Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Культура в роли ведущего

Культура в роли ведущего
Работу секции «Современная культура. Роль в развитии региона» форума «Стратегия-2020» ее ведущий Андрей Ильницкий — один из главных идеологов в сфере культуры, заместитель руководителя ЦИК партии «Единая Россия», назвал в своем вступительном слове «значимой, главной, итожащей, секцией-кодой» всего форума. По аналогии с должной ролью самой культуры в жизни общества. И об этом, собственно, шел заинтересованный разговор в продолжение почти полутора часов: как эту роль повысить, каким образом способствовать тому, чтобы расцвет культуры региона наименее зависел от субъективных факторов, экономической ситуации и даже конкретных лиц в структурах разных уровней власти, недооценивающих эту сферу.
И хотя подобная сверхидея и сверхзадача, безусловно, объединяла как уважаемых экспертов — а это были заслуженный артист РФ скрипач Дмитрий Коган и известный галерист (создатель, в частности, и Пермского музея современного искусства) Марат Гельман, — так и наиболее активных в творческом и общественном плане представителей новосибирской интеллигенции, дискуссия получилась достаточно острой. Не по форме: вопрос—ответ—пикировка—тезис—антитезис—аргумент—контраргумент или нечто подобное. А по концепциям, которые исповедовали, с одной стороны, гости, а с другой — новосибирцы. Первую можно условно назвать центробежной, вторую — скорее центростремительной.

Где корни возникновения первой, стало понятно из выступления Дмитрия Когана:

— Мне кажется, что главная проблема российской культуры — отсутствие четких правил игры. Поэтому абсолютно невозможно предугадать и понять, в каком городе будет построена консерватория, а в каком нет, где появится музыкальное училище, а где цирк… Захотел местный руководитель — сделал. На самом же деле эту стратегическую функцию — определение стандартов — в первую голову должно выполнять федеральное министерство культуры… Оно же занимается другим, в основном годами Культуры России за рубежом. А моя мечта: чтобы наконец объявили год Культуры России в России…

— Культурная политика должна стать частью большой политики. Мы должны сделать так, чтобы вопросы культуры не отделялись от жизни страны в целом, — поддержал музыканта Марат Гельман и поделился с аудиторией уроками, извлеченными из собственного пермского опыта.

А ситуация в Перми несколько лет назад, по словам Гельмана, была и вправду критической: 60 процентов молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, согласно опросам, хотели из города уехать (сейчас — всего 14 процентов). И тогда один из пермских сенаторов предпринял беспрецедентный шаг: пригласил из-за границы экспертов, разработавших проект «Как превратить Пермь в европейский город». Но готовый проект забуксовал, фактически не работал. Потому что, считает Гельман, инновационные процессы не могут идти в консервативной среде, нужно менять сознание людей. Он уверен: более половины инноваций — это не технологические изобретения, а модернистское мышление людей. И главный ресурс в развитии культуры видит в том, чтобы сама культура из позиции «профессионального нищего», которому подают на бедность из бюджета, так сказать, «поддерживают», перешла к позиции сильного партнера, активно помогающего власти в решении многих других проблем территории. Например, ее привлекательности, идентичности, особости, которую определяет именно культура. Потому что конкуренция сегодня идет не за финансовые вливания из столицы, а за людей — их интеллектуальный и профессиональный уровень, а также укорененность и привязанность к данному региону. То, что называют в конечном счете патриотизмом.

Свои новые партнерские отношения с местной властью организаторы Музея современного искусства (и теперь уже следующих проектов), рассказал Гельман, выстраивали таким образом:

— Обычно региональные министерства культуры формируют задачи и, соответственно, бюджетирование по творческим единицам, закрывая последовательно позиции: вот художникам помогаем, вот — писателям, вот — театрам. Мы сказали: субъектами деятельности министерства края являются все его жители. И пояснили: нет ни одного города в мире, который собственными средствами мог бы обеспечить культурный досуг своих граждан, значит, надо кооперироваться с другими городами, перемешиваться, меняться, приглашать варягов.
Так, в результате годичной деятельности команды, создавшей музей, родилась идея «Культурного альянса» — сотрудничества разных городов.

— Раз Москва перестала играть роль центра в этой сфере, мы начали устанавливать горизонтальные связи для интенсивного культурного обмена, — резюмировал Гельман.

Министра культуры Новосибирской области Наталью Ярославцеву также удивляет пренебрежение вышестоящего столичного ведомства к своим патерналистским обязанностям: это касается, к примеру, такого важного аспекта развития культуры, как подготовка профессиональных кадров. Самостоятельно, вплоть до прямого нормотворчества, приходится работать области и в сфере оптимизации структуры отрасли… Кроме того, по-настоящему обидно, когда грантовой поддержкой обходят (числящуюся в федеральном подчинении!) специальную музыкальную школу-колледж, выпустившую десятки всемирно известных музыкантов… Но новосибирцы, по словам Ярославцевой, не привыкли «ждать милостей от природы», поэтому сегодня региональная власть, региональное министерство культуры не мыслят своей работы без экспертного сообщества и обсуждения существующих проблем в открытой дискуссии. И она указала гостям на сидящих за столом и в зале участников форума: именно эти люди (как, впрочем, и многие другие) принимают в последние годы непосредственное участие в разработке самых важных проектов, «которые двигают область».

— Метод, которым мы идем, — пояснила Ярославцева, — программный. Это и разработка Концепции культурной политики области четырехлетней давности, и разработка культурной политики города Новосибирска, а также стратегии развития области в целом, и многое другое.

По мнению министра культуры Новосибирской области, общество проснулось, и это дает в настоящее время постоянный приток новых идей. Это организация молодежного инновационного форума «Интерра», создание Центра современного искусства, строительство нового концертного зала. Причем, если бы власть не работала по этим вопросам в непосредственном диалоге с экспертным сообществом, то в сегодняшней непростой экономической ситуации вряд ли сама решилась, допустим, на объявление конкурса проектов двух театров или строительство того же концертного зала.

Главной задачей нашего областного министерства, региональной власти в целом, по словам Ярославцевой, является формирование единой социокультурной среды, когда образование, культура, молодежная политика, организация досуга интегрируются, объединяются и формируют жителя области как компетентного и заинтересованного потребителя — получателя культурных благ. Потому что, по мнению Натальи Васильевны, дело не в количестве культурных событий — тех же фестивалей, проводимых в регионе, дело в их востребованности…

Кроме того, являясь крупнейшим культурным центром, Новосибирск, по мнению Ярославцевой, ощущает определенную ответственность за культурное развитие всей Сибири. В чем ее поддержала директор молодежного театра «Глобус» Татьяна Людмилина, говорившая о необходимости стратегического программного подхода к развитию регионов и их взаимодействию в сфере культуры со стороны федерального министерства.

Именно это стремление новосибирцев к «крупным формам» в стратегическом планировании при непосредственном содействии федеральной власти можно было условно обозначить как традиционную «центростремительную» концепцию развития культуры. Тогда как Марат Гельман более склонен в реализации культурной политики и практики к феноменологическому подходу, который определяет так: надо создать субъект (фестиваль, музей, театр и проч.), который, помимо самого себя, начнет формировать вокруг себя и среду, прирастая самыми разными ответвлениями.

— Бессмысленно размазывать масло — бюджетные деньги — тонким слоем. Надо найти острую проблему, точку приложения сил и рычаг — наибольший творческий ресурс. Надо погружаться в текст города и что-то из него вытащить. Уникальность — главное, — убежден Марат Александрович. — Речь идет о том, что каждому городу необходимо найти свою федеральную функцию, единственную во всей стране…

И тогда любой культурный обмен, продолжим мысль, любой культурный альянс будет приносить всем территориям России равноценную пользу. А что, интересная идея…

…Интересных идей на заседании секции было высказано немало. Возможно, с первого раза они даже кому-то, что называется, резали слух. И было желание перевести разговор в русло текущего и насущного. Но то, что взаимообогащение — информацией, иными подходами к проблемам и нестандартными алгоритмами их решений — на форуме произошло, было несомненным. Как несомненно и то, что вырабатывать новые стратегии с запасом на десятилетия непросто, но сообща все-таки надежней.
Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Жители большого многоквартирного дома получили в распоряжение 2 млн рублей на ремонт общедомового имущества. Эти деньги накопились на счету управляющей компании. Они не тратились на ремонт подвалов, которого жители дома ждут уже 35 лет. Благодаря настойчивости активистов совета дома, выяснилось – сколько денег получают управляющие компании от «Центра муниципального имущества» на содержание подвалов многоквартирных домов Новосибирска.

В топ-300 наиболее дорогих для проживания городов мира попала столица Сибири. Что касается российского аналога рейтинга, то здесь Новосибирск и вовсе расположился в первой десятке. Список городов по стоимости жизни опубликовало аналитическое агентство Numbeo.

Зрелище не для слабонервных увидели новосибирцы вечером 22 июля – мотоциклист получил серьезные травмы на Бугринском мосту. Фото с пострадавшим облетело соцсети и привело зрителей в удручающее состояние.
Строительство первой в Новосибирске 150-метровой 45-этажки согласовано в мэрии города. Здание будет расположено рядом с театром «Глобус» между Октябрьской магистралью, улицами Коммунистическая и Каменская.
Базарными историями поделились с корреспондентом VN.ru уличные торговцы в Мошково Новосибирской области. Пенсионерки рассказали, как судятся с полицией и в какое время лучше собирать урожай. Почему выходят торговать и как завоевать «своего» покупателя.

Венки из цветов, хлеб без дрожжей и коллективные танцы. Пить, курить, ругаться матом и есть мясо нельзя. Зато можно отведать вкуснейшего кваса, походить босиком и станцевать в хороводе с сотнями людей, облаченных в традиционные наряды Руси. Как развлекаются на фестивале родной культуры «Родники» – в фоторепортаже VN.ru.