Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

До «Пахиты» и после…

До «Пахиты» и после…
Новый, 66-й, театральный сезон Новосибирский театр оперы и балета, как известно, откроет 26 сентября премьерным спектаклем «Лебединое озеро». Это новая редакция, сделанная художественным руководителем балета Игорем Зеленским в декорациях и костюмах известной итальянской художницы Луизы Спинателли. Но уже завтра в Сибирском Колизее состоится грандиозное балетное — да и общекультурное! — событие: на его сцене балет Парижской оперы представит «Пахиту» — классический балет Дельдавеза, Минкуса в постановке известного французского хореографа Пьера Лакотта. Кстати, оформляла этот спектакль тоже Луиза Спинателли. А Пьера Лакотта новосибирские балетоманы помнят по балету «Сильфида»: свою знаменитую реконструкцию старинного балета, помимо других прославленных сцен мира, в 1979 году он перенес и в наш театр… Что ж, мир балета тесен и… чудесен!
Началу настоящих и будущих — не менее масштабных — событий предшествовало, без преувеличения, бурное гастрольное лето, которое ну никак нельзя назвать межсезоньем. Так считают директор Новосибирского театра оперы и балета Руслан Ефремов и художественный руководитель балета, народный артист России Игорь Зеленский. На пресс-конференцию они пришли с толстенной книгой, в которой собраны рецензии французской прессы на спектакли новосибирцев в рамках фестиваля «Танцевальное лето в Париже». Обещали, что обязательно позже познакомят земляков с этими текстами, а потом директор театра просто перечислил гастрольные маршруты сибиряков — и это было впечатляюще.

Конец мая — участие камерного оркестра и камерного хора нашего театра в одном из знаменитых музыкальных фестивалей — Фестивале Троицы, проходившем в Баден-Бадене (Германия). Там они под управлением Теодора Курентзиса исполнили оперу Пёрселла «Дидона и Эней» и псалом Генделя «Dixit Dominus». Солировали хорошо знакомые новосибирцам звезды барочной оперы: Симона Кермес, Дебора Йорк и Димитрис Тилякос. Накануне на этом же фестиваля маэстро Курентзис в качестве дирижера-постановщика представил вниманию публики оперу Бизе «Кармен» в постановке французского режиссера Филиппа Арло. В августе новосибирский оркестр MusicAeterna под руководством главного дирижера Новосибирской оперы на фестивале, посвященном творчеству Мечислава Вайнберга, в Брегенце (Австрия) был назван «Музыкальным сокровищем Сибири» и с большим успехом у публики и критиков исполнил камерные произведения Вайнберга, а также Сороковую симфонию Моцарта, Первую — Прокофьева и Пятую Бетховена.

Большие гастроли новосибирского балета во Франции Руслан Ефремов назвал «марафоном спектаклей», которые начались 3 июля «Вечером Баланчина» в городе Ниме, а затем в течение полумесяца продолжались в столичном театре Шатле. На вопрос, как новосибирцы, привычные к своей огромной сцене, адаптировались на более компактной Шатле, Игорь Зеленский ответил:

— Я сам меняю формат всю жизнь... Сцены бывают разные — большие и маленькие, но на то мы и профессионалы: можем работать на любой. Пришлось пойти, конечно, на какие-то компромиссы с декорациями. Например, в «Баядерке» финал, он у нас большой, тоже, к сожалению, пришлось в каких-то моментах ужать... Справились.

— Мы показали себя максимально, — говорит он. — Но последний спектакль был особенным: занавес поднимали 18 раз, и госпожа Вишнева, которая со мной танцевала, сказала: «Слушай, Анатольевич, я сегодня себя чувствую Майей Михайловной!»

Французская публика, поделился своими наблюдениями директор, выражает свое отношение — нравится-не нравится — предельно открыто. На гастролях новосибирского балета занавес после спектаклей поднимали неоднократно. А последняя «Баядерка» (с Зеленским-Солором и Вишневой-Никией) была по-настоящему яркой точкой, завершавшей эти встречи.

— Последний спектакль не просто был хорошим, — заметил Игорь Зеленский, — ощущалось, народ прощается с нами. Были и прямые вопросы: «А когда мы увидим вас еще раз?»
Париж — балетный город, и заслужить его признание непросто. Тем приятнее были такие моменты, когда после гала-концерта, то есть — первого же выступления на сцене Шатле, проблема с продажей билетов исчезла вообще и худрук новосибирского балета, если он не участвовал в спектакле, приходя после третьего звонка в зрительный зал, находил свое и остальные места, как, впрочем, и все приставные стулья, занятыми. Кроме весьма одобрительных отзывов об искусстве сибиряков в ведущих парижских изданиях, по словам Игоря Зеленского, ему очень дороги были и устные оценки знатоков:

— Эти господа-критики с бабочками ходят на балет чуть ли не с 1920 года, они все знают, все видели, именно их профессиональные замечания были мне чрезвычайно интересны. Потому что я очень требователен к себе как артисту и, естественно, вижу в первую очередь недостатки и могу не замечать явных достоинств. Я сделал новый шаг и, принимая его как данность, занимаюсь уже другим, следующим. А они разбирали и отмечали нюансы очень профессионально, говорили много добрых слов…

В общем, новосибирскую балетную труппу в Париже заметили, признали и запомнили не из-за масштабной рекламы «Новосибирский балет» на автобусах и в метро, а благодаря тем усилиям, которые наши земляки в эти гастроли вложили: сложные генеральные репетиции, 18 показов без выходных (а это четыре вечера балетов Баланчина, семь спектаклей «Лебединое озеро», шесть спектаклей «Баядерка») и 10 открытых уроков классического танца со зрителем на сцене Шатле. (Причем везти собственные постановки Баланчина в город, где знаменитый хореограф ставил балеты сам, — неслыханная смелость для «провинциалов»!)

По мнению Игоря Зеленского, успешное осуществление этого проекта стало для сибиряков окном в Европу:

— Мне не хотелось бы забегать вперед, но у нас с директором реально вырисовываются большие планы. Потому что в Париже мы вели переговоры, встречались с импресарио и у нас есть договоренности о гастролях с такими городами, как Лондон, Мадрид, Турин. Например, с интендантом Королевской оперы в Мадриде Жераром Мортье разговор идет не о нескольких балетных спектаклях, а о двухнедельной программе, о настоящем новосибирском сезоне в репертуаре театра 2012 года.

* * *
Сейчас, во второй декаде сентября, Новосибирский театр оперы и балета вновь на гастролях. Наши артисты не впервые участвуют в очень престижном XII Международном фестивале музыки и танца в Бангкоке. Показательно, что открылся фестиваль оперным спектаклем новосибирцев «Князь Игорь». И далее ими будет представлена обширная программа: концерт, где прозвучат Первая симфония Прокофьева и Девятая — Бетховена в исполнении симфонического оркестра театра под управлением Теодора Курентзиса, а также опера «Богема» Пуччини, балетные спектакли «Золушка» Прокофьева, «Баядерка» Минкуса и «Вечер одноактных балетов». Причем в ходе фестиваля новосибирский оркестр (дирижер Евгений Волынский) будет аккомпанировать балетному театру Цюриха и балету Северного королевства из Англии. Следующий гастрольный тур новосибирцев — в Корею, где на главной сцене в Арт-центре Сеула с 7 по 10 октября они покажут четыре представления оперы «Князь Игорь».

Что касается планов на новый сезон, то о них Руслан Ефремов и Игорь Зеленский рассказали пока лишь в общих чертах. Это осенняя премьера в практически новой редакции оперы Чайковского «Иоланта», во второй половине сезона — оперы «Паяцы» Леонкавалло. В балете возобновится работа над «Спартаком» Хачатуряна, а также «продолжится линия по постановке балетов Баланчина». Ближайшие события, безусловно, волнующие для любителей балета: 3 октября — вечер звезд Мариинского балета и 6 октября — бенефис Игоря Зеленского, в программу которого должна войти новая работа известного американского хореографа Твайлы Тарп на музыку Фрэнка Синатры «Sinatra Suit».

* * *
О балетном спектакле «Пахита» Парижской оперы, которую новосибирским зрителям предстоит увидеть уже завтра, директор Новосибирского театра оперы и балета сказал:

— Вряд ли в ближайшем будущем возможно повторение такого проекта: 120 человек, 6000 километров между городами — все очень сложно, хотя и Министерство культуры Российской Федерации, и «Газпромбанк» помогли в его осуществлении. Но, чтобы статус Новосибирска — культурной столицы — поддерживать и развивать на деле, необходимо чтобы такие проекты вошли в систему. Этот город подобных проектов достоин.
Резонанс
Новости
В жаркую погоду сотни новосибирцев отправляются к водоемам, как результат - всплеск несчастных случаев. Где категорически нельзя купаться, и почему старая пословица «Не зная броду, не суйся в воду» сегодня актуальна как никогда, узнали корреспонденты ОТС.
Бывший ДК «Строитель», а ныне КТЦ «Евразия» около станции метро «Березовая роща» может лишиться мозаичного панно «Строители коммунизма» на фасаде. Известный советский и российский художник-монументалист, скульптор и профессор Зураб Церетели отправил письмо главе региона Андрею Травникову с просьбой сохранить панно времен соцреализма.
Предложения по проекту развития Новосибирского научного центра «Академгородок 2.0»  обсуждались в рамках информационного дня мэрии в администрации Советского района 19 июля. Встреча была малочисленной, в основном известные общественники и зампредседателя СО РАН Иван Благодырь. Но дискуссии получились жаркими, особенно вокруг маршрута Восточного объезда и радикальных идей, типа выноса научных институтов за пределы Академгородка.
Соседи одной из самых старых улиц Сузунского района Новосибирской области устроили себе праздник. Они так долго живут вместе, что посторонние люди отмечают даже внешнее сходство. Все как в семье – тайн не бывает, все достижения на виду.
На выезде из Новосибирска скоро станет меньше пробок - строители начали монтировать вторую очередь путепровода в Ленинск-Кузнецком направлении.
«Я невиновен, это произвол и беспредел», — заявил 35-летний хоккеист из Куйбышева Новосибирской области Роман Л., которого обвиняют в расстреле наряда полиции. Это случилось в марте 2013 года после переименования милиции в полицию. Младший сержант Виктор Кабак стал первым в России погибшим полицейским после реформы МВД.  
x^