Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Творец миров и мифов

Творец миров и мифов
Новосибирцам повезло, как повезло и будущим гостям — участникам форума «Интерра»: с начала сентября по 3 октября в Новосибирском художественном музее открыта выставка живописи и графики художника Дмитрия Санджиева «Мифы планеты». Выставка, которая поражает и восхищает прежде всего внутренней свободой автора, полетом фантазии и, безусловно, таким же безграничным его мастерством… «Открылась бездна звезд полна; звездам числа нет, бездне дна…», «Из тени в свет перелетая…» Именно эти поэтические строки Ломоносова и Арсения Тарковского возникли в памяти на вернисаже и стали для меня ключом к увиденному.
Потому что в художественный мир Дмитрия Санджиева не погружаешься или медленно входишь, как обычно бывает на других выставках, а летишь, совершенно «по-космонавтски», то вверх, минуя «нашу» и все другие Вселенные, к иным мирам и измерениям, то вниз, влекомый мощной силой земного притяжения… Причем в обоих «полетных параметрах» улыбка — от полноты жизни — порхает, не поймешь, на твоих ли собственных устах или спроецировалась она в это пространство — через живопись и графический лист — исключительно волею демиурга-Санджиева.

Его графическая серия «Метаморфозы полнолуния…» рождает в зрительском восприятии и вовсе удивительные превращения: когда обычные лопухи, травы и травинки в зыбком и одновременно властном контражуре луны становятся гигантскими деревьями, и мы с детской боязливостью вчитываемся в авторские подписи-таблички и... верим. «В долине семи лун», «Родина драконов», как «на полном серьезе» сообщает нам автор. А стразы, вмонтированные в этот фантастический пейзаж и придающие лунной ночи в раме живое мерцание, подмигивают: «Так-так, так-так…»

Создавать миры и мифы — его главный талант и призвание. Он совсем недавно побывал в Египте, но дух Древнего Египта и, что называется, египетские мотивы в его творчестве присутствуют, и очень органично, много лет.

— У меня свое мифотворчество, — говорит Дмитрий Санджиев. А к полетам фантазии в глубь веков, в будущее, в подсознание людей и сущность братьев наших меньших относится как к рабочему инструменту.

— Вот Жюль Верн, никуда не ездил, а где побывал?! И на Луне, и в океанских глубинах…

«Страдания Минотавра», «Одиссей и сирены», «Потоп», «Каменная черепаха», «Переход в другое измерение. Контакт с параллельным миром», «Кошачий рай» — названия только некоторых его живописных работ, перечисленных совершенно произвольно, дают представление о диапазоне этих мысленных путешествий. Но только в одном «углу» санджиевского мироздания. Признался: сегодня его воображение занимает, к примеру, такой замысел: прогуливающиеся люди, не замечающие беременную гусеницу. Названия еще не придумал.

Он работает с полшестого утра до двенадцати ночи, а времени… Времени должно хватить на все:

— У меня сейчас полторы тысячи эскизов. Дай Бог здоровья все осуществить, идей колоссально много!

Изысканная по цвету, очень сложная по ритмам композиция большинства живописных произведений, авторская техника, а также старинная техника левкаса (письмо на грунте, применявшееся в древней русской иконописи), кракелюры (имитация старения) — и ни на секунду не возникает ощущения умозрительного расчета. Безусловно, интеллектуально, трудоемко, но чувственно и вдохновенно! Что не может не вызвать в душе зрителей резонанс, и вызывает…

— Художник современен, — считает Санджиев, — если он работает так, как он чувствует. Может, он привык жить в XIX веке, а может, в эпохе Возрождения. Так часто бывает... И если ты не только форму вытягиваешь из тех времен, но и дух, интерпретируя их на современный лад, то все получается здорово. В общем, высший разум посылает художнику идею, и от того, как тот ее воспримет, перелопатит и перенесет на холст, зависит результат. Чем чувственнее и чувствительнее художник, тем больше шансов, что он воплотит послание свыше самым прекрасным образом.

