Новосибирск
21.10.2010 00:00:00
Татьяна Шипилова
Как «Медведь» до Сибири добрел…
«Покровская осень» — один из любимейших музыкальных фестивалей Новосибирска хотя бы еще и потому, что при единстве идеи — пропаганда русской музыки и высочайшего исполнительского уровня — он всегда радует слушателей изысканным поворотом темы и обязательным открытием, изюминкой, условно говоря, центральным событием в программе.

На этот раз такая возможность таилась в посвящении фестиваля двум гениям русской культуры — Антону Павловичу Чехову и Петру Ильичу Чайковскому. Причем чеховский «блок» заключал в себе премьеру. Это была одноактная опера современного композитора Сергея Кортеса «Медведь» по одноименной чеховской «шутке в одном действии».

По словам художественного руководителя Новосибирской филармонии Владимира Калужского, каждое произведение Чехова — находка, а в процессе подготовки к фестивалю была сделана еще и находка музыкальная — видеозапись оперы «Медведь» в Минске.

— Опера понравилась, нам стало завидно, и мы пригласили композитора Сергея Альбертовича Кортеса и дирижера Александра Михайловича Анисимова принять участие с этим произведением в «Покровской осени».

Сроки на освоение материала были минимальные: и тут высочайший профессионализм и мастерство продемонстрировали Новосибирский академический симфонический оркестр и дирижер, который на первой же из трех репетиций предложил оркестру играть оперу с листа. И музыканты прекрасно с этим справились.

Надо сказать, что написанная в 2007 году опера была поставлена в декабре 2009 года в сценической версии (вместе с другой одноактной оперой Кортеса по Чехову «Юбилей») в Московском камерном театре имени Бориса Покровского и ранее — в концертном исполнении — в Минске и Бресте. Поэтому первые слова композитора в адрес новосибирцев были очень важны и весомы:

— Я подтверждаю сказанное выше о вашем замечательном оркестре. Меня он просто удивил. Я видел много оркестров, и это удивление было радостным. Скорее это было даже потрясение: так называемая читка с листа звучала таким образом, что с этим можно было выходить на концерт.

Еще Сергей Альбертович признался, что он ночь не спал, думал: как это можно сыграть с трех репетиций. Но дирижер своим спокойствием, умением буквально завораживать музыкантов настолько сразу взял ситуацию в свои руки, что все пошло как по маслу.

— Словом, я теперь в шутку всем говорю, что мой «Медведь» оказался шатуном и добрел до Сибири…

Дирижер Александр Анисимов:

— То, что происходит в Новосибирске, это абсолютно новый продукт, и этим он ценен. Что бы там ни делалось до этого в Минске, здесь мы имеем трех очень интересных, очень симпатичных и очень талантливых вокалистов. Вот бас — Николай Лоскуткин, где вы вообще такого раздобыли?!
Великолепный голос, все поет точно, энергично, музыкально. И, самое главное, хотел бы поздравить вас с тем, что вы делаете такой замечательный фестиваль. Я не знаю на просторах всей России фестиваля с таким именем — в честь Покрова Пресвятой Богородицы…

…А потом был праздник — сам концерт, где в исполнении Новосибирского академического симфонического оркестра впечатляюще — драматично и изысканно — прозвучали симфоническая поэма Рахманинова «Утес» (кстати, написанная под впечатлением чеховского рассказа «На дороге»), музыка к балету Гаврилина «Анюта» (в основе сюжета которого рассказ Чехова «Анна на шее») и во втором отделении — премьера оперы «Медведь».

Музыкальное и сценическое воплощение этой, по-доброму насмешливной и забавной истории, где не старый еще помещик Смирнов приходит к молодой вдове, чтобы востребовать с нее долг покойного мужа (подождать он не может — завтра ему надо платить проценты!), принесло публике настоящее наслаждение. Пульты с нотами не мешали динамике действия, поскольку вся она была заключена в музыке, в замечательном «поединке» голосов Олеси Журавкиной (сопрано), Николая Лоскуткина (бас) и Алексея Баженова (тенор), иронично-грозных или глубоко лиричных пассажей оркестра. К тому же солисты показали себя талантливыми актерами и с тонким юмором, не нарушая границ жанра, сыграли нешуточное столкновение темпераментов и интересов.

Сергей Кортес.
Композитор, народный артист Беларуси.

История Сергея Кортеса достойна стать сюжетом сериала.

В его венах течет кровь двух старинных родов: московского рода Шостаковских и испанского — Кортесов. Его прадед по линии матери был значительной фигурой в музыкальном мире дореволюционной России. Ученик Ференца Листа, он основал Московское филармоническое общество (ныне знаменитый ГИТИС), а его дед, офицер Семеновского полка, окончил в Париже институт мостов и дорог и, вернувшись в Санкт-Петербург, возглавил железную дорогу Петербург — Рим.

Сын латиноамериканца испанского происхождения и русской эмигрантки, Сергей Кортес первое двадцатилетие своей жизни провел в Буэнос-Айресе. Затем семья подала прошение о советском гражданстве и возвращении на родину. Приехать в СССР они смогли только в 1955 году, тогда и обосновались в Минске.

С 1991 года Кортес был директором Государственного театра оперы и балета Беларуси и художественным руководителем оперы, с 1996 по 2002 годы руководил Национальным академическим Большим театром. Лауреат Государственной премии Республики Беларусь.

Автор опер «Джордано Бруно», «Матушка Кураж», «Визит дамы», «Юбилей», «Медведь», музыки к спектаклям в Купаловском и Русском театрах, кинофильмам «Возьму твою боль», «Черный замок Ольшанский».

Александр Анисимов
Дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР.

1975 — 1981 — дирижёр Ленинградского академического Малого театра оперы и балета.

1981 — 1984 — главный дирижёр Академического Большого театра оперы и балета БССР (г. Минск).

С сентября 1984 по апрель 1989 года — главный дирижёр Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского.

С 1989 года — вновь главный дирижёр Большого театра оперы и балета БССР, с 2001 — главный дирижер Белорусской филармонии.

Обширный график мировых гастролей маэстро Анисимова как приглашенного дирижера включает его выступления с Мариинским и Большим театрами, Гран-Опера Хьюстона, Оперой Сан-Франциско, Театром Колон (Аргентина), Государственной оперой Австралии, Оперой La Fenice, Оперой Генуи, Ганноверской и Гамбургской Штатсопер, Берлинской Комише Опер, Опера Бастий (Париж), Опера Гарнье (Париж), Гран Театр Liceu (Барселона), на фестивале Пуччини в Клагенфурте (Австрия), с Голландским симфоническим оркестром, филармоническими оркестрами Санкт-Петербурга, Варшавы, Монте-Карло и Роттердама, Литовским и Венгерским Национальными симфоническими оркестрами, оркестром Санта-Чечилия в Риме, симфоническим оркестром Бирмингема, Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Лондонским симфоническим оркестром, Нюрнбергской филармонией, Молодежным оркестром Австралии и Лондонским Королевским филармоническим и другими известными оркестрами.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Новости
Больше новостей
Новости районов
Больше новостей
Новости партнеров
Больше новостей