Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Творец миров и мифов

Творец миров и мифов
Новосибирцам повезло, как повезло и будущим гостям — участникам форума «Интерра»: с начала сентября по 3 октября в Новосибирском художественном музее открыта выставка живописи и графики художника Дмитрия Санджиева «Мифы планеты». Выставка, которая поражает и восхищает прежде всего внутренней свободой автора, полетом фантазии и, безусловно, таким же безграничным его мастерством… «Открылась бездна звезд полна; звездам числа нет, бездне дна…», «Из тени в свет перелетая…» Именно эти поэтические строки Ломоносова и Арсения Тарковского возникли в памяти на вернисаже и стали для меня ключом к увиденному.
Потому что в художественный мир Дмитрия Санджиева не погружаешься или медленно входишь, как обычно бывает на других выставках, а летишь, совершенно «по-космонавтски», то вверх, минуя «нашу» и все другие Вселенные, к иным мирам и измерениям, то вниз, влекомый мощной силой земного притяжения… Причем в обоих «полетных параметрах» улыбка — от полноты жизни — порхает, не поймешь, на твоих ли собственных устах или спроецировалась она в это пространство — через живопись и графический лист — исключительно волею демиурга-Санджиева.

Его графическая серия «Метаморфозы полнолуния…» рождает в зрительском восприятии и вовсе удивительные превращения: когда обычные лопухи, травы и травинки в зыбком и одновременно властном контражуре луны становятся гигантскими деревьями, и мы с детской боязливостью вчитываемся в авторские подписи-таблички и... верим. «В долине семи лун», «Родина драконов», как «на полном серьезе» сообщает нам автор. А стразы, вмонтированные в этот фантастический пейзаж и придающие лунной ночи в раме живое мерцание, подмигивают: «Так-так, так-так…»

Создавать миры и мифы — его главный талант и призвание. Он совсем недавно побывал в Египте, но дух Древнего Египта и, что называется, египетские мотивы в его творчестве присутствуют, и очень органично, много лет.

— У меня свое мифотворчество, — говорит Дмитрий Санджиев. А к полетам фантазии в глубь веков, в будущее, в подсознание людей и сущность братьев наших меньших относится как к рабочему инструменту.

— Вот Жюль Верн, никуда не ездил, а где побывал?! И на Луне, и в океанских глубинах…

«Страдания Минотавра», «Одиссей и сирены», «Потоп», «Каменная черепаха», «Переход в другое измерение. Контакт с параллельным миром», «Кошачий рай» — названия только некоторых его живописных работ, перечисленных совершенно произвольно, дают представление о диапазоне этих мысленных путешествий. Но только в одном «углу» санджиевского мироздания. Признался: сегодня его воображение занимает, к примеру, такой замысел: прогуливающиеся люди, не замечающие беременную гусеницу. Названия еще не придумал.

Он работает с полшестого утра до двенадцати ночи, а времени… Времени должно хватить на все:

— У меня сейчас полторы тысячи эскизов. Дай Бог здоровья все осуществить, идей колоссально много!

Изысканная по цвету, очень сложная по ритмам композиция большинства живописных произведений, авторская техника, а также старинная техника левкаса (письмо на грунте, применявшееся в древней русской иконописи), кракелюры (имитация старения) — и ни на секунду не возникает ощущения умозрительного расчета. Безусловно, интеллектуально, трудоемко, но чувственно и вдохновенно! Что не может не вызвать в душе зрителей резонанс, и вызывает…

— Художник современен, — считает Санджиев, — если он работает так, как он чувствует. Может, он привык жить в XIX веке, а может, в эпохе Возрождения. Так часто бывает... И если ты не только форму вытягиваешь из тех времен, но и дух, интерпретируя их на современный лад, то все получается здорово. В общем, высший разум посылает художнику идею, и от того, как тот ее воспримет, перелопатит и перенесет на холст, зависит результат. Чем чувственнее и чувствительнее художник, тем больше шансов, что он воплотит послание свыше самым прекрасным образом.

И здесь Дмитрий Никитич подчеркивает: очень важна школа, то есть профессионализм художника. Он не верит в самоучек и самородков, которых в наше время порой раскручивают за деньги. Сам он учился 17 лет: в художественной школе, художественном училище, в Суриковском институте, аспирантуре, а уж потом «начал работать».

Он триумфально вошел в профессию: его диплом — шесть графических работ сразу купила Третьяковская галерея, а имя назвали на съезде художников в числе десяти лучших графиков СССР.

В графике, начавшейся со «Вдовы чабана», Санджиев реализует, по его словам, какие-то «общечеловеческие моменты», «какие-то тонкие наблюдения». Добавим, а также блистательную иронию (цикл литографий по мотивам булгаковского романа «Мастер и Маргарита» и другие работы) и дар сочувствования — человеку, братьям нашим меньшим («Зимний вечер на Рублевке» — выброшенная хозяевами наскучившая обезьянка в зимнем поле, под Луной, с единственным пропитанием — рябиновой веткой).

— Вы лунный человек или солнечный? — спросила я художника.

— ...Солнечный. От солнца я подзаряжаюсь. И... лунный: ночью думаю, мечтаю, чтобы потом при свете солнца свои мечты реализовать, — ответил солнечно-лунный творец миров и мифов Дмитрий Санджиев.

Дмитрий Санджиев — один из ведущих художников современного отечественного искусства, который завоевал заслуженное признание в нашей стране и за рубежом. Его работы находятся в таких известных музеях и картинных галереях, как Третьяковская галерея, Музей народов Востока, Русский музей, во всемирно известной коллекции Людвига (ФРГ), в коллекции фирмы Фабер-Кастель (Нюрнберг, Германия), Метрополитен-музее (США) и во многих других музеях, картинных галереях и частных коллекциях России и всего мира.

Родился 31 октября 1949 года в Новосибирске, в семье художников. С отличием окончил Ярославское художественное училище, затем — Московский художественный институт имени Сурикова (мастерская графики под руководством Н. А. Пономарева и Б. А. Успенского), в 1984 году — аспирантуру в творческих мастерских Академии художеств СССР под руководством академика О. Г. Верейского.

Сейчас он действительный член двух академий — Российской академии художеств и Академии художеств мира при ЮНЕСКО. Заслуженный художник Российской Федерации.
Резонанс
Новости
Два-три часа требуется спасателям, чтобы выпилить из крепкого льда кусок размером метр на три и весом в полтонны, поднять его на поверхность цепями и небольшим подъемным краном. Корреспондент VN.ru наблюдал за тем, как готовят главную крещенскую прорубь Новосибирска.
Сбор и утилизация новогодних елок организованы в Новосибирске впервые за много лет. Десятки тысяч деревьев после каждого Нового года пополняют городские свалки. Волонтеры инициативной группы «Живая Земля» заявили о своей готовности принимать у населения хвойные деревья за символическую плату. Пока поступило всего 40 заявок от жителей полуторамиллионного города.

Детеныш орангутана, переехавший полгода назад из Новосибирска в Москву, постепенно нашел общий язык со своими сородичами. К Матику хорошо относится родная бабушка по имени Личана, однако куда больший интерес к малышу проявляет взрослый самец.
50 спортсменов-любителей приняли участие в соревнованиях «Вечерняя лыжня» на базе им. Алика Тульского в новосибирском Академгородке. Гонка проходила в темноте, поэтому обязательным условием участия было наличие фонаря.

Мэрия Новосибирска официально подвела итоги жилищного строительства в 2018 году. С большим трудом удалось преодолеть барьер в 1 млн кв. метров жилья, сданного в эксплуатацию.

23 миллиона рублей заплатил покупатель за новый Porsche 911 GT2 RS. Спортивный Nissan и раритетный советский ЗИМ были проданы дороже престижных новеньких Mercedes «Гелендваген». Корреспондент VN.ru составил рейтинг самых дорогих автомобилей, проданных в Новосибирске по итогам 2018 года.