И здесь Дмитрий Никитич подчеркивает: очень важна школа, то есть профессионализм художника. Он не верит в самоучек и самородков, которых в наше время порой раскручивают за деньги. Сам он учился 17 лет: в художественной школе, художественном училище, в Суриковском институте, аспирантуре, а уж потом «начал работать».

Он триумфально вошел в профессию: его диплом — шесть графических работ сразу купила Третьяковская галерея, а имя назвали на съезде художников в числе десяти лучших графиков СССР.

В графике, начавшейся со «Вдовы чабана», Санджиев реализует, по его словам, какие-то «общечеловеческие моменты», «какие-то тонкие наблюдения». Добавим, а также блистательную иронию (цикл литографий по мотивам булгаковского романа «Мастер и Маргарита» и другие работы) и дар сочувствования — человеку, братьям нашим меньшим («Зимний вечер на Рублевке» — выброшенная хозяевами наскучившая обезьянка в зимнем поле, под Луной, с единственным пропитанием — рябиновой веткой).

— Вы лунный человек или солнечный? — спросила я художника.

— ...Солнечный. От солнца я подзаряжаюсь. И... лунный: ночью думаю, мечтаю, чтобы потом при свете солнца свои мечты реализовать, — ответил солнечно-лунный творец миров и мифов Дмитрий Санджиев.

Дмитрий Санджиев — один из ведущих художников современного отечественного искусства, который завоевал заслуженное признание в нашей стране и за рубежом. Его работы находятся в таких известных музеях и картинных галереях, как Третьяковская галерея, Музей народов Востока, Русский музей, во всемирно известной коллекции Людвига (ФРГ), в коллекции фирмы Фабер-Кастель (Нюрнберг, Германия), Метрополитен-музее (США) и во многих других музеях, картинных галереях и частных коллекциях России и всего мира.

Родился 31 октября 1949 года в Новосибирске, в семье художников. С отличием окончил Ярославское художественное училище, затем — Московский художественный институт имени Сурикова (мастерская графики под руководством Н. А. Пономарева и Б. А. Успенского), в 1984 году — аспирантуру в творческих мастерских Академии художеств СССР под руководством академика О. Г. Верейского.

Сейчас он действительный член двух академий — Российской академии художеств и Академии художеств мира при ЮНЕСКО. Заслуженный художник Российской Федерации.
Резонанс
Новости
17.07.2018
Скидка 50% на метро при пересадке с троллейбуса и наоборот – новый проект мэрии «Сетевая поездка» стартовал в Новосибирске с 16 июля. Пока поездка выгодна лишь для жителей Северо-Чемского жилмассива, работающих на правом берегу, и для тех, кто часто пересаживается с троллейбусов на трамваи.
Необычные предупреждающие таблицы с призывом не кормить птиц появились на улицах Новосибирска. Орнитологи отнеслись к новому веянию с опаской, надеясь, что речь на знаках идет только о голубях.
В Россию из Сирийской Арабской Республики вернулись два российских вертолета Ми-8АМТШ, которые известны как «Терминаторы». В течение нескольких месяцев новосибирские пилоты совершали вылеты, в том числе ночью, их задачей был мониторинг обстановки в районах зон деэскалации.
Новосибирский Академгородок должен превзойти мировые стандарты. В научном центре прошла встреча общественного совета проекта «Локомотивы роста» во вторник, 17 июля. На повестке дня - всестороннее развитие Академгородка как центра науки, в который стекались бы перспективные кадры. Сделать его таким - поручение главы государства.
16.07.2018 фото
Проводник из Карасукского района Новосибирской области был в командировке во время ЧМ-2018. В его вагоне ехали иностранные болельщики из разных стран, но больше всего мексиканцев. Болельщики заказывали борщ и скупали сувениры с символикой РЖД.
Первые места в рейтинге инвестиционной привлекательности районов Новосибирской области заняли Колыванский и Здвинский. Примечательно, какой прорыв совершили здвинчане. Согласно предыдущему рейтингу, Здвинский район занимал предпоследнее место.
x^