяют человеку саморазвиваться, практически не останавливаясь. Вторая площадка — Сибирская государственная геодезическая академия, где продемонстрируют совместную работу этого вуза с профессиональными школами — новой моделью взаимодействия высшей и средней школы в сфере профессиональной ориентации учащихся. В СГГА — это приборостроение и геоинформационные системы. Подобная модель включает особую схему работы вузовских преподавателей в школе (физика, информатика), а также олимпиады, селективные курсы, экскурсии на предприятия-работодатели и многое другое, что всего за один год в результате повысило интерес учащихся семи принимавших участие в эксперименте школ к инженерным специальностям в три раза. За этот же период в университете путей сообщения деятельность профессиональной школы привела к тому, что увеличился проходной балл на две технические специальности, обогнав стабильно престижные экономику и юриспруденцию. И тот, и другой результаты свидетельствуют о том, что вовлечение вузовской компоненты в образовательный процесс школьников дает лучшее понимание конкретики будущей профессии, она предстает перед ними со всеми техническими атрибутами (приборами, оборудованием и прочее), во всем, так сказать, объеме и реалиях. Школьник знает и видит, чем он будет заниматься в будущем, что делает перспективу учебного и профессионального роста ощутимой, не расплывчатой. В Академгородке ученые выступят перед педагогами, преподавателями естественных дисциплин с лекциями на сложнейшие темы и покажут, как о сложном можно говорить с детьми доступным языком. То есть это будет своеобразный мастер-класс.

…Так и случилось: десятый — юбилейный — съезд работников образования, да еще в год Учителя, стал одним большим мастер-классом для педагогов области — для тех, кто работает или собирается работать с одаренными детьми, и для тех, чье призвание и стезя — обучение и воспитание ребят с ограниченными возможностями; для тех, кто исследует на практике аспекты здоровьесбережения как школьников, так и учителей; кто является лидером в продвижении во все сферы школьной жизни информационных технологий и для многих-многих других. Семь «круглых столов», несколько секций, научно-практических конференций и семинаров и параллельно городская учительская конференция, где тоже обсуждались самые актуальные проблемы школьного образования: интеллектуальный штурм прошел в эти два дня мощнейший, и его заряда, можно быть уверенным, педагогам области хватит если не на целый год, то, по крайней мере, надолго.

Почему я допускаю такое ограничение во времени? Да потому, что съезд, главным объектом обсуждения которого стал «Педагог — ключевая фигура процесса модернизации образования Новосибирской области», хотя и не уходил от конкретики в анализе и перспективах развития отрасли, однако, по сути, стремился объять проблему еще более высокого уровня — учитель в меняющемся мире.

А вызовы современного мира по отношению к учителю сегодня на самом деле велики. Эти любопытные факты прозвучали в выступлении учителя истории новосибирской гимназии № 1 Натальи Сычевой: чтобы получить 50 миллионов пользователей, радио понадобилось 38 лет, телевидению — 13 лет, а интернету — всего четыре года. И далее — почти по Дарвину: выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше других откликается на изменения.

Поэтому, резюмировала Наталья Александровна, чтобы учитель не просто выжил в современном мире, а мог обеспечить качественными знаниями своих учеников, он обязан меняться и расти.

Эта мысль была главным концептом (на который нанизывался ряд стратегических и практических организационно управленческих решений) в выступлениях на съезде — на открытии и пленарном заседании, а также на брифинге для журналистов — губернатора Новосибирской области Виктора Александровича Толоконского.

Так, говоря о кадровой политике в образовании, о системе стимулирования и привлечения, в том числе в сельскую школу, молодежи, Виктор Александрович подчеркнул, что в процессе омоложения учительских коллективов не нужно прибегать к административным или каким бы то ни было искусственным мерам. Так как опытные учителя с большим стажем сегодня во многом определяют лицо школы.

— Главное, — сказал губернатор, — чтобы учитель, независимо от своего возраста, был способен к обновлению. Прежде всего к обновлению понимания своей роли и своего труда. Это происходит в каждом человеке, в любой профессии, но в учителе это начало должно быть выражено максимальным образом.

Потому что учитель ежедневно встречается с обновленным ребенком. Ребенок растет, развивается, потребляет столько информации, что практически каждый день он в том же возрасте и том же классе приходит в школу новым. И учитель должен быть готовым вместе с ребенком расти, что-то глубже изучать, исследовать вместе с ним и порой не бояться показать, что я, мол, не знаю чего-то, но хочу узнать, понять какие-то новые для себя вещи. И этот процесс взаимного обогащения должен быть непрерывным.

— Вообще, — продолжил Виктор Александрович, — мы сейчас ставим задачу, чтобы педагогическое образование обязательно предполагало вовлечение студента (или учителя, проходящего переподготовку) в среду, где функционируют научные школы.

То есть уровень преподавания в таких университетах, по убеждению губернатора, должен находиться на такой высоте, чтобы учитель не только впоследствии мог открыть ребенку во всем объеме знания по своему предмету, но и, глубоко понимая все тенденции развития научного, социального, технологического прогресса, постоянно настраивать учеников на освоение все новых знаний в столь быстро меняющемся мире, доносить до них то, чего дети не могут почерпнуть в интернете. В связи с этим губернатор высоко оценил работу секций нынешнего съезда в Академгородке:

— Школа обычно обменивается с учеными и вузами методическим и педагогическим опытом, а на этот раз ведущие ученые знакомили школьных учителей со своими достижениями. Учителя побывали также в технопарке, где мы стремимся реализовать эти достижения в экономику, технологию, в какой-то мере в повседневную жизнь. Кроме того, развивая проект технопарка, мы хотим с самого начала привлечь туда детей, создавая там станции юных техников, специальные школы. А раз придут в технопарк дети, значит, придут туда и учителя.

Как принципиально новое в переподготовке учительских кадров Виктор Александрович отметил интегрирование в этот процесс науки и высшей школы — на основе проекта специализированных классов:

— В этих классах вместе с лучшими учителями будут работать и ученые, преподаватели ведущих университетов. Это будет чрезвычайно сложная организационно-методическая система, и если она себя хорошо покажет, мы будем ее тиражировать.

В нынешнем году, как сообщил губернатор, откроются 23 таких класса с углубленным изучением по принципиально новой схеме математики, физики, химии, биологии, в будущем — как минимум, 46 (так как методическая платформа, «матрица» 2010 года не должна быть заброшена), а скорее всего — 60, и в 2012 году подобных классов будет не менее 100. И особо подчеркнул: этот проект будет осуществляться не только для того, чтобы помочь раскрыть свои возможности способным, талантливым и высокомотивированным детям, он необходим для того, чтобы повысить общий уровень преподавания точных и естественнонаучных дисциплин, что, безусловно, повысит инновационность нашей жизни.

Как говорилось на съезде, этот проект настолько многомерен, что со временем он непременно окажет влияние на повышение уровня преподавания других предметов, рост профессионального уровня учительства, организационное и содержательное обновление самой школы в целом.

И одним из необходимых новшеств должен стать переход школ на режим полного рабочего дня. Когда процесс воспитания и, в общем-то, образования, а точнее, формирования физически и нравственно здоровой личности ученика будет идти не «пунктирно», а практически непрерывно.

Говорилось также на съезде, в первую очередь министром образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимиром Никоновым, о дальнейшем укреплении материальной базы образования и росте зарплатных нормативов, о продолжении развития дистанционных методов обучения и совершенствовании параметров информационно-образовательной среды — как технологических, нормативных, так и составляющих ее содержание. Говорилось о необходимости издания новых учебников и обобщения, концентрации, в том числе и в электронном формате, передовых педагогических разработок.
Образовательная отрасль сегодня, как никогда прежде, становится креативной, высокотехнологичной и профессионально достаточно усложненной. Поэтому для взаимодействия с властными и другими структурами в нашей области создан экспертно-методический совет при губернаторе, а также начинает свою деятельность институт развития образования.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: