Новосибирск 0.3 °C

Директор, который любит уроки

12.10.2010 00:00:00
Директор, который любит уроки
К новому учебному году третья школа города Каргата подготовилась, что называется, морально и материально. На средства района, спонсорские и собственные деньги сделан ремонт. С кадрами проблем нет — все дисциплины «закрыты». Это благополучие и самодостаточность нельзя не заметить. Но, кроме всего прочего, здесь явно ощущается трепетное отношение к самой школе.

Так красиво и уютно может быть только в любимом доме. Все буквально сияет чистотой. И в таком состоянии она всегда, а не только в начале учебного года. Объяснить это можно прежде всего тем, что едва ли не половина ее учителей детские годы провела именно здесь. И любовь к своей школе они передают воспитанникам. В третьей школе (которую по старой памяти каргатцы называют железнодорожной) училась и Надежда Ванина — ее нынешний директор.

Она хотела стать актрисой (какая девочка не мечтала об этом!), но, сколько ее помнят родные и знакомые, всегда кого-то учила — кукол, подруг. Рассаживала их за столами, словно за партами, и вела уроки. Сама в школе была среди самых лучших и активных. Профессию помогла выбрать старшая сестра Валентина, заметившая в ней педагогические наклонности. «А чтобы стать хорошим учителем, поступай в Куйбышеское училище», — посоветовала она. И оказалась права — это учебное заведение выпускает хорошо подготовленных специалистов. Училась Ванина здесь старательно. Ее фотография всегда висела на Доске почета. «Я очень благодарна училищу, — говорит сейчас Надежда Викторовна. — Здесь мне дали много знаний, которые до сих пор бесценны в практической деятельности».

Следует заметить, что эту ступень профессионального становления в третьей школе прошли многие учителя. И, если по поводу трудоустройства сюда обращается выпускник Куйбышевского училища, Ванина, как правило, его принимает на работу. По опыту знает: оправдает надежды. В этом году школе нужен был организатор. Кандидатур на это место было много. Предпочтение Надежда Викторовна отдала Лиле Медведевой. Она закончила Куйбышеское училище, да еще с красным дипломом. «Уже сейчас видно, что она станет хорошим педагогом, — замечает Ванина. — Знания есть, глаза горят. Собирается учиться дальше».

Собственно говоря, такой же она в свое время приехала на работу по направлению в Ордынский район. Начальник отдела образования, посмотрев диплом, сказал: «В начальные классы тебя не отдам, поедешь в Спирино преподавать географию и историю». Тем самым предопределил ее дальнейшую педагогическую судьбу: позднее Надежда Викторовна закончила именно исторический факультет пединститута. Но тогда, увидев обилие карт по географии и истории, молодая учительница пришла в отчаяние. Правда, со слезами быстро справилась: навела систему во всем и честно отработала здесь четыре года. А потом вернулась домой, к родителям: «Кому-то надо было быть с ними рядом».

Работать пошла в родную школу учителем начальных классов. И никогда не думала, что будет здесь потом директорствовать. Но очень деятельную по натуре учительницу быстро заметили. Она становится сначала заместителем директора по воспитательной работе, потом ее берут на комсомольскую и советско-партийную работу. Время это было нелегкое. Когда стали распадаться привычные для того времени структуры, многие, работающие в партийных органах, оказались не у дел. Ей пришлось тоже все начинать с нуля и определяться в новой жизни. Надежда Викторовна не боялась пробовать себя в разных сферах деятельности. Как и многие тогда, занялась предпринимательством. Но очень скоро поняла, что это не ее. Толкового специалиста с удовольствием взяли сначала в управление образования, а потом предложили должность директора Горьковской школы.

Она пришла в коллектив, где было много замечательных педагогов. До сих пор о них Ванина вспоминает с теплотой: «Это были люди, для которых ответственность превыше всего. Их отличал высокий профессионализм. Татьяна Федоровна Шипицина, Галина Григорьевна Жигунова, Валентина Николаевна Коноваленко, Илья Иванович и Вера Васильевна Агуреевы. Они соответствовали требованию — быть не педагогом, а учителем».

После разрушительных 90-х в этой в школе было много работы по созданию материальной базы. Трудилась с раннего утра до поздней ночи. К счастью, именно в эти годы государство уже обратило внимание на школы. Пошли средства на образование. Но эти средства надо было с толком использовать: определить первоочередные задачи, правильно распределить финансы. У нее это получалось. Горьковчане в эти годы выросли и материально, и интеллектуально. Но, как бы ни дорого ей все это было, едва представилась возможность, Надежда Викторовна перешла в родную, железнодорожную. И уже четыре года возглавляет ее.

У нее есть хорошее свойство: из всего, что посылает жизнь, извлекать полезное. Ванина не открещивается, как многие, от своего советско-партийного прошлого. В первую очередь считает, что это была хорошая школа работы с людьми. Здесь научили главному — умению видеть возможности каждого человека и на основании этого правильно расставлять кадры. Во-вторых, здесь освоила она рутинную бумажную работу. И сейчас без проблем Ванина владеет законодательной базой, документооборотом и прочими непременными для любого руководителя направлениями работы. Предпринимательство тоже дало свои положительные плоды. Ведь в современной жизни руководитель обязан быть финансистом, менеджером, рыночником. И теперь с этой стороной школьного бытия она справляется легко.

В таком вот горниле и выковывались методы руководства. При несомненной требовательности, Ванина умеет и чисто по-человечески понять, поддержать своих коллег. Трудным испытанием для нынешних педколлективов стал процесс оптимизации. Где-то приходится резать по живому. Здесь, к счастью, все движется естественным путем. Учителя уходят на пенсию, некоторые увольнялись в связи с переменой места жительства. В результате штат за четыре года сократился с 37 до 29 человек. «Я очень благодарна нашим ветеранам, которые ушли на заслуженный отдых без обид, понимая ситуацию. Это замечательные педагоги. И расставались мы с ними со слезами на глазах», — грустно замечает Ванина.

А ситуация заключается в неблагополучной демографии. За четыре года численность учащихся в третьей школе уменьшилась с 314 до 271. Это результаты не только снижения рождаемости в перестроечный период, но и миграции населения. Люди уезжают из этих мест главным образом в поисках работы. Вообще-то, сложная это материя — наполняемость школ и ее достижения. Третья средняя в Каргате — школа периферийная, больше тяготеет к селу. В микрорайоне, который она обслуживает, и число жителей значительно меньше, и социум несколько иной, чем в центральных учреждениях города. В связи с этим у учителей третьей нет широких возможностей для использования образовательных инноваций.

Здесь 80 процентов ребятишек из малообеспеченных семей. Такие координаты обусловили и направление деятельности коллектива. «Наша задача — не только дать детям знания в соответствии с требованиями стандартов и программ (это само собой разумеется!), но и подготовить их к будущей жизни, поэтому мы первыми в районе вошли в программу «Политехническая школа», — говорит Ванина.

Этот проект предполагает взаимодействие с профессиональными училищами. В результате такого сотрудничества в прошлом году выпускники школы получили вместе с аттестатами «корочки» кондитеров. Это значит, что в любом городе или селе они могут устроиться в кафе, столовую и зарабатывать себе на жизнь. А мальчишки получили профессии трактористов и слесарей. Сейчас десятый класс снова осваивает профессию повара-кондитера, и оказалось, что эта специальность интересна не только девочкам, но и мальчикам.

Другое направление деятельности третьей — группы кратковременного пребывания. Они работают здесь пятый год. В центральных школах набрать такие группы нынче не смогли — их дети в основном ходят в детсад. Здесь же пятнадцать родителей привели своих малышей. Налицо востребованность такой услуги. Ребятишек в этих группах готовят к школе. Выпускники их приходят учиться адаптированными к школьному режиму. Они знают, где столовая, что такое звонок и многое другое.

И как бы ни было сложно, коллектив старается осваивать те инновации, которые есть в образовании. В прошлом году, например, опробовано профильное обучение — выпущен естественно-математический класс. Вся школа перешла нынче на стандарты первого поколения и сейчас готовится к освоению их второго поколения. В районе на стандарты второго поколения перешли две школы — Алабугинская и Первотроицкая. Перед своими учителями Ванина поставила задачу — изучить опыт этих коллективов, выбрать те направления, по которым каждый хотел бы работать.

Кроме того, третья активно осваивает здоровьесберегающие технологии. Своими наработками коллектив ее неоднократно делился с коллегами района на семинарах. Здесь создали все условия для занятий спортом. В школе хороший спортивный и тренажерный залы, своя лыжная база и хоккейная коробка, беговые дорожки стадиона заасфальтированы. Словом, для ребятишек сделали настоящий спортивный комплекс.

Используются для спортивной подготовки и возможности районной спортшколы. И уже есть результаты такой целенаправленной работы. Школа воспитала 25 спортсменов-разрядников. В ее арсенале множество наград и поощрений за спортивные победы. Баскетболистки третьей завоевывали титул чемпионов области. «Но не победы главное, — считают здесь. — Важнее, что все ребятишки у нас растут здоровыми».

Отдельно работают педагоги с одаренными детьми. В школе проходят олимпиады, победители которых участвуют потом в районных, областных и региональных состязаниях. Среди победителей трех последних уровней немало учащихся этой школы. Проводят здесь и свои научно-практические конференции. Потом с исследовательскими работами ребята выступают и на районных конференциях. Тематика их самая разнообразная. Например, ребятишки начальных классов в рамках конференции «Мое открытие» подготовили работы по темам «Сколько должен весить портфель?» или «Полезна ли пепси-кола?». С ними они выступили перед родителями. У старшеклассников темы более серьезные. Кроме того, с каждым одаренным ребенком работают педагоги индивидуально. В результате за два последних года здесь подготовили двух медалистов: в 2009 году с серебряной медалью закончила обучение Маша Иванова, в 2010 — с золотой Ирина Загребнева.

Реализация проекта модернизации образования, несомненно, дала школам области очень много. Третья средняя за последние четыре года получила три кабинета — биологии, физики, трудового обучения. На эти же деньги создали спортивную базу. Школа имеет один из лучших в районе класс информатики. Большинство кабинетов оборудовано современными компьютерами, проекторами. «Сейчас педагог без всего этого не может работать на уровне современных требований», — уверена Ванина. И учителя осваивают все эти новинки технического прогресса.

В третьей много стажистов. Их опыт — это достояние коллектива. Отличник народного просвещения Клавдия Ефимовна Кожемякина отдала этой школе 40 лет! По тридцать лет отработали здесь Ольга Иосифовна Бережецкая, Галина Васильевна Черняева. По традиции директор говорила о них на торжественной линейке первого сентября. Но в целом коллектив в расцвете творческих сил. И это не метафора. Средний возраст преподавателей здесь 35 лет. Профессиональный уровень их высокий: из 29 педагогов первую и высшую квалификационную категорию защитили 20 человек.

Труд каждого второго педагога школы отмечен областными наградами. Звания «Почетный работник образования» была удостоена ветеран Галина Ивановна Егорова. Почетными грамотами губернатора и областного Совета отмечен труд и директора Надежды Ваниной. А в этом году она удостоена Почетной грамоты Министерства науки и образования. Свою беспокойную работу умудряется совмещать с общественной деятельностью — является председателем городского Совета депутатов. Но любимой остается по-прежнему живая работа с детьми. Она не понимает учителей, которые говорят, что им надоели уроки (да простят педагоги за такое откровение!). Ванина без уроков просто не может жить. И, как в юности, она в своей школе заводила, самых разных — интересных и полезных дел.

И есть, конечно, у нее мечта: организовать в школе нечто вроде информационного центра. Здесь уже выпускают свою очень интересную газету. Сохранился и радиоузел, поэтому можно бы создать локальную сеть для радиовещания. А там, глядишь, и до школьного телевидения недалеко! И все учителя этой школы мечтают о том, чтобы здесь было больше детей. Тогда появится возможность реализовать все творческие идеи, которых у учителей третьей средней множество.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: