Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Как «Медведь» до Сибири добрел…

Как «Медведь» до Сибири добрел…
«Покровская осень» — один из любимейших музыкальных фестивалей Новосибирска хотя бы еще и потому, что при единстве идеи — пропаганда русской музыки и высочайшего исполнительского уровня — он всегда радует слушателей изысканным поворотом темы и обязательным открытием, изюминкой, условно говоря, центральным событием в программе.
На этот раз такая возможность таилась в посвящении фестиваля двум гениям русской культуры — Антону Павловичу Чехову и Петру Ильичу Чайковскому. Причем чеховский «блок» заключал в себе премьеру. Это была одноактная опера современного композитора Сергея Кортеса «Медведь» по одноименной чеховской «шутке в одном действии».

По словам художественного руководителя Новосибирской филармонии Владимира Калужского, каждое произведение Чехова — находка, а в процессе подготовки к фестивалю была сделана еще и находка музыкальная — видеозапись оперы «Медведь» в Минске.

— Опера понравилась, нам стало завидно, и мы пригласили композитора Сергея Альбертовича Кортеса и дирижера Александра Михайловича Анисимова принять участие с этим произведением в «Покровской осени».

Сроки на освоение материала были минимальные: и тут высочайший профессионализм и мастерство продемонстрировали Новосибирский академический симфонический оркестр и дирижер, который на первой же из трех репетиций предложил оркестру играть оперу с листа. И музыканты прекрасно с этим справились.

Надо сказать, что написанная в 2007 году опера была поставлена в декабре 2009 года в сценической версии (вместе с другой одноактной оперой Кортеса по Чехову «Юбилей») в Московском камерном театре имени Бориса Покровского и ранее — в концертном исполнении — в Минске и Бресте. Поэтому первые слова композитора в адрес новосибирцев были очень важны и весомы:

— Я подтверждаю сказанное выше о вашем замечательном оркестре. Меня он просто удивил. Я видел много оркестров, и это удивление было радостным. Скорее это было даже потрясение: так называемая читка с листа звучала таким образом, что с этим можно было выходить на концерт.

Еще Сергей Альбертович признался, что он ночь не спал, думал: как это можно сыграть с трех репетиций. Но дирижер своим спокойствием, умением буквально завораживать музыкантов настолько сразу взял ситуацию в свои руки, что все пошло как по маслу.

— Словом, я теперь в шутку всем говорю, что мой «Медведь» оказался шатуном и добрел до Сибири…

Дирижер Александр Анисимов:

— То, что происходит в Новосибирске, это абсолютно новый продукт, и этим он ценен. Что бы там ни делалось до этого в Минске, здесь мы имеем трех очень интересных, очень симпатичных и очень талантливых вокалистов. Вот бас — Николай Лоскуткин, где вы вообще такого раздобыли?!
Великолепный голос, все поет точно, энергично, музыкально. И, самое главное, хотел бы поздравить вас с тем, что вы делаете такой замечательный фестиваль. Я не знаю на просторах всей России фестиваля с таким именем — в честь Покрова Пресвятой Богородицы…

…А потом был праздник — сам концерт, где в исполнении Новосибирского академического симфонического оркестра впечатляюще — драматично и изысканно — прозвучали симфоническая поэма Рахманинова «Утес» (кстати, написанная под впечатлением чеховского рассказа «На дороге»), музыка к балету Гаврилина «Анюта» (в основе сюжета которого рассказ Чехова «Анна на шее») и во втором отделении — премьера оперы «Медведь».

Музыкальное и сценическое воплощение этой, по-доброму насмешливной и забавной истории, где не старый еще помещик Смирнов приходит к молодой вдове, чтобы востребовать с нее долг покойного мужа (подождать он не может — завтра ему надо платить проценты!), принесло публике настоящее наслаждение. Пульты с нотами не мешали динамике действия, поскольку вся она была заключена в музыке, в замечательном «поединке» голосов Олеси Журавкиной (сопрано), Николая Лоскуткина (бас) и Алексея Баженова (тенор), иронично-грозных или глубоко лиричных пассажей оркестра. К тому же солисты показали себя талантливыми актерами и с тонким юмором, не нарушая границ жанра, сыграли нешуточное столкновение темпераментов и интересов.

Сергей Кортес.
Композитор, народный артист Беларуси.

История Сергея Кортеса достойна стать сюжетом сериала.

В его венах течет кровь двух старинных родов: московского рода Шостаковских и испанского — Кортесов. Его прадед по линии матери был значительной фигурой в музыкальном мире дореволюционной России. Ученик Ференца Листа, он основал Московское филармоническое общество (ныне знаменитый ГИТИС), а его дед, офицер Семеновского полка, окончил в Париже институт мостов и дорог и, вернувшись в Санкт-Петербург, возглавил железную дорогу Петербург — Рим.

Сын латиноамериканца испанского происхождения и русской эмигрантки, Сергей Кортес первое двадцатилетие своей жизни провел в Буэнос-Айресе. Затем семья подала прошение о советском гражданстве и возвращении на родину. Приехать в СССР они смогли только в 1955 году, тогда и обосновались в Минске.

С 1991 года Кортес был директором Государственного театра оперы и балета Беларуси и художественным руководителем оперы, с 1996 по 2002 годы руководил Национальным академическим Большим театром. Лауреат Государственной премии Республики Беларусь.

Автор опер «Джордано Бруно», «Матушка Кураж», «Визит дамы», «Юбилей», «Медведь», музыки к спектаклям в Купаловском и Русском театрах, кинофильмам «Возьму твою боль», «Черный замок Ольшанский».

Александр Анисимов
Дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР.

1975 — 1981 — дирижёр Ленинградского академического Малого театра оперы и балета.

1981 — 1984 — главный дирижёр Академического Большого театра оперы и балета БССР (г. Минск).

С сентября 1984 по апрель 1989 года — главный дирижёр Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского.

С 1989 года — вновь главный дирижёр Большого театра оперы и балета БССР, с 2001 — главный дирижер Белорусской филармонии.

Обширный график мировых гастролей маэстро Анисимова как приглашенного дирижера включает его выступления с Мариинским и Большим театрами, Гран-Опера Хьюстона, Оперой Сан-Франциско, Театром Колон (Аргентина), Государственной оперой Австралии, Оперой La Fenice, Оперой Генуи, Ганноверской и Гамбургской Штатсопер, Берлинской Комише Опер, Опера Бастий (Париж), Опера Гарнье (Париж), Гран Театр Liceu (Барселона), на фестивале Пуччини в Клагенфурте (Австрия), с Голландским симфоническим оркестром, филармоническими оркестрами Санкт-Петербурга, Варшавы, Монте-Карло и Роттердама, Литовским и Венгерским Национальными симфоническими оркестрами, оркестром Санта-Чечилия в Риме, симфоническим оркестром Бирмингема, Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Лондонским симфоническим оркестром, Нюрнбергской филармонией, Молодежным оркестром Австралии и Лондонским Королевским филармоническим и другими известными оркестрами.
Резонанс
Новости
В жаркую погоду сотни новосибирцев отправляются к водоемам, как результат - всплеск несчастных случаев. Где категорически нельзя купаться, и почему старая пословица «Не зная броду, не суйся в воду» сегодня актуальна как никогда, узнали корреспонденты ОТС.
20.07.2018
Бывший ДК «Строитель», а ныне КТЦ «Евразия» около станции метро «Березовая роща» может лишиться мозаичного панно «Строители коммунизма» на фасаде. Известный советский и российский художник-монументалист, скульптор и профессор Зураб Церетели отправил письмо главе региона Андрею Травникову с просьбой сохранить панно времен соцреализма.
Предложения по проекту развития Новосибирского научного центра «Академгородок 2.0»  обсуждались в рамках информационного дня мэрии в администрации Советского района 19 июля. Встреча была малочисленной, в основном известные общественники и зампредседателя СО РАН Иван Благодырь. Но дискуссии получились жаркими, особенно вокруг маршрута Восточного объезда и радикальных идей, типа выноса научных институтов за пределы Академгородка.
Соседи одной из самых старых улиц Сузунского района Новосибирской области устроили себе праздник. Они так долго живут вместе, что посторонние люди отмечают даже внешнее сходство. Все как в семье – тайн не бывает, все достижения на виду.
На выезде из Новосибирска скоро станет меньше пробок - строители начали монтировать вторую очередь путепровода в Ленинск-Кузнецком направлении.
«Я невиновен, это произвол и беспредел», — заявил 35-летний хоккеист из Куйбышева Новосибирской области Роман Л., которого обвиняют в расстреле наряда полиции. Это случилось в марте 2013 года после переименования милиции в полицию. Младший сержант Виктор Кабак стал первым в России погибшим полицейским после реформы МВД.  
x^