Новосибирск 6.8 °C

Откуда льётся дорогая солярка?

24.12.2010 00:00:00
Откуда льётся дорогая солярка?
В предыдущие годы тема подорожания дизельного топлива выходила на первые строчки новостных лент, как правило, незадолго до начала основных сельскохозяйственных кампаний — посевной и уборочной. Объемы закупок были очень большими и продавцы пытались использовать момент себе во благо. Вмешалась власть, в результате было достигнуто своеобразное «джентльменское соглашение» между топливными компаниями и властью, благодаря которому крестьяне получали возможность запасаться соляркой и бензином по весьма доступным ценам, порой даже льготным.

Нынешний случай, когда зимнее дизтопливо не