Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

В поисках потерянного рая

В поисках потерянного рая
Первые слова маэстро Пендерецкого на пресс-конференции, предшествовавшей концерту в большом зале оперного театра, были посвящены памяти Арнольда Михайловича Каца: — Я с глубоким сожалением узнал, что такой великий человек ушел от нас… Четыре года назад маэстро Пендерецкий выступал в Новосибирске и встречался с главным дирижером и художественным руководителем Новосибирского симфонического оркестра, что, как он сказал, оставило глубокий след в памяти композитора.
А дальше, поскольку концерт был впереди, господин Пендерецкий рассказал о сочинениях, которые новосибирцам предстояло услышать.

Концерт для фортепиано с оркестром вырос из заказанного в 2001 году композитору Карнеги-холлом Каприччио для фортепиано с оркестром, но тут произошел теракт 11 сентября:

— И это так повлияло на меня, что я решил: не время работать над Каприччио, и написал хорал, посвященный этой трагедии, который впоследствии стал главной частью концерта. Таким образом, события 11 сентября изменили мою концепцию: от легкого сочинения к сложному произведению. Это даже скорей симфония, чем фортепианный концерт…

На вопрос, каким еще событиям мировой общественно-политической значимости маэстро намеревается посвятить свои сочинения, Кшиштоф Пендерецкий ответил:

— Я композитор, а не хроникер: мною написано 150 сочинений, пять или шесть из них посвящены событиям политической истории. Да, я живу в непростое время, мое детство, выпавшее на годы Второй мировой войны, тоже не было простым… И как всякий человек, являющийся свидетелем трагических и горьких событий, я на них откликаюсь, но, конечно, не на каждое. Так, 50 лет назад я был потрясен чудовищностью свершившегося и написал «Плач по жертвам Хиросимы». Есть у меня произведение, посвященное жертвам концентрационного лагеря Аушвиц, есть Польский реквием, охватывающий трагические события истории моей страны от древности до наших дней, и вот фортепианный концерт, осмысляющий трагедию 11 сентября 2001 года, российская премьера которого состоится завтра в Новосибирске…

Дополнение от исполнителя — пианиста Александра Гиндина:

— Этот концерт я выучил специально для исполнения в Новосибирске. По моему мнению, это самый значительный фортепианный концерт, который в XXI веке был сочинен. Огромная одночастная форма, произведение, в котором на самом деле есть все: размышления о самых важных человеческих ценностях, жизни, бытии — всеобъемлющая музыка! Замечательно, что ее российская премьера проходит именно в вашем городе, в котором так значимо имя маэстро Арнольда Каца. По собственному опыту знаю: новосибирская публика очень восприимчива к новой музыке, всегда внимательно слушает и правильно ее оценивает.

Атмосфера на пресс-конференции была особой. И дело даже не в пиетете перед живым классиком, а в том, что Кшиштоф Пендерецкий действительно многое определил в развитии академической музыки второй половины XX века и не упускает этого лидерства в веке нынешнем.

Как сказал исполнитель второго концерта программы виолончелист Сергей Суворов:

— Этот концерт для меня совершенно особенный. Ведь композитор-классик и исполнитель обычно разделены временем и не могут находиться одновременно на сцене. Во-вторых, публика не всегда готова к новой музыке, которая часто создается «от головы» да еще непонятным языком. И то, что мне представляется возможность встретиться на сцене с композитором, пишущим уникальным композиторским языком, однако языком понятным, для меня — уникальный шанс. Я исполнял уже этот концерт десять лет назад в Лондоне, и мне, тогда 17-летнему солисту, казалось, что я эту музыку понимаю, но теперь, встретившись с маэстро, я много открыл для себя нового, интересного. Надеюсь, что это будет интересно и новосибирцам, которые услышат это произведение впервые.

Был отмечен и такой талант Кшиштофа Пендерецкого, как умение повести за собой оркестр.

— У маэстро есть дирижерская черта, — отметил Александр Гиндин, — которой нет порой даже у больших дирижеров, — заставлять людей вокруг себя играть лучше. И дело не в известности, а в творческой харизме, которая все вокруг делает ясным. Находясь рядом с ним, все становятся сами собой и все становится на свои места.

Что помогает маэстро «все ставить на свои места», он сам объяснил так:

— Я великий оптимист. Мне это очень помогает в жизни. Потому что я стараюсь подходить к ней с чувством юмора. Случаются моменты, когда ну просто все вокруг надоедает, я нахожу выход в шутке — и оптимизм ко мне возвращается. Вот и этот фортепианный концерт трагичный, написан в трагичное время, но я не назвал его реквиемом, а назвал Воскресением. Надежда есть всегда!

...Концерт, честное слово, превзошел все ожидания.

Вначале Новосибирский симфонический оркестр под управлением маэстро исполнил Четвертую («Итальянскую») симфонию Мендельсона. И она, романтическая, ясная по чувствам, могла бы послужить саундтреком какой-нибудь кинематографической ретроистории об итальянской девушке-крестьянке, ее большой любви, некоторых драматических коллизиях как личного плана, так и социального, которые благодаря силам добра и цельности натуры героини были побеждены, и все закончилось массовым танцем-торжеством на главной площади города. Это была прекрасная музыка первой половины XIX века — с взаимообусловленностью причин и следствий, верой в добро как аксиомой. Все это впечатляюще красиво рассказали нам оркестр и дирижер.

…Альтовый концерт Пендерецкого (версия для виолончели) начался глухими одинокими стонами человека других — наших — времен, времен, вместивших в себя ужасы фашизма, атомной угрозы и прочая, прочая. И пускай все это позади, человеку трудно «собрать себя» для жизни. Его сознание расфокусировано, его личность не может найти опоры. И мучится в ее поиске. В поисках потерянного рая…

Музыку Пендерецкого слушаешь и ждешь ответа — справится ли герой с этой ношей, выбредет ли из лабиринта к свету, придет ли к единственному источнику, имя которого известно… Нет, не выбрел, хотя вроде бы стучался — не достало веры и сил.

С еще большей интеллектуальной и духовной мощью буквально обрушился на слушателя Концерт для фортепиано с оркестром, посвященный событиям 11 сентября 2001 года. Потому что в центре здесь не «одинокий голос человека», а голос человечества, пережившего новый страшный вызов нового века. Чем он страшен? Тем, что сегодня, оказывается, нет никаких абсолютных величин, и не силы добра борются с силами зла, а просто — сила с силой. Партия рояля как символ культуры и жизни как таковой с колоссальным напряжением противостоит здесь хаосу преступных идей, шабашу ответных ударов, наконец, помпезному официозу, который имеет свойство маскировать Апокалипсис под нечто иное.

Эта музыка была откровением и потрясением. Зал долго-долго аплодировал стоя.

Наша справка
В 1960-е годы Кшиштоф Пендерецкий буквально ворвался в мир музыки: не прошло и двух лет после окончания им Краковской музыкальной академии, как о композиторе заговорили все. Международная известность пришла к Пендерецкому, когда было исполнено его произведение «Плач по жертвам Хиросимы» (1960) — сочинение для 52-х струнных инструментов.

С течением времени музыкальный язык композитора стал менее радикальным, но он навсегда вошёл в историю музыки XX века как «лидер авангарда».

Кшиштоф Пендерецкий является трехкратным лауреатом премии «Грэмми», почетным профессором Московской консерватории, почетным доктором 17 университетов, членом-корреспондентом Баварской академии изящных искусств, почетным членом Лондонской королевской академии музыки, Американской академии искусств. Единственный в мире композитор, удостоенный официального титула «Самый великий из живущих».

26 октября маэстро Пендерецкий выступил с Новосибирским академическим симфоническим оркестром в качестве дирижёра. В концерте прозвучали два его инструментальных концерта, солисты — Сергей Суворов (виолончель) и Александр Гиндин (фортепиано), также была исполнена симфония Мендельсона.

Программа приурочена к 20-летию МДМ Банка — организатора и спонсора проекта «Мелодий дивных мир».
Резонанс
Новости
Спорный вопрос по установке памятника Сталину после публичных слушаний в интернете обсудил художественный совет города 9 ноября. Худсовет единогласно выступил против всех предложенных мест установки: у Дома офицеров, Ефремовского сквера и на площади Сибиряков-Гвардейцев у стелы «Штыки». Заявителям рекомендовали установить бюст Сталина на территории обкома КПРФ на ул. Большевистской.
12.11.2018 Жилье. ДОМ
Незаконно занимаемую комнату в общежитии, принадлежащем «СФБМИЦ имени академика Мешалкина», удалось освободить только после вмешательства судебных приставов и полиции. Бывшая сотрудница отказывалась освобождать помещение после увольнения, сообщает пресс-служба УФССП по Новосибирской области.
09.11.2018
Цены на дилерские автомобили вырастут из-за повышения НДС с 1 января 2019 года. НДС поднимут на 2%. Но специфика этого налога такова, что в цене некоторых товаров он заложен многократно. Новосибирские автосалоны уверены в росте цен после Нового года, но пока не получили новые расценки от производителей. Вероятно, продавцы постараются избежать резкого скачка цен, чтобы не отпугнуть покупателей.
16 тонн овощей,  1000 перепелиных яиц и 15 кг речной рыбы принесли обитателям Новосибирского зоопарка горожане. Тыкву, морковь, капусту и картошку едят даже хищники, а для медведей сварили лакомство - варенье из ранеток, груш и черноплодной рябины.
О сквере Ветеранов жители Ключ-Камышенского плато в Новосибирске мечтали давно. И место подходящее имелось — разбить его намеревались на неблагоустроенной площадке, где скопились металлические гаражи да мусоросборник. Чтобы найти средства на его строительство, решили участвовать в конкурсе грантов: выиграть его можно было бы, подав необходимые документы в прошлом году. Но сквер так и остался лишь мечтой — помешали действия сотрудников администрации Октябрьского района.
За необычным поведением птицы спасатели долго наблюдали в бинокль, и, наконец, не выдержав, отправились посмотреть, что происходит. Инцидент произошел 11 ноября на территории парка «У моря Обского» в Советском районе Новосибирска.