Новосибирск -1.4 °C

Проблему парковок не «заболтать» — жизнь не позволит

11.11.2010 00:00:00
Проблему парковок не «заболтать» — жизнь не позволит
1 ноября на заседании совета по безопасности дорожного движения губернатор Новосибирской области Василий Юрченко жестко и в сжатые сроки потребовал от муниципалитета Новосибирска навести порядок с незаконными парковками автотранспорта на центральных улицах города. Какие меры необходимо предпринять для решения острейшей проблемы мегаполиса? Этот вопрос стал главной темой разговора, состоявшегося в пресс-центре газеты «Советская Сибирь». В общении с представителями средств массовой информации приняли участие заместитель начальника управления ГИБДД ГУВД по Новосибирской области Валерий Громов, начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Игорь Лукьяненко, генеральный директор ООО «СПАС 001» Алексей Шабалин, руководитель Новосибирской городской службы парковки Аркадий Белов и директор ООО «ГАПТ-9» Вячеслав Терентьев.

Момент ещё не упущен
Прежде чем перейти к вопросам, каждый из спикеров высказал свой взгляд на проблему, в очередной раз поднятую губернатором, но далеко не новую для Новосибирска.

Игорь Лукьяненко:
— В нашем городе всегда был достаточно крепкий генеральный план, в котором разработчики создали прочный транспортный «скелет». В 2007 году утверждена очередная редакция генплана Новосибирска, предусматривающая развитие города до 2030 года. Также по инициативе мэрии разработан несколько неформатный документ — генеральная схема организации улично-дорожной сети. Практически одновременно с генпланом были приняты местные нормативы градостроительного проектирования, в которых значительно ужесточены требования к наличию парковочных мест, автостоянок при строительстве новых объектов. Сейчас практически на выходе проект организации парковочного пространства центральной части города, в котором сформулированы предложения по изысканию резервов для организации новых парковочных мест.

Если резюмировать, то совершенно определенно можно сказать, что мы ещё не находимся за критической чертой. Момент, после которого трудно что-то изменить в лучшую сторону, для города ещё не упущен, но действовать необходимо максимально быстро и эффективно, так как с каждым годом решать проблему будет всё сложнее.

Вячеслав Терентьев:
— В среднем за календарный год по статье «Неправильная парковка» эвакуируется около 6000 автомобилей, или 16 машин в сутки. Для Новосибирска это крайне мало, просто капля в море. Не в последнюю очередь это связано и с тем, что эвакуация нарушителей ведётся практически бесплатно, за счет городского бюджета, вынужденного расходовать миллионы рублей впустую. Один из шагов — дополнительное финансирование для целей эвакуации автотранспорта, хотя отыскать деньги будет очень непросто.

Аркадий Белов:
— Согласен, так как анализ данной проблемы показывает, что корни решения находятся в правовом поле. Представители нашей службы провели инспекцию около 600 организаций, возле которых машины припаркованы с нарушениями. Мы это фиксируем на видео, отправляем письма, но с арендаторов зданий взятки гладки, а владельцы практически недоступны. Не боятся и водители — шансы на то, что именно их машину эвакуируют, ничтожно малы. Поэтому никто ничего не боится.

Необходимы изменения и дополнения в нормативно-правовые акты, чтобы ответственность могли нести не только владельцы зданий, но и арендаторы. Также считаю, что необходимо вводить строгие меры и за нарушение линий разметки на парковках. Занял 2 — 3 места — плати соответственно. Я даже не говорю про весь цивилизованный мир, но и наши соседи — Украина, Белоруссия — уже пошли по этому пути. Россия пока, увы, отстаёт.

Алексей Шабалин:
— В нашей работе, особенно при эвакуации пострадавших в ДТП, мы постоянно сталкиваемся с проблемой элементарного подъезда к месту аварии. Неоднократно наблюдал, в каких тяжелейших условиях работают водители общественного транспорта, которым зачастую не дают нормально двигаться по специально выделенным для них полосам дороги. Изменения в законодательстве жизненно важны, потому что незаконные парковки не только ухудшают трафик на улицах города, но и реально угрожают жизни и здоровью людей.

Валерий Громов:
— Хотел бы отметить, что подобные проблемы возникают во всех крупных городах, притом что по количеству транспорта (400 — 450 единиц на 1000 жителей) мы довольно серьезно отстаём от таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Владивосток. И все равно центр города труднопроходим в часы пик. И это не только ошибки проектирования в прошлые годы, отсутствие парковок у зданий, построенных 20 — 30 лет назад. Я бы отметил и человеческий фактор: многие водители не выполняют элементарные правила дорожного движения, часто просто ленятся пройти 100 — 200 метров от законной парковки или жалеют деньги, чтобы за неё заплатить.

Воспитывать или наказывать?
— На любой крупной магистрали города, даже в левобережье, нарушители ПДД буквально как на ладони. Что мешает инспекторам ГИБДД работать более продуктивно, раздавать штрафы всем подряд? Может, не уговорами, так рублём удастся подействовать на нарушителей?

Валерий Громов:
— На каждом перекрестке, у каждого знака или здания инспектора не поставишь, да и зачастую очень сложно найти владельца машины, а дистанционная методика общения, когда штрафовать можно без личного контакта с нарушителем, у нас находится лишь в начале пути. Видеофиксация нарушения скоростного режима — уже реальность, наверное, вскоре мы дойдем и до бесконтактного выписывания штрафа за неправильную парковку. Но стоит понимать, что это не проблема нехватки людей в ГИБДД или их нежелание работать лучше — нужна чёткая законодательная база, где будет прописана неотвратимость наказания за совершенное правонарушение. У нас же, как уже говорилось, лазейки можно найти практически в любом законе.

Но одними карательными мерами проблему всё равно не решить — нужен целый комплекс решений: законодательных, градостроительных, финансовых, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.

Игорь Лукьяненко:
— Благодаря инициативе нашего губернатора проблема незаконных парковок вновь вышла на авансцену общественного внимания, хотя специалисты знают, что она решается на городском уровне далеко не первый год. Решается тяжело, со скрипом, и если мы хотим ускорить процесс, то неизбежно придется пойти на жесткие, очень непопулярные решения. Это можно назвать воспитанием через наказание, но менталитет необходимо менять. Чтобы для людей было в порядке вещей оставить машину на «перехватывающей» стоянке у конечной или любой станции метро и поехать в центр на подземке. Чтобы платить за стоянку было выгоднее, чем оплачивать бесконечные штрафы за неправильную парковку. Поверьте, никто не хочет специально принимать драконовские меры, но все хотят нормально и комфортно передвигаться по городу.

Аркадий Белов:
— Соглашусь, что наказать зачастую проще, но воспитать — ценнее, это работа на перспективу. Да, в центре города мало места для транспорта, но даже выполнение элементарных норм и правил может существенно снизить напряжение на дорогах. Правильная, рациональная расстановка в пределах линий разметки увеличивает насыщение парковок на 20 — 30%. То же самое можно отнести и к внутридворовым территориям, ведь не секрет, что вечерами большинство машин с бордюров и тротуаров в центре города перемещается на аналогичные места возле жилых домов. В Новосибирске лишь около 50 дворов имеют паспорта парковки. И там существует не только понятный порядок и повышенная вместимость, но и остается место для проезда спецтехники — «скорой помощи», пожарных, службы «СПАС 001». Я считаю, что подобные паспорта должны сделать все управляющие компании. И установить таблички на въезде во двор, а уж общественность в лице самих жильцов без труда проконтролирует ситуацию. Это очень простые меры, но они реально могут улучшить ситуацию.

— А в принципе законны ли парковки во дворах?

Игорь Лукьяненко:
— По Жилищному кодексу земля во дворах — это общедолевая собственность, и жители вправе самостоятельно решать, как им обустраивать своё внутреннее пространство. Нередки случаи, когда автомобилисты сбрасываются, вносят личные деньги и делают цивилизованные, качественные парковки, которые никому не вредят. Соглашусь с коллегами, что часто нужно начинать с себя: не нарушать закон, соблюдать этические нормы, проявлять уважение к окружающим. Тогда многие проблемы, не только транспортные, будут решаться быстрее и проще.

Аркадий Белов:
— Хочу привести один пример: совокупная вместимость парковочных карманов на Красном проспекте около 80 автомобилей. То есть по факту для очень узкого круга людей мы обеспечиваем подъезд чуть ли не к дверям офиса. Но если положить на одну чашу весов интересы этих людей, а на другую — интересы остальных автомобилистов, то понятно, что в некоторых местах на главной улице города парковку просто нужно запрещать. Тогда начнется поиск альтернативных мест — во дворах, на подземных паркингах и так далее. А многие, кому не так уж необходимо приезжать в центр на личном транспорте, воспользуются общественным. Я сам нередко оставляю машину на площади Калинина и добираюсь в центр на метро, не испытывая особых неудобств.

От понимания к улучшению
— Очевидно, что понимание проблемы есть. Также вы привели целый ряд мер, способных улучшить ситуацию. Но когда на улицах города мы увидим реальные результаты, почувствуем их на себе?

Игорь Лукьяненко:
— Совершенно правильно сказал подполковник Валерий Громов, что ситуация требует комплексного подхода. Чуда не ждите: завтра не появятся новый прекрасный закон, огромное количество эвакуаторов или огромный паркинг в центре города, которые решат проблему в одночасье. Будет ежедневная кропотливая, многоплановая и многослойная работа. Будут и меры, которые всегда непопулярны во всех городах мира: введение платы, ограничение режимов проезда, увеличение стоимости новых жилых, торговых или офисных объектов за счёт наличия в них парковочных мест. Когда мы все вместе поймём, что и как нужно делать, станет легче. Обрати мы на эту проблему внимание лет десять назад, она бы столь остро не стояла. Сегодня есть сложности, но существуют и пути решения. Нужно в том числе и разъяснять людям — во время личных встреч, через средства массовой информации. Чтобы было понимание, что не злые чиновники, работники ГИБДД или служба парковки опять придумали очередную «кормушку». Повторю ещё раз: это беда всех больших городов, и если мы хотим, чтобы Новосибирск через несколько лет не стоял в часы пик, как Москва, нужно планомерно и последовательно действовать здесь и сейчас.

Люди, умеющие замечать и сопоставлять, уже отметили некую взаимосвязь между событиями, происходящими в Новосибирской области и Москве. Новые руководители регионов особое внимание уделяют решению транспортных проблем. Роль личности в истории всегда важна, но здесь вопрос гораздо шире, он выходит за рамки персоналий. И опасения, появляющиеся в прессе, на ТВ и в интернете, мол, чиновники пошумят в очередной раз, а всё останется по-прежнему, совершенно необоснованны, по мнению Игоря Лукьяненко:

— Есть, как минимум, одна причина, по которой вопрос парковок и прочей транспортной инфраструктуры никогда не отойдет на второй план, его не удастся заболтать и похоронить под кучей бумажных проектов. Просто сама жизнь, ситуация на улицах города, позиция общественности и прессы не позволят нам избежать решения проблемы.

Геннадий Николаевич, г. Новосибирск:
— Неужели нельзя навести порядок на улице Советской? Там иногда проехать сложнее, чем по Красному проспекту.

Заместитель начальника управления ГИБДД ГУВД по Новосибирской области Валерий Громов:
— Уверен, что можно. Наглядным доказательством стал проходивший совсем недавно в нашем городе форум «Интерра». В дни его работы порядок, в том числе и на Советской, был. Значит, может он быть и в другие дни. Нужны лишь изменения в нормативно-правовых документах, которые бы наделили соответствующие структуры более широким кругом полномочий для наведения порядка на улицах.

Алексей Никулин, г. Новосибирск
Предположим, что я припарковался в неположенном месте и ушёл по своим делам на несколько часов. Возвращаюсь, а машины и след простыл. Как понять, чьей жертвой я стал — эвакуаторщиков или угонщиков?

Генеральный директор ООО «СПАС 001» Алексей Шабалин:
— Решение об эвакуации автотранспорта принимают сотрудники ГИБДД. Поэтому если вы вернулись, а машины нет — звоните 02 или 020 (с мобильного телефона). И надейтесь на лучшее… Хотя, конечно, лучше не нарушать.

Что же тем временем думают непосредственно автовладельцы, наши с вами сограждане, которые каждое утро запрягают своих железных коней и выезжают в город?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: