Новосибирск 2.1 °C

По новому мосту с оркестром

09.09.2010 00:00:00
По новому мосту с оркестром
В конце прошлой недели в Куйбышеве произошло долгожданное событие — сдан в эксплуатацию мост через реку Омь. День рабочий, но народу собралось много. Звучит музыка, на пронзительном ветру реют российские и партийные флаги. Но одновременно еще рокочет дорожная техника, добивая благоустроительные работы. По- доброму-то надо бы недельку подождать с праздником, но город ждать не может. Старый мост уже несколько дней как отрезан от подъездных путей, а население в Куйбышеве ровно пополам расселилось на левом и правом берегах, через реку люди ездят на работу, на учебу, по делам. И потому — пуск.

Накануне в интервью нашей газете куйбышевский мэр Сергей Аверьяскин рассказал, как далеко не просто дался этот объект. Самостоятельно такую стройку город ни за что бы не потянул. Между тем проблема уже встала во весь рост. Проведенная в 2007 году экспертиза дала определенное заключение: мост в аварийном состоянии и непригоден для автомобильного сообщения. Тогда город собрался с духом и потратил из своего бюджета почти три миллиона рублей на разработку проекта.

— А потом с волнением в сердце обратились к губернатору с просьбой о финансировании стройки. И с первого захода получили добро. Область выделила на строительство автомобильного моста через реку Омь 155 миллионов рублей.

Но начало работ пришлось отложить на полгода — потребовалось внести в проект изменения. Первоначально планировалось снести старый мост и на его месте делать новый. А движение пустить в объезд. Но при ближнем рассмотрении обнаружились проблемы, которых при таком варианте строительства не избежать. Взять даже экстренные ситуации: 01, 02, 03, 04… Сколько бед может произойти, пока помощь доберётся в объезд.

Глава района Виктор Функ, сам опытный строитель, предложил сохранить старый мост до окончания работ на новом. Теперь они и стоят буквально в нескольких метрах друг от друга. Один верой и правдой прослужил городу пятьдесят лет, в его биографии много проблем и болевых точек, которые город решал и лечил как мог, но и много народной любви. Сейчас, когда он доживает последние дни, пожилые горожане водят к нему на экскурсию внуков, рассказывают, каким он был когда-то красивым и важным. Молодые фотографируются на фоне раритета — тоже на память.

А для нового красавца трудовая биография только начинается. Точнее, вот-вот начнется. Но историческая привязка ко времени уже имеется: строительство начиналось в разгар финансово-экономического кризиса. Пошла процедура секвестирования бюджета, и за строительство моста в Куйбышеве пришлось серьезно бороться.

На митинге по случаю пуска объекта глава района Виктор Функ и мэр Сергей Аверьяскин от лица всех горожан поблагодарили депутатов областного Совета Сергея Титкова и Владимира Лаптева за эффективную помощь. Сергей Титков, например, привез в Куйбышев комитет по транспорту в полном составе, и здесь, на месте, депутаты реально оценили ситуацию. Затем было еще одно заседание комитета, уже в Новосибирске, где приняли решение в пользу Куйбышева. Более того, строительство моста взял под свой патронаж министр транспорта и дорожного хозяйства Правительства Новосибирской области Николай Симонов. Сегодня их, как самых дорогих гостей, встречает и приветствует праздничный Куйбышев.

Под аплодисменты собравшихся на митинг почетные грамоты и благодарственные письма администраций города и района получают строители. Это коллективы ООО «Мостстройтрест», ООО «Сибспецстройрегион», МПП «Куйбышевжилкомхоз» и другие. Знаком «За заслуги перед городом Куйбышевом» награжден министр транспорта и дорожного хозяйства Николай Симонов, и теперь он наравне с другими награжденными этим знаком может бесплатно ездить в городских автобусах.

Министр поблагодарил за награду. А еще пообещал непременно воспользоваться льготой на проезд в куйбышевском городском транспорте. Участники митинга дружно откликнулись на шутку, тут же представив министра в автобусе в час пик. Но дальше в выступлении Николая Симонова звучала уже серьезная информация. За последние три года в области введено почти сорок мостов — отремонтировано, реконструировано, построено. Сейчас в работе 16, из них 12 — сдаточные. Запущены в эксплуатацию мосты в Венгеровском, Искитимском районах, готовятся к сдаче — в Мошковском, Черепановском, Сузунском районах и другие.

Он поблагодарил проектировщиков, строителей, а также администрацию города, которой пожелал использовать приобретенный опыт заказчика на других крупных объектах.

И еще информация из уст министра: на все муниципальные дороги из областного бюджета выделяется в год 500 — 600 миллионов рублей, из них на один куйбышевский мост ушло 155 миллионов. Это к тому, чтобы ценили, грамотно и бережно использовали объект.

И вот настал самый главный момент: министр транспорта, главы города и района, депутаты облсовета разрезают красную ленту. Заиграл духовой оркестр, за ним двинулась колонна горожан. С праздником! А черные тучи над головой и накрапывающий дождь — не помеха торжеству.

Заслуженный кусок праздничного пирога получили строители. Колонной по новому мосту прошла дорожная техника, тоже украшенная шарами и флажками.

А народ все не расходился. Пошли разговоры. Нашелся даже строитель старого моста — Вячеслав Вильщук. Полвека назад он был главным механиком особого строительно-монтажного поезда № 108, который и возводил любимый всеми «чеховский» мост (с улицы Чехова заезжают на главный мост города). Строительство, рассказывает Вячеслав Захарович, велось хозспособом и заняло полтора года. Сообща вспомнили и первый деревянный мост, который тоже служил не меньше полувека. В 1941 году в половодье его оторвало от берега. Хорошо, что в городе стояла тогда воинская часть. Солдаты вернули мост на место и укрепили тросами. Эта страховка еще не раз спасала, потому что река свой крутой нрав показывала часто. Кстати, и по сей день характер Оми ничуть не изменился. Нынче она, по крайней мере, на месяц задержала работы по строительству нового моста.

В разговоре всплыло имя Наума Давыдовича Блюма. Он жил на берегу в своем доме, совсем рядом с мостом, и был его смотрителем. Но все величали его «директором моста», потому что строг был и требователен. Особенно доставалось от него извозчикам. Если у лошади случился конфуз, от Блюма возница не сбежит. «Директор» его заставит не только вымести, но и вымыть грязные доски.

Следил он и за гуляющей вечерами молодежью: чтоб не мусорили на мосту, не кидали фантики от конфет. Молодежь в отместку сочиняла про него разудалые частушки и распевала их у «директора» под окнами.

Он же выполнял все работы по мелкому ремонту моста. А в пятидесятые годы потребность в ремонте возникала уже регулярно. Потом деревянный мост совсем закрыли для проезда, и вплоть до сдачи «чеховского» моста он оставался исключительно пешеходным.

— Какое счастье было, когда в шестидесятом году мы сдавали этот мост. Казалось, лучше и придумать нельзя. А вот придумали…

Сейчас обязанности Наума Давыдовича Блюма будет исполнять городская служба дорожного хозяйства. Это тоже надежный «директор моста».

«Река Омь от 5 до 9 аршин глубиною, при скромном своем течении, стоит в берегах на 27 сажень; при разлитии же бывает в ширину до 50 и 70 саж., через которую ходит по канату выстроенный от Ратуши паром, стоящий до 1000 руб. ассиг. И могущий существовать до 7 лет...»
«Краткое статистическое описание Томской губернии города Каинска», составленное штатным смотрителем Каинского уездного училища коллежским асессором А. Якимовским за 1842 г.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: