Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Любите ли вы патефон?

18.09.2010
Любите ли вы патефон?
(Продолжение. Начало в № 177.) — Странный вопрос, — удивитесь вы. Какой патефон? Даже проигрыватели и магнитофоны уже ушли в прошлое, о чем идет речь? …Ну, нам тоже так казалось. До тех пор, пока в Павлодаре делегацию новосибирских журналистов не повезли, как нам было сказано, в музей Шафера. Дело было к вечеру, мы, честно говоря, в этот день уже подустали от экскурсий и впечатлений, а тут еще одна. Подъезжаем к обычному дому… Ну совсем не чета нашему краеведческому музею в Новосибирске. И что тут, простите, смотреть?
…Поднимаемся. Нас приглашают в небольшой, судя по всему, филармонический зал. На стене висит портрет молодого Исаака Дунаевского. Выходит сотрудник музея, обаятельная дама, называет себя: «Татьяна Сергеевна Корешкова» — и начинает свой рассказ. Оказывается, здесь организован единственный в мире музей пластинок. Вначале это была частная коллекция грампластинок, которую создал Наум Григорьевич Шафер — профессор кафедры русской филологии Павлодарского государственного университета, музыковед, литератор, просветитель. И вот на базе этой частной коллекции власти Павлодарской области создали музей. Все это говорится как о человеке давно ушедшей эпохи. И представьте себе наше изумление, когда Татьяна Сергеевна предоставляет слово самому… Науму Григорьевичу.

— Как? Он еще жив? — невольно вопрошает, выражая общее изумление, один из журналистов.

С первого ряда поднимается человек небольшого роста с удивительно одухотворенным лицом и с юмором отвечает на реплику коллеги:

— Действительно удивительно, что еще жив. Меня ведь тоже пора считать музейным экспонатом.

История, которую павлодарский коллекционер рассказал о себе, очень необычна. Родом Наум Григорьевич из бессарабских евреев. До начала Второй мировой войны там был родительский дом, а самой дорогой вещью в доме был патефон. Бессарабия когда-то принадлежала России, позже — Румынии.

— Затем начался передел сфер влияния и Советский Союз предъявил Румынии ультиматум вернуть Бессарабию. Мы так радостно встречали советские войска! С надеждой ждали воссоединения с Россией. А потом нас просто депортировали без суда и следствия. Пришли и сказали: «Вам срок час. За это время соберите нужные вещи, но не более 100 килограммов». Вместе с нами было много и молдаван, и даже русских. Это случилось 13 июня 1941 года. И так вышло, что, с одной стороны, Сталин нас наказал, а с другой — спас. Потому что когда румыны вернулись назад, а вместе с ними и немцы, первое, что они сделали, — уничтожили евреев, русских и других советских людей, приехавших в Бессарабию. Погибли все мои родные до единого: бабушки, дедушки, дяди, тети и братья с сестрами.

…Науму Шаферу тогда исполнилось 10 лет. Семью депортировали в Казахстан. Среди вещей, которые удалось взять с собой, было и несколько патефонных пластинок, они-то и стали началом будущей коллекции.

— Мама хотела взять свою новую шубку — ей не дали. Я собирался забрать наш патефон — не разрешили. С этими энкавэдэшниками был один милиционер, который попытался за нас заступиться. Мне было всего 10 лет, и своим детским умишком я понял: черт с ним, с патефоном, другой найду. А вот таких пластинок не найти уже нигде. Я прижал их к груди и поднял страшный рев. Мне разжимали пальцы, пытались отнять пластинки, но милиционер добился, чтобы меня оставили в покое. Так началась моя коллекция.

Одну из этих реликвий он и проиграл нам на самом настоящем патефоне. Это была прилично сохранившаяся запись «Отче наш» 1904 года.

— Для меня нет серьезной или легкой музыки. Я делю ее на хорошую или плохую. А что это — симфония или частушка, вальс или соната — не имеет значения. Таким образом, собирал то, что имеет отношение к классической, народной музыке и хорошей традиционной эстраде. У нас собраны музыкальные произведения всех народов земли.

Наум Шафер окончил институт, женился и вместе с женой, Натальей Михайловной Капустиной, решил отправиться туда, куда никто не хотел распределяться, — в Павлодарскую область.

Досуг скрашивало хобби — грампластинки, которые они выписывали по почте. Скоро в их двухкомнатной квартире негде было поместиться. Кроме пластинок, Шаферы коллекционировали и интересные, по их мнению, газетно-журнальные статьи. В их числе и вырезки из журнала «Огонек», например 30-х годов. Иных раритетов не найдешь даже в крупных библиотеках!

В коллекции и статьи известных тогда диссидентов — Синявского и Даниэля, например. И вот за хранение «антисоветчины» Шафера посадили на полтора года. Ситуация вышла, как в анекдоте, который рассказал нам Юрий Поминов, редактор павлодарской газеты «Звезда Прииртышья»:

— Вы знаете, где живет Хаим?

— Это который жил напротив тюрьмы? Ну да, знаю. Только теперь он живет напротив своего дома.

Наум Шафер тоже жил рядом с тюрьмой. Потом власти «поменяли» его место жительство.

После отсидки Наума Григорьевича с «пятном» в биографии приняли на работу только в местную вечернюю школу. И в это время он активно начинает исследовать творчество Дунаевского, о котором позже напишет несколько книг. Между прочим, нам Шафер дал прослушать пластинку, выпущенную в Германии в 1934 году. Но только «Легко на сердце от песни веселой» на музыку Дунаевского из «Веселых ребят» прозвучит на французском языке. И называется песня так: «Да здравствует жизнь, да здравствует любовь!»

…Увлечение творчеством Дунаевского подвигло Шафера еще на один необычный эксперимент. Вот у вас с каким событием ассоциируется 25 июля? Лично у меня — с годовщиной смерти Владимира Высоцкого. Но не все знают, что в этот день, только в 1955 году, умер и Исаак Дунаевский. И вот Наум Григорьевич при поддержке департамента культуры Павлодарской области записывает диск с песнями Высоцкого и Дунаевского, предлагая отмечать 25 июля как день памяти Исаака Дунаевского и Владимира Высоцкого.

Диск, выпущенный тиражом 50 экземпляров, разошелся по всему миру и дошел до Америки и Канады. И вот что пишет в одной из американских газет восторженный почитатель Шафера, Семен Ицкович:

«…Эти диски и точно удивительные. Жаль, что их звучание не выразить словами, их надо слушать. …Составитель — Наум Шафер. «Послушайте, — приглашает он, — как романтическая инструментальная музыка Дунаевского плавно переливается в бунтующие, лирические и юмористические песни Высоцкого: неудержимая страстность увертюры к «Детям капитана Гранта» — в волевую неистовость песни «Еще не вечер»; облагороженные «блатные» интонации из вальса к «Трем товарищам» — в душещипательную дворовую «Татуировку»; раскрепощенный разгул музыкальной драки из «Веселых ребят» — в антимещанское восстание буйного героя песни «Ой, где я был вчера»... И так далее, номер за номером до самого конца, пока похоронное адажио «Плот» не сольется с прощальными «Конями привередливыми»...»

…55 лет назад, когда умер Дунаевский, разрешение на публикацию некролога власти дали только двум газетам — «Литературной» и «Советскому искусству», — вспоминает Шафер, — «Правда» и «Известия» отделались маленькими «квадратиками». Так же отмолчались все официальные издания, когда 30 лет назад умер Высоцкий. «Большой талант всегда тревожит», — цитирует Шафер строку Евгения Евтушенко, добавляя, что, — с одной стороны, талант тревожит души людей, побуждая их на благородные и бескорыстные поступки. С другой стороны, большой талант тревожит трусливых верховных деятелей, боящихся конкуренции по части влияния на общественное мнение. От таких талантов они пытаются избавиться». Отмечать 25 июля как день памяти Исаака Дунаевского и Владимира Высоцкого, именно совместно, — это была его, Наума Шафера, инициатива, поддержанная департаментом культуры Павлодарской области Казахстана. — Далеки от нас эти славные люди физически, но близки нам душевно. Помянем же и мы в этот день».

Отдельного разговора заслуживает то, как появился музей. Пробил его своими многочисленными статьями о Шафере Юрий Поминов. Во втором номере за 2004 год казахстанского журнала «Простор» появилась его солидная статья «Дом Шафера». И в ней, в частности, говорилось о многочисленных предложениях приобрести раритетный фонд Шафера. Местные власти справедливо забеспокоились и помещение нашлось в центре города.

«Редкий день в этом доме не бывает гостей, ведь коллекция — одна из культурных достопримечательностей Павлодара. Экскурсии, лекции, тематические занятия для студентов и школьников... Музыкальные вечера для горожан, встречи с интересными людьми — поэтами, певцами, музыкантами... Небольшой актовый зал во время таких мероприятий, как правило, переполнен. Был случай, когда сам хозяин дома так и не смог пробиться на сцену, чтобы произнести приветственное слово. Многое, что делает здесь Шафер, он делает на общественных началах, оставаясь профессором местного университета. А его коллекция, которой по праву может гордиться не только Павлодар, но и весь Казахстан, остается открытой для истинных ценителей музыки и, хочется верить, еще долго будет служить людям, даря им радость», — с гордостью констатирует Юрий Поминов.

…Так что, если вы любите патефон, приезжайте в Павлодар! Науму Шаферу — 80 лет, но с рождением музея он словно переживает вторую молодость. Его дочь с внуками эмигрировали в Израиль, а он остался жить в своем любимом Павлодаре. И не нужны ему ни слава, ни деньги, а только горящие глаза слушателей.

(Продолжение следует).
Резонанс
Новости
В жаркую погоду сотни новосибирцев отправляются к водоемам, как результат - всплеск несчастных случаев. Где категорически нельзя купаться, и почему старая пословица «Не зная броду, не суйся в воду» сегодня актуальна как никогда, узнали корреспонденты ОТС.
20.07.2018
Бывший ДК «Строитель», а ныне КТЦ «Евразия» около станции метро «Березовая роща» может лишиться мозаичного панно «Строители коммунизма» на фасаде. Известный советский и российский художник-монументалист, скульптор и профессор Зураб Церетели отправил письмо главе региона Андрею Травникову с просьбой сохранить панно времен соцреализма.
Предложения по проекту развития Новосибирского научного центра «Академгородок 2.0»  обсуждались в рамках информационного дня мэрии в администрации Советского района 19 июля. Встреча была малочисленной, в основном известные общественники и зампредседателя СО РАН Иван Благодырь. Но дискуссии получились жаркими, особенно вокруг маршрута Восточного объезда и радикальных идей, типа выноса научных институтов за пределы Академгородка.
Соседи одной из самых старых улиц Сузунского района Новосибирской области устроили себе праздник. Они так долго живут вместе, что посторонние люди отмечают даже внешнее сходство. Все как в семье – тайн не бывает, все достижения на виду.
На выезде из Новосибирска скоро станет меньше пробок - строители начали монтировать вторую очередь путепровода в Ленинск-Кузнецком направлении.
«Я невиновен, это произвол и беспредел», — заявил 35-летний хоккеист из Куйбышева Новосибирской области Роман Л., которого обвиняют в расстреле наряда полиции. Это случилось в марте 2013 года после переименования милиции в полицию. Младший сержант Виктор Кабак стал первым в России погибшим полицейским после реформы МВД.  
x^