Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Душевный свет дороже всех наград

Душевный свет дороже всех наград
По-моему, с этим не сравнятся никакие награды — чтобы в юбилейную дату о тебе искренне сказали: «Он очень хороший человек и настоящий профессионал!» Когда Сергей Григорьевич Дятлов говорит о работе, у него зажигаются глаза, хотя, как считает он, легких фотокадров не бывает по определению. Каждый — выношен, выверен, продуман. Не обязательно в течение продолжительного времени, сегодня часто счет идет на секунды: жизнь стремительна, темп и ритм ее изменились кардинально. И опыт фотокорреспондента с 45-летним газетным стажем переплавился в безошибочный вкус: так, а не иначе!
— Когда я прихожу на площадку, сразу «пробегаюсь» по лицам, как бы ставлю себе вешки: чувство отбора и вкус для фотокорреспондента — это все. Когда съемка сверхответственная, допустим, правительственная, определиться надо за мгновения, и никакой надежды на отбраковку — кадров и ракурсов протокольный минимум.

Но главное достоинство Сергея Григорьевича как мастера (это знают все — и коллеги, и «модели»): люди, позировавшие ему для портретного снимка, с удовольствием потом себя рассматривают. И это не навык, не случай — с самого начала профессиональной деятельности такой подход стал кредо молодого фотокорреспондента.

Еще в середине 60-х, работая в районной газете «Убинский вестник», несмотря на то, что полиграфическое качество снимков на выходе по сравнению с современным было никакущее, он всегда старался, чтоб человек на фото выглядел «по-божески»:

— Чтобы он на себя посмотрел и сказал: «А я еще ничего — жить можно!»

И особенное, авторское его достижение, пролегшее через годы, — женские портреты, которые он делает с пиететом и вдохновением, будь то доярка, швея, учительница или успешная бизнес-вумен.

— На самом деле начиналось всё в районке. В производственных помещениях не фотографировал: темно, убого… Выведешь ту же передовую доярку-красавицу в поле и стараешься, чтобы не стояла она в кадре бедолагой неприкаянной. А для этого надо и фон подобрать, и платочек, прическу деликатно попросить поправить…

Позже и буквально до последнего времени — времени цифровых фотоаппаратов, вспышек и сумасшедшего ритма жизни, помноженного на ритмы ежедневной газеты, — Сергей Григорьевич стремился даже самые сложные выездные съемки вести со своим (дополнительным) светом: таскал с собой лампы со штативом и без — и эффект получал, можно сказать, художественный.

Он никогда не относился к газетной работе как к конвейеру, только как к творчеству, что, безусловно, приносило лишние хлопоты, но и настоящее — художническое — удовлетворение. Причем тянулся всегда к наивысшей планке: почитывал монографии выдающихся кинорежиссеров, операторов. Поэтому сегодня некоторые собственные кадры — остановленные много лет назад мгновения жизни — он снова может «переплавить» в воспоминания о счастье, что дарует человеку увлеченному любимое дело.

Он работал тогда в окружной военной газете «Советский воин» и надо было на учениях снять пехотную атаку.

— Что делать? Бегут солдаты по полю, трава в пояс, ближний план, дальний план — как-то все общо, невыразительно… Как показать, что это действительно мощная атака, мол, ПЕХОТА ПОШЛА-А-А!!! Нашел какую-то траншею, залез, снял дальний план — бегут, много, все по-разному, и крупный план — надо мной боец с автоматом в буквальном смысле летит, причем как-то красиво, не скрючившись: вот это настоящее, вот это атака! Конечно, не без того: пришлось автоматчику этому для меня «дублей» пять перелета через траншею сделать, но зато снимок какой вышел! Да еще панорамный — дали в газете от края и до края первой полосы…

Вообще талантливый и неравнодушный к делу фотокорреспондент в Сибирском военном округе, как я сейчас понимаю, приобрел в «армейских буднях» навыки и права(!), подобные тем, что необходимы были на съемках батальных сцен знаменитому кинорежиссеру Сергею Бондарчуку. Нет, армиями он не двигал и флажки на оперативных картах не переставлял, но с рацией работал (и по его команде что-нибудь на переднем плане — в кадре! — взрывалось), с командирами обсуждал, как и что удачнее снять, да и к командующему на прием накануне больших операций мог попасть без посредников.

Снимки Дятлова как нештатного автора ТАСС (а он не сидел на месте — побывал в самых разных точках Сибири, летал на военных самолетах и в Дудинку, и в Тикси…) были востребованы и разлетались по газетным полосам всей страны, что называется, влегкую.

Словом, армия стала для него настоящим университетом (позже, защитив на пятерку диплом, закончил факультет журналистики в Казани), в первую очередь профессиональным, а командировки — образом жизни, которому он не изменяет до сих пор, перейдя почти тридцать лет назад на гражданскую тематику областной газеты «Советская Сибирь»:

— Большую часть своей жизни я провел и провожу в командировках, но меня это не угнетает. Есть, конечно, определенный дискомфорт, но зато набираешься какой-то особой энергии, как принято сейчас говорить, положительных эмоций… Вот приезжаю я из района, поговорил там с главой, хорошими людьми, отошел от редакционной текучки — и настроение замечательное…

Тем более что жена, Галина Ивановна, относится к фотокорской непоседливости мужа с пониманием: это его жизнь, без творческой работы он не может, хотя много чего умеет делать и давно при желании мог выбрать поприще поспокойнее.

Кстати, «Советскую Сибирь» Сергей Григорьевич тоже причисляет к рангу своих университетов. Он любит снимать науку, культуру, производственные снимки Дятлова нередко удивляют необычным ракурсом, а главное — во всех них светится абсолютно юношеское неравнодушие к окружающему миру. Здесь он научился общаться с людьми разного уровня и одно время нередко в районы ездил один, без корреспондента. Сегодня — пожинает плоды:

— Сейчас я приезжаю в некоторые районы, как в дом родной. Это и Северный, и Татарский, и Усть-Таркский, и Маслянинский, и другие районы. Встречают как своего, родного, как будто ты ненадолго отъехал и вот — вернулся. А когда такое отношение, знаешь, как работается?!.. Такое заработать — никаких наград не надо для творческого человека…

Вот и мы о том же, Сережа: когда хороший, сердечный человек, который никому в жизни — и в частности в кипучей редакционной буче — не навредил, не обидел ни словом, ни взглядом, с любовью и неравнодушием делает свое дело, — цены ему нет!

Мы тебя поздравляем, мы тебя любим!
Резонанс
Новости
В жаркую погоду сотни новосибирцев отправляются к водоемам, как результат - всплеск несчастных случаев. Где категорически нельзя купаться, и почему старая пословица «Не зная броду, не суйся в воду» сегодня актуальна как никогда, узнали корреспонденты ОТС.
Бывший ДК «Строитель», а ныне КТЦ «Евразия» около станции метро «Березовая роща» может лишиться мозаичного панно «Строители коммунизма» на фасаде. Известный советский и российский художник-монументалист, скульптор и профессор Зураб Церетели отправил письмо главе региона Андрею Травникову с просьбой сохранить панно времен соцреализма.
Предложения по проекту развития Новосибирского научного центра «Академгородок 2.0»  обсуждались в рамках информационного дня мэрии в администрации Советского района 19 июля. Встреча была малочисленной, в основном известные общественники и зампредседателя СО РАН Иван Благодырь. Но дискуссии получились жаркими, особенно вокруг маршрута Восточного объезда и радикальных идей, типа выноса научных институтов за пределы Академгородка.
Соседи одной из самых старых улиц Сузунского района Новосибирской области устроили себе праздник. Они так долго живут вместе, что посторонние люди отмечают даже внешнее сходство. Все как в семье – тайн не бывает, все достижения на виду.
На выезде из Новосибирска скоро станет меньше пробок - строители начали монтировать вторую очередь путепровода в Ленинск-Кузнецком направлении.
«Я невиновен, это произвол и беспредел», — заявил 35-летний хоккеист из Куйбышева Новосибирской области Роман Л., которого обвиняют в расстреле наряда полиции. Это случилось в марте 2013 года после переименования милиции в полицию. Младший сержант Виктор Кабак стал первым в России погибшим полицейским после реформы МВД.  
x^