Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Директор, который любит уроки

Директор, который любит уроки
К новому учебному году третья школа города Каргата подготовилась, что называется, морально и материально. На средства района, спонсорские и собственные деньги сделан ремонт. С кадрами проблем нет — все дисциплины «закрыты». Это благополучие и самодостаточность нельзя не заметить. Но, кроме всего прочего, здесь явно ощущается трепетное отношение к самой школе.
Так красиво и уютно может быть только в любимом доме. Все буквально сияет чистотой. И в таком состоянии она всегда, а не только в начале учебного года. Объяснить это можно прежде всего тем, что едва ли не половина ее учителей детские годы провела именно здесь. И любовь к своей школе они передают воспитанникам. В третьей школе (которую по старой памяти каргатцы называют железнодорожной) училась и Надежда Ванина — ее нынешний директор.

Она хотела стать актрисой (какая девочка не мечтала об этом!), но, сколько ее помнят родные и знакомые, всегда кого-то учила — кукол, подруг. Рассаживала их за столами, словно за партами, и вела уроки. Сама в школе была среди самых лучших и активных. Профессию помогла выбрать старшая сестра Валентина, заметившая в ней педагогические наклонности. «А чтобы стать хорошим учителем, поступай в Куйбышеское училище», — посоветовала она. И оказалась права — это учебное заведение выпускает хорошо подготовленных специалистов. Училась Ванина здесь старательно. Ее фотография всегда висела на Доске почета. «Я очень благодарна училищу, — говорит сейчас Надежда Викторовна. — Здесь мне дали много знаний, которые до сих пор бесценны в практической деятельности».

Следует заметить, что эту ступень профессионального становления в третьей школе прошли многие учителя. И, если по поводу трудоустройства сюда обращается выпускник Куйбышевского училища, Ванина, как правило, его принимает на работу. По опыту знает: оправдает надежды. В этом году школе нужен был организатор. Кандидатур на это место было много. Предпочтение Надежда Викторовна отдала Лиле Медведевой. Она закончила Куйбышеское училище, да еще с красным дипломом. «Уже сейчас видно, что она станет хорошим педагогом, — замечает Ванина. — Знания есть, глаза горят. Собирается учиться дальше».

Собственно говоря, такой же она в свое время приехала на работу по направлению в Ордынский район. Начальник отдела образования, посмотрев диплом, сказал: «В начальные классы тебя не отдам, поедешь в Спирино преподавать географию и историю». Тем самым предопределил ее дальнейшую педагогическую судьбу: позднее Надежда Викторовна закончила именно исторический факультет пединститута. Но тогда, увидев обилие карт по географии и истории, молодая учительница пришла в отчаяние. Правда, со слезами быстро справилась: навела систему во всем и честно отработала здесь четыре года. А потом вернулась домой, к родителям: «Кому-то надо было быть с ними рядом».

Работать пошла в родную школу учителем начальных классов. И никогда не думала, что будет здесь потом директорствовать. Но очень деятельную по натуре учительницу быстро заметили. Она становится сначала заместителем директора по воспитательной работе, потом ее берут на комсомольскую и советско-партийную работу. Время это было нелегкое. Когда стали распадаться привычные для того времени структуры, многие, работающие в партийных органах, оказались не у дел. Ей пришлось тоже все начинать с нуля и определяться в новой жизни. Надежда Викторовна не боялась пробовать себя в разных сферах деятельности. Как и многие тогда, занялась предпринимательством. Но очень скоро поняла, что это не ее. Толкового специалиста с удовольствием взяли сначала в управление образования, а потом предложили должность директора Горьковской школы.

Она пришла в коллектив, где было много замечательных педагогов. До сих пор о них Ванина вспоминает с теплотой: «Это были люди, для которых ответственность превыше всего. Их отличал высокий профессионализм. Татьяна Федоровна Шипицина, Галина Григорьевна Жигунова, Валентина Николаевна Коноваленко, Илья Иванович и Вера Васильевна Агуреевы. Они соответствовали требованию — быть не педагогом, а учителем».

После разрушительных 90-х в этой в школе было много работы по созданию материальной базы. Трудилась с раннего утра до поздней ночи. К счастью, именно в эти годы государство уже обратило внимание на школы. Пошли средства на образование. Но эти средства надо было с толком использовать: определить первоочередные задачи, правильно распределить финансы. У нее это получалось. Горьковчане в эти годы выросли и материально, и интеллектуально. Но, как бы ни дорого ей все это было, едва представилась возможность, Надежда Викторовна перешла в родную, железнодорожную. И уже четыре года возглавляет ее.

У нее есть хорошее свойство: из всего, что посылает жизнь, извлекать полезное. Ванина не открещивается, как многие, от своего советско-партийного прошлого. В первую очередь считает, что это была хорошая школа работы с людьми. Здесь научили главному — умению видеть возможности каждого человека и на основании этого правильно расставлять кадры. Во-вторых, здесь освоила она рутинную бумажную работу. И сейчас без проблем Ванина владеет законодательной базой, документооборотом и прочими непременными для любого руководителя направлениями работы. Предпринимательство тоже дало свои положительные плоды. Ведь в современной жизни руководитель обязан быть финансистом, менеджером, рыночником. И теперь с этой стороной школьного бытия она справляется легко.

В таком вот горниле и выковывались методы руководства. При несомненной требовательности, Ванина умеет и чисто по-человечески понять, поддержать своих коллег. Трудным испытанием для нынешних педколлективов стал процесс оптимизации. Где-то приходится резать по живому. Здесь, к счастью, все движется естественным путем. Учителя уходят на пенсию, некоторые увольнялись в связи с переменой места жительства. В результате штат за четыре года сократился с 37 до 29 человек. «Я очень благодарна нашим ветеранам, которые ушли на заслуженный отдых без обид, понимая ситуацию. Это замечательные педагоги. И расставались мы с ними со слезами на глазах», — грустно замечает Ванина.

А ситуация заключается в неблагополучной демографии. За четыре года численность учащихся в третьей школе уменьшилась с 314 до 271. Это результаты не только снижения рождаемости в перестроечный период, но и миграции населения. Люди уезжают из этих мест главным образом в поисках работы. Вообще-то, сложная это материя — наполняемость школ и ее достижения. Третья средняя в Каргате — школа периферийная, больше тяготеет к селу. В микрорайоне, который она обслуживает, и число жителей значительно меньше, и социум несколько иной, чем в центральных учреждениях города. В связи с этим у учителей третьей нет широких возможностей для использования образовательных инноваций.

Здесь 80 процентов ребятишек из малообеспеченных семей. Такие координаты обусловили и направление деятельности коллектива. «Наша задача — не только дать детям знания в соответствии с требованиями стандартов и программ (это само собой разумеется!), но и подготовить их к будущей жизни, поэтому мы первыми в районе вошли в программу «Политехническая школа», — говорит Ванина.

Этот проект предполагает взаимодействие с профессиональными училищами. В результате такого сотрудничества в прошлом году выпускники школы получили вместе с аттестатами «корочки» кондитеров. Это значит, что в любом городе или селе они могут устроиться в кафе, столовую и зарабатывать себе на жизнь. А мальчишки получили профессии трактористов и слесарей. Сейчас десятый класс снова осваивает профессию повара-кондитера, и оказалось, что эта специальность интересна не только девочкам, но и мальчикам.

Другое направление деятельности третьей — группы кратковременного пребывания. Они работают здесь пятый год. В центральных школах набрать такие группы нынче не смогли — их дети в основном ходят в детсад. Здесь же пятнадцать родителей привели своих малышей. Налицо востребованность такой услуги. Ребятишек в этих группах готовят к школе. Выпускники их приходят учиться адаптированными к школьному режиму. Они знают, где столовая, что такое звонок и многое другое.

И как бы ни было сложно, коллектив старается осваивать те инновации, которые есть в образовании. В прошлом году, например, опробовано профильное обучение — выпущен естественно-математический класс. Вся школа перешла нынче на стандарты первого поколения и сейчас готовится к освоению их второго поколения. В районе на стандарты второго поколения перешли две школы — Алабугинская и Первотроицкая. Перед своими учителями Ванина поставила задачу — изучить опыт этих коллективов, выбрать те направления, по которым каждый хотел бы работать.

Кроме того, третья активно осваивает здоровьесберегающие технологии. Своими наработками коллектив ее неоднократно делился с коллегами района на семинарах. Здесь создали все условия для занятий спортом. В школе хороший спортивный и тренажерный залы, своя лыжная база и хоккейная коробка, беговые дорожки стадиона заасфальтированы. Словом, для ребятишек сделали настоящий спортивный комплекс.

Используются для спортивной подготовки и возможности районной спортшколы. И уже есть результаты такой целенаправленной работы. Школа воспитала 25 спортсменов-разрядников. В ее арсенале множество наград и поощрений за спортивные победы. Баскетболистки третьей завоевывали титул чемпионов области. «Но не победы главное, — считают здесь. — Важнее, что все ребятишки у нас растут здоровыми».

Отдельно работают педагоги с одаренными детьми. В школе проходят олимпиады, победители которых участвуют потом в районных, областных и региональных состязаниях. Среди победителей трех последних уровней немало учащихся этой школы. Проводят здесь и свои научно-практические конференции. Потом с исследовательскими работами ребята выступают и на районных конференциях. Тематика их самая разнообразная. Например, ребятишки начальных классов в рамках конференции «Мое открытие» подготовили работы по темам «Сколько должен весить портфель?» или «Полезна ли пепси-кола?». С ними они выступили перед родителями. У старшеклассников темы более серьезные. Кроме того, с каждым одаренным ребенком работают педагоги индивидуально. В результате за два последних года здесь подготовили двух медалистов: в 2009 году с серебряной медалью закончила обучение Маша Иванова, в 2010 — с золотой Ирина Загребнева.

Реализация проекта модернизации образования, несомненно, дала школам области очень много. Третья средняя за последние четыре года получила три кабинета — биологии, физики, трудового обучения. На эти же деньги создали спортивную базу. Школа имеет один из лучших в районе класс информатики. Большинство кабинетов оборудовано современными компьютерами, проекторами. «Сейчас педагог без всего этого не может работать на уровне современных требований», — уверена Ванина. И учителя осваивают все эти новинки технического прогресса.

В третьей много стажистов. Их опыт — это достояние коллектива. Отличник народного просвещения Клавдия Ефимовна Кожемякина отдала этой школе 40 лет! По тридцать лет отработали здесь Ольга Иосифовна Бережецкая, Галина Васильевна Черняева. По традиции директор говорила о них на торжественной линейке первого сентября. Но в целом коллектив в расцвете творческих сил. И это не метафора. Средний возраст преподавателей здесь 35 лет. Профессиональный уровень их высокий: из 29 педагогов первую и высшую квалификационную категорию защитили 20 человек.

Труд каждого второго педагога школы отмечен областными наградами. Звания «Почетный работник образования» была удостоена ветеран Галина Ивановна Егорова. Почетными грамотами губернатора и областного Совета отмечен труд и директора Надежды Ваниной. А в этом году она удостоена Почетной грамоты Министерства науки и образования. Свою беспокойную работу умудряется совмещать с общественной деятельностью — является председателем городского Совета депутатов. Но любимой остается по-прежнему живая работа с детьми. Она не понимает учителей, которые говорят, что им надоели уроки (да простят педагоги за такое откровение!). Ванина без уроков просто не может жить. И, как в юности, она в своей школе заводила, самых разных — интересных и полезных дел.

И есть, конечно, у нее мечта: организовать в школе нечто вроде информационного центра. Здесь уже выпускают свою очень интересную газету. Сохранился и радиоузел, поэтому можно бы создать локальную сеть для радиовещания. А там, глядишь, и до школьного телевидения недалеко! И все учителя этой школы мечтают о том, чтобы здесь было больше детей. Тогда появится возможность реализовать все творческие идеи, которых у учителей третьей средней множество.
Резонанс
Новости
Пока одни птицы пережидают зиму на юге, другие перебираются поближе к людям. В Новосибирске заметили длиннохвостых неясытей. Летят в мегаполис в поисках еды синицы, снегири, свиристели, дрозды-рябинники. Чем лучше угощать пернатых гостей, и почему синиц называют зомби, узнали корреспонденты ОТС.
Самые актуальные песни, посвященные мамам – в специальной подборке VN.ru. От нестареющей классики в исполнении Валентины Толкуновой «Поговори со мною, мама», до современных перепевок от участников шоу «Голос. Дети».
Главную театральную премию Новосибирска «Парадиз» вручили накануне Года театра в 29-й раз. В понедельник, 19 ноября, в Камерном зале филармонии состоялась торжественная церемония. Спектакль «Подонки» по пьесе Максима Горького «На дне» получил сразу четыре награды.
Много лет терпели жители двухквартирного дома в Доволенском районе Новосибирской области неприятное соседство. Предприимчивая фермерша завела целое стадо копытных, отходы жизнедеятельности которых складировала под соседский забор, игнорируя жалобы соседей. В дело вмешались судебные приставы.

Чин освящения церкви в Новосибирске совершил Верховный католикос всех армян Гарегин II. Армения первой в мире приняла христианство в качестве государственной религии, но церковные службы отличаются от привычных нам православных. И новый храм в Сибири - уникальное строение.
116 аварий из-за некачественного содержания городских дорог произошло в Новосибирске в зимние месяцы 2018 года. 666 аварий - из-за плохой видимости дорожной разметки. Состояние работы по обеспечению условий для безопасного дорожного движения на территории столицы Сибири обсудили в мэрии, на заседании городской межведомственной комиссии по профилактике правонарушений.