Новосибирск 12 °C

Между наукой и волшебством

16.12.2010 00:00:00
Между наукой и волшебством
Новосибирскому государственному краеведческому музею — 90 лет С чем у вас ассоциируется слово «музей»? Загадка Моны Лизы, скрытая в бесконечности просторных залов? А может, тесный школьный кабинетик, где за толстым стеклом стеллажей, отмеченных следами подушечек пальцев, поблескивают медали и ордена? Что бы мы ни представляли, для каждого очевидно: музей — это мир, где многозначительное молчание неодушевлённых предметов заставляет задуматься о возможном звучании их голосов.

Воображение прямо-таки захлёбывается в многообразии гипотетических речей, которые можно было бы услышать в стенах 90-летнего музея. Только представьте: несколько столетий здесь плотно «утрамбованы» почти ровно в один век! Поэтому накануне девятой круглой даты Новосибирского государственного краеведческого музея мне трудно было удержаться от просьбы провести экскурсию для прессы по тайникам музея-юбиляра.

«Они настоящие!»
Надо сказать, попасть в святая святых краеведческого музея было нелегко, несмотря на то, что его директор Андрей Шаповалов любезно предоставил нам с фотокорреспондентом такую уникальную возможность. Всё здесь хранится в условиях строгой секретности. Перед тем как переступить порог помещений, таинственно зовущихся словом «хранилища», у нас проверили служебные удостоверения, записали личные данные в специальный журнал и очень подробно расспросили, с какой целью мы здесь находимся.

«Когда входишь в пустой зал, кажется, что экспонаты просто спали», — с загадочным видом говорит Андрей Шаповалов. Удивительно, человек, для которого атмосфера музейных залов за годы работы стала привычным условием труда, прямо-таки поэтизирует каждый предмет, каждый камень, выставленный на всеобщее обозрение.

«Здесь есть вещи, с которыми у меня особые отношения, — продолжает он. — К таким вещам трудно относиться отстранённо. А всё потому, что с ними связана какая-то история. Вообще, с вещами надо общаться. Для этого необходим особый настрой, только тогда работа будет продуктивной. Дело в том, что всё находится в тесной связи со своим бывшим хозяином. На этом основана музейная мистика. Хотя, знаете, все легенды придумывают люди», — Андрей Валерьевич хитро улыбается, а я, затаив дыхание, готовлюсь получить всю правду о музее из первых уст (ну или почти из первых). И тут же узнаю, что не услышать мне этой правды. Оказывается, вещь, установившая связь со своим бывшим хозяином, не торопится «подружиться» с современными посетителями музея, а часто даже вводит их в заблуждение. Так рождается отличная основа для новой легенды о сбежавших черевичках и говорящей мумии.

— Посмотрите, вот женское комбинэ. Вот это старое, а это, по всей видимости, даже неношенное, — со знанием дела продолжает экскурсию Андрей Валерьевич. — Первая вещь должна быть приятнее и удобнее — чувствуется связь с бывшим владельцем. Вот эта связь как раз рождает интерес, на неё и покупаются такие исследователи, как я.

И мы сказали: «Покупаем!»
Кольчуга XVII века — одна из тех особенных вещей, которые дороги директору музея благодаря своей истории. Казалось бы, простая средневековая кольчуга. Ну мало ли воинов в железных латах рассекали сибирские просторы? Однако возможность изучить милитаристскую экипировку того времени появилась у новосибирцев благодаря чистой случайности.

Дело в том, что одна из общих проблем музеев Сибири — острая нехватка вещей, датированных XVI — XVIII веками. Так уж получилось, что сибирская археология может похвастаться предметами XV века, сразу же «перескакивая» на многообразие трофеев XVIII. Проиллюстрировать образовавшуюся «информационную дыру» почти нечем. И надо же было охотникам Приобского края обнаружить на своих землях кольчугу XVII века в «нехлебный» постсоветский период! Запросили они десять тысяч рублей — по тем временам сумма не такая уж большая, но у организаций, как и у среднестатистических семей, денег не было в принципе. Буквально в тот день, когда руководство краеведческого музея готовилось сказать продавцам решительное «нет», выставочные залы неожиданно посетил вице-губернатор Новосибирской области, который принял решение профинансировать уникальное приобретение из бюджета.

Привидений нет, но секреты есть
Спускаемся в подвальные помещения. Именно здесь по закону жанра музейной легенды должны уютно расположиться привидения, сторожащие сокровища древности. Освещения — минимум, коридоры, естественно, пустые, и только мешки со стройматериалами напоминают о наличии цивилизации. За одной из дверей раздаётся покашливание. Вздрагиваем от неожиданности. Как выяснилось, здесь своими делами занимаются рабочие, ответственные за хозяйственную часть.

В сами же хранилища не просто попасть даже директору. Как минимум, необходимо подождать, когда придут сотрудники того или иного отдела хранения и позволят войти. Татьяна Романцева — старший хранитель музейных фондов. Она отвечает за переезд коллекции дерева из одной комнаты в другую. Деревянные вещи меняют места своего обитания ещё с осени. По словам Татьяны Степановны, это работа неспешная. Самое главное здесь — аккуратность. Впечатления от общения со всеми этими лавочками и сундуками для работников хранения своей остроты со временем не теряют. «Это как общение со стариками» — удивляет неожиданным сравнением Татьяна Степановна, говоря о духе старины, заключённом в каждой деревянной вещи.

Вообще, романтично-вдохновлённый настрой сотрудников музея заставляет позавидовать удачному выбору их работы. Но каково же было наше удивление, когда мы узнали, что вот этот настрой на сказку начинается ещё на этапе профессионального обучения! Андрей Валерьевич называет этот настрой профессиональным термином — магия музеев. После моего уточняющего вопроса директор музея подтвердил: действительно, набирающая популярность наука под названием музеология целенаправленно изучает эту самую магию музеев! В чём она заключается? В создании особого настроя, который неизбежно зарождается у посетителей выставочных залов. На мою просьбу приоткрыть завесу тайны этой самой магии Андрей Валерьевич категорично отказал.

— Секреты есть, но я вам их не выдам, — улыбается Андрей Шаповалов. — Мы живём в условиях жесткой конкуренции. Главное — создание идеи, а технические секреты публике знать не нужно. Существует искусство музейного показа. Сейчас человек не стремится попасть в музей, чтобы узнать что-то новое. Музей воспринимается как досугово-познавательный центр, где досуг играет не менее важную роль, чем познание. Люди хотят увидеть что-то незаурядное. Магия музея — это атмосфера старины. Посещение музея — это как бы спиритический сеанс, разговор с духами умерших людей. Музейный способ коммуникации с посетителями завязан на атмосфере, которая специально создается музейными методами. Да, фактически учат магии. Как художников. Создание произведения искусства — это маленькое чудо, но кто-то художников этому научил. Так же и в музейном деле. Если вы работаете на досуговом рынке, естественно, вы должны быть в курсе всего, что сейчас происходит, что сейчас может заинтересовать. Родина, история, патриотизм — это то, что вложено в миссию существования музея. И это то, что мы всегда хотим донести.

Торговый корпус — стройка века
Вообще, Новосибирский государственный краеведческий музей располагается в трёх зданиях. Экскурсию для нас организовали по самому известному новосибирцам памятнику архитектуры, городскому торговому корпусу. Это тоже юбиляр, переживший музей всего на десять лет. Второй век своего существования торговый корпус начал с ремонтных работ, которые планируют завершить к 2013 году. Сейчас идёт реставрация здания, впереди — реконструкция. По словам Андрея Шаповалова, от прежнего облика городского торгового корпуса почти ничего не осталось. Однако останутся прежние колонны, а также лепнина, которые обретут вторую жизнь после реконструкции.

Идеальный вариант при ремонте такого рода учреждений — временное перемещение экспонатов. Но это — время и, конечно же, деньги. А пока затяжные ремонтные работы остаются единственным фактором, из-за которого Новосибирский государственный краеведческий музей не входит в десятку лучших региональных музеев.

Но главная проблема музея на сегодняшний день — нехватка площадей под хранилища. При существующих 600 квадратных метрах необходимо 1500. Причем, по словам директора, с тем условием, что музей не будет активно развиваться. Поэтому не все экспонаты хранятся должным образом. К примеру, старинная одежда, которая должна находиться в расправленном виде, вешается на плечики, как обычные платья. Проблема будет решаться со сменой конфигурации помещений в ходе ремонта, а там, как говорит Андрей Валерьевич, видно будет. Такая вот бытовая сторона музейной романтики…

Тем не менее и необыкновенное здание в Первомайском сквере, окинутое ореолом тайны, и академичный природоведческий корпус на Вокзальной магистрали, известный внушительным чучелом лося и клубом любителей кактусов, и небольшое здание на улице Ленина в будущем ждёт не только масса новых открытий, но и неизменная любовь горожан. Ведь, несмотря ни на что, музеи не теряют своей популярности. Наверное, благодаря именно музейной магии.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: