Новосибирск 13.6 °C

Когда бизнес «солирует», а государство «аккомпанирует» —

02.09.2010 00:00:00
Когда бизнес «солирует», а государство «аккомпанирует» —
такую ключевую формулу диалога власти и бизнеса вывели на заседании секций «Экономика инноваций: основа повышения качества жизни» и «Новая элита: роль и место малого и среднего бизнеса» участники региональной проекции «Стратегии-2020», состоявшейся в Новосибирске. Фактически разграничить темы не получилось по объективной причине. Сами посудите, как говорить о малом бизнесе в отрыве от инноваций и инвестиций? Вслед за другими регионами на прошлой неделе Новосибирская область активно включилась в обсуждение «Стратегии-2020», предложенной Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым.

По традиции новосибирский форум представлял собой дискуссионную площадку, в которой участвовали как федеральные и региональные эксперты, так и люди с активной гражданской позицией из числа местных бизнесменов, общественников, творческой интеллигенции.

Из федеральных экспертов в упомянутых секциях работали: Михаил Ремизов, президент института национальной стратегии; Александр Галушка, вице-президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия», председатель правления Российской коллегии оценщиков; Валерий Федоров, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Слишком много лозунгов
Тон дискуссии задал Александр Галушка: «Когда мы говорим об инновациях, пока раздается много лозунгов. Чтобы инновации состоялись, они должны быть выгодными для тех, кто их осуществляет, то есть бизнесу. До тех пор, пока нет выгоды, все призывы останутся заклинаниями. Чтобы общество было готово к модернизации, необходимо опережающее создание новых рабочих мест и новых производств. За один год невозможно создать миллионы рабочих мест, следовательно, это задача и на 20, и на 30 лет вперед.

Что происходит с инвестклиматом в России? Мы уже проигрываем не только Индии, Бразилии или Китаю, но и Казахстану. Недавно созданное таможенное пространство означает единую инвестиционную конкуренцию. Проще говоря, инвестор, который пришел в Казахстан, на российском рынке продает продукцию, как если бы он свою продукцию производил бы в Новосибирской области. По оценкам «Деловой России», вести бизнес в Казахстане гораздо выгоднее, чем в России. Подоходный налог — 10 процентов, а налог на прибыль там — 15 процентов. В целом программа форсированного индустриального развития, принятая в Казахстане, развернула административную среду лицом к инвестору. Поэтому улучшение инвестиционного климата в России для нас — ключевой приоритет».

По инициативе «Деловой России» готовится Госсовет по улучшению инвестклимата в субъектах Российской Федерации. «Это конкретный запрос, состоящий из 56 мер по 8 направлениям. Впервые программу мы обсудили на Экспертном совете при Министерстве экономического развития России, на котором она была одобрена. На ее основе Минэкономразвития предложило подготовить региональные программы. По сути, речь идет о некоем новом общественном договоре между бизнесом и властью, в котором бизнес «солирует», а государство «аккомпанирует», — добавил Александр Галушка.

Продолжая тему модернизации российской экономики, заместитель председателя правительства — министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимир Никонов рассказал, что делается в Новосибирской области: «Областные власти создают благоприятный климат для инвестиций. Скоро заработает в полную силу промышленно-логистический парк в качестве особой привлекательной зоны для инвесторов. Мы также сосредотачиваем усилия на создании условий для инновационного бизнеса. В области должен рождаться новый продукт, способный конкурировать на мировом уровне. Другая проблема. Да, у нас сохранился научный потенциал, но в 90-е годы серьезно разрушились «пояса внедрения». Это были, по сути, инжиниринговые центры, которые идею превращали в изделие. Поэтому обязанность государства — восстановить инфраструктуру».

А где есть места в России, где инвестор чувствует себя комфортно? В качестве идеальной модели инвестклимата был приведен пример Калужской области, которая в 2010 году вышла на первое место в стране по привлечению инвестиций. О регионе уже заговорили как о русском аналоге автомобильного Детройта.

В Новосибирской области госаппарат тоже меняет политику по отношению к инвестору. Алексей Струков, министр экономического развития Новосибирской области, подчеркнул: «Во-первых, мы пересматриваем культуру отношений с инвестором. Власти пытаются узнать у инвестора, как он живет. Во-вторых, для области важно формирование заказа для инноваций. Мы определяем, в чем сильны, а где наши узкие места.

Во время дискуссии прозвучало много любопытных предложений на тему выгод для бизнеса. Например, Андрей Брызгалов, основатель компании «Унискан», предложил придумывать инновационный продукт в Новосибирске, а производить его в Красноярске. А Сергей Заусаев, главный специалист по градостроительным программам «ЗапСибНИИпроект», архитектор проекта пространственного развития Новосибирска, заострил внимание на том, что пока сибирские регионы вынуждены конкурировать друг с другом в градостроительной политике. «А надо переломить ситуацию, уйти от конкуренции к сотрудничеству».

К сожалению, по уважительным причинам не смог участвовать в работе секции Валентин Денисов, председатель комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам. А фермеров, желающих поговорить с главным «аграрником», пришло много. Ведь для сельчан качество жизни и инновации не менее важны, чем для города. В некоторых выступлениях звучала такая терминология, как «безлюдные технологии», когда новое производство полностью автоматизировано и сокращается много рабочих мест. Проблема властей — куда девать высвобождающихся работников? Вопрос!

Почему герои нашего времени чиновник, а не бизнесмен?
Или другая проблема, по которой ярко высказался уже на секции «Новая элита: роль и место малого и среднего бизнеса» Дмитрий Петров, управляющий партнер Новосибирского маркетингового агентства «Б-2»:
— В Новосибирск приезжает большое количество талантливой молодежи. Они учатся здесь, а потом уезжает уже даже не в Москву, а за рубеж. Едет поросль, которая могла бы стать движущей силой «Стратегии-2020». Поэтому одна из глобальных задач — формирование карты будущего для молодых людей. Я имею в виду и создание творческой среды в городе, и четко сформулированную потребность от власти. Власть должна продемонстрировать им, что они нужны здесь.

Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ, взял необычный ракурс в разговоре: «Элита и малый бизнес — понятия, которые обычно рядом «не ходят», а тут оказались совмещены в названии секции. Кого понимают под элитой? Во-первых, тех, кто имеет отношение к власти, политической или экономической. Во-вторых, элита — лучшее. Можно быть элитным политиком, а можно элитным сантехником. Главное, быть лучшим в своем деле. На этом противопоставлении и строится известная коллизия. Действительно ли те, которые находятся у власти, являются лучшими в своем деле? Действительно ли лучшие в своем деле люди возносятся к вершинам власти? Одновременно эти два условия выполняются очень редко. Проблема в любой стране состоит в том, чтобы найти механизмы, обеспечивающие продвижение в элиту наиболее профессионально развитых людей. В элите нашей страны малого бизнеса нет вообще. Потому что фигура бизнесмена не является героем нашего времени. Молодежь все меньше хочет заниматься бизнесом, а все больше мечтает о госслужбе.

При таких подходах порода бизнесменов будет выведена окончательно. А будущего у страны, в которой негативно относятся к бизнесменам, просто нет».

Тему правопреемников дальше развил Алексей Струков: «Главная задача — сформировать элиту, которая продолжит наши начинания. Поэтому молодых надо как можно раньше включать в работу в рамках клубов по интересам, через школы лидеров, как это делается в Новосибирской области. При этом малый и средний бизнес может являться кузницей кадров для элиты».

«Нужно создавать сетевые горизонтальные взаимосвязи. Это вам не просто попариться в баньке и выпить по рюмочке. В развитом обществе оно состоит из консорциумов. У нас элиту разогнали, поэтому мы и сидим у разбитого корыта и сталкиваемся с необходимостью выращивать элиту. Лучше всего это делать в рамках профессиональных ассоциаций», — подытожил Михаил Ремизов.

...Иной читатель скажет: «Опять много разговоров про инновации и малый бизнес, а где же практическая польза?» И окажется неправ… Все важные идеи форума будут отправлены в Москву для анализа.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: