Новосибирск 6.8 °C

Встречи, посвящённые учительству

15.10.2010 00:00:00
Встречи, посвящённые учительству
Всегда с удовольствием бываю на встречах с членами совета краснозерского землячества. Во-первых, приезжают интересные, неординарные люди. Во-вторых, другими, уже их глазами, видишь многие, казалось бы, привычные вещи, задумываешься над тем, чему в будничной суете порой не хватает внимания. Да и день визита землячества обычно бывает плотно наполнен чередой мероприятий из числа тех, что грех назвать ненужными или скучными. Подкупают искренность чувств, душевность воспоминаний, добрые отношения людей между собой. В такой атмосфере у многих краснозерцев теплеет на душе, словно они вместе с земляками переносятся во времени и оказываются в том песенном городке, «где друг к другу ходят в гости, нет ни зависти, ни злости…»

На этот раз на встречи, организованные землячеством, приехать не успела. Зато попросила вкратце рассказать о данном визите некоторых из членов делегации.

Геннадий Аверьянов — председатель совета землячества, помощник члена Совета Федерации РФ:

— Каждый раз какая-то тематика довлеет над тем, чем мы занимаемся в районе. Чтобы приехать не просто как на экскурсию на родную землю, а быть полезными и нужными землякам. Мы приезжаем ради того, чтобы повстречаться, пообщаться с жителями района. Самим в очередной раз зарядиться духом малой родины.

Мы работаем по плану, утвержденному совместно с администрацией района. Нас это дисциплинирует, повышает личную ответственность. На этот раз встречи были посвящены учительству. Нам было приятно и тепло от искренности внимания и общения с педагогами на одной волне взаимопонимания.

Уже на седьмой год с момента организации землячества я могу говорить о том, что нас в Краснозерском районе признали настолько, что сегодня ко мне как председателю идет масса обращений, причем по самым различным вопросам. По таким, что даже не ожидаешь. Я не буду называть суммы, цифры, которые при содействии землячества привлекаются в район. Это миллионы рублей. Значительные средства по многим вопросам. Сложилась такая традиция, как пополнение библиотек литературой, приобретение спортинвентаря, помощь детскому приюту. На этот раз тоже приехали не с пустыми руками.

Владимир Панарин — руководитель департамента общественных связей Правительства Новосибирской области, доктор философских наук:

— У нас уже принято каждый год примерно в одно и то же время, как правило, когда заканчивается уборочная страда, приезжать группой землячества, чтобы поучаствовать в мероприятиях, которые нами совместно с администрацией района проговариваются. В данном случае мы подобрали такую группу земляков, которые имеют отношение к педагогике, тех, кто работает в этой системе. В частности, приехали Василий Яковлевич Синенко, известный уважаемый ученый-педагог, Валентина Михайловна Николаенко, декан факультета управления персоналом СГУПСа, Дмитрий Васильевич Белик, генеральный директор акционерного общества «Сибирский НИИ и испытательный центр «Медтехника», доктор технических наук, заведующий кафедрой НГТУ. Начали работу в районе со встречи с руководителями образовательных учреждений, затем уже продолжили с более широким кругом педагогов.

Вопросы развития образования, его перспективы, безусловно, одни из злободневных вопросов. Сегодня школа модернизируется, и мы должны соответствовать тем вызовам, которые предъявляет нам время. На встрече не было каких-то докладов, было просто общение. И в программе землячеству было уделено много времени.

Затем мы встретились с группой грантополучателей в конкурсах социально значимых проектов, где краснозерцы активно участвуют, чтобы попросить их рассказать о том, как они реализуют свои проекты. Это прошло как своеобразный отчет. А мне как одному из организаторов этого конкурса важно знать и понимать, как нам дальше его организовывать и проводить. Советы с места позволяют нам правильно выстраивать эту работу. Всего у нас восемь номинаций, практически в каждой есть краснозерцы. Один из грантов, например, был направлен на создание ресурсного центра района и его развитие. Желательно, чтобы направленность грантов соответствовала развитию и направленности района. Есть ресурс административный и общественный; когда они объединяются и вектор целеполагания один, тогда мы можем выйти на хорошие результаты и хороший диалог, партнерство между общественниками, группами граждан и администрацией района. Это важно, и мы будем это развивать. Что касается суммарного грантового фонда, то в прошлом году было 40 миллионов рублей. Прошли бюджетные чтения, и на следующий год заложена сумма в размере 50 миллионов, это позволит еще больше средств передать в районы, чтобы они могли реализовывать свои задумки и проекты.

Состоялась наша поездка в село Половинное. Побывали на производственных объектах: элеваторе, мельнице, мясокомбинате, конечно, в школе. С нами приехали два ее выпускника: Василий Яковлевич Синенко, Сергей Кириллович Коваленко. Среди дружеского общения, воспоминаний возник и серьезный вопрос о предстоящем сокращении числа педагогов в стране. Эта цифра уже озвучена. Считаю, что к этому вопросу нужно подходить разумно. Мы же понимаем, что если это сокращение произойдет, то коснется в первую очередь села, малых деревень. На мой взгляд, в каждом случае не должно быть чисто механического подхода. Я против формального исполнения разнарядки, норматив не всегда оправдан, за этим нормативом мы теряем село, людей. Ротация кадров должна быть, в школу приходят молодые педагоги. Но школе нужны и опытные педагоги, нужно сохранять педагогический опыт. Если учитель еще может творить, соответствует тем требованиям, что предъявляются к сегодняшней школе, то он востребован. Может работать предметником, методистом, передавать знания и опыт тем, кто только пришел и в них нуждается…

Василий Яковлевич Синенко — ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, доктор педагогических наук:

— Первое, что интересовало педагогов района во время встреч, — это все социально-экономические аспекты деятельности школы, то есть подушевая система финансирования школы, отраслевая система оплаты, сетевое взаимодействие школ, как они должны друг с другом контактировать. Проблема очень серьезная, это инновационное направление в развитии школ РФ, но не во всех регионах. У нас в области это есть, и есть много проблем на сегодняшний день с оплатой труда. К примеру, соотношение базовой части и поощрительной части к зарплате.

Второе: разумное использование современных технологий. К сожалению, бывает насильственное внедрение информационных технологий там, где можно было бы их и не использовать. Учителя от этого страдают, и дети, ну допустим при помощи компьютерной техники, стали проводить опыты по химии, биологии. Зачем?

Дидактика современного урока. Плох он или хорош? Как судить, каких придерживаться норм? Масса вопросов по оценке качества образования, по каким критериям оценивать качество урока? Все удивились, когда я начал говорить о том, что о школе надо судить не по тому, сколько в ней компьютеров, а по качеству образования: как дети обучены и развиты, каково их здоровье. Если по трем этим направлениям все хорошо, то тогда можно считать, сколько в школе компьютеров. А у нас что делается? Приехала комиссия аттестационная, считают компьютеры, пожарные двери и прочее, уехали, молодцы. Конечно, это важно, но важны и другие результаты.

И, третье, конечно же, здоровье детей. Работники образования удивились такому факту: что здоровье детей теряется в большей мере не потому, что санэпиновские нормы не выполнены, а потому, что у нас однообразные пассивно-авторитарные формы работы на уроке. Учитель доминирует, объясняет, а дети пассивно слушают и ждут с нетерпением конца урока. Они мало работают самостоятельно. Это трагедия школы. Не только российской школы, но у нас это особенно ярко проявляется. Однообразие расшатывает психику детей. Каждому ребенку дан познавательный рефлекс, но он подавляется. Мы раньше много читали, думали. Компьютер вроде хорошо, большой объем информации, но знания поверхностные. Мы читали книгу, например, «Три мушкетера» и сопереживали, а теперь дети не тянутся к такому чтению. Техника наряду с положительными факторами бывает педагогически опасной.

Хороших учителей в области много — в городе, на местах. Думаю, при грядущем сокращении уйдут в первую очередь из школы те, кто не очень-то и хочет работать. Отраслевая система оплаты труда должна быть не за количество проведенных часов, а за качество. У нас всегда перекосы. К примеру, по ЕГЭ 100 баллов набрать практически нельзя, а теперь школы чуть ли не соревнования устраивают: у кого больше детей наберет 100 баллов — это нонсенс. А вводя ЕГЭ, думали об объективной оценке знаний школьников. То же самое и с оплатой труда. Играют роль личные симпатии и антипатии директоров, а не профессионализм педагогов, особенно ярко это проявляется на селе. Есть такие факты, когда учителя, чтобы не обижать директора, зарплату получают и затем делят поровну…

Глава района Александр Баев перед отъездом членов землячества в Новосибирск организовал для них небольшую экскурсию по рабочему поселку. Александру Викторовичу важно было показать заинтересованным в судьбе района гостям то, что здесь сделано и делается. В числе того, что показали, были вновь оборудованный зал тяжелой атлетики в спорткомплексе, отремонтированная ванна для детей в бассейне, модернизированная котельная, две школы с новыми пластиковыми окнами, строящийся многоквартирный жилой дом. Конечно же, земляки не оказались несведущими в том, что земледельцы района раньше всех в области завершили уборку зерновых культур. Поводы для гордости есть, еще больше дел впереди.

Самый длинный путь состоит из маленьких шагов. В жизни района есть движение вперед, краснозерское землячество в этом устремлении к прогрессу играет свою важную и нужную роль, помогая делать маленькие шаги к достойной жизни.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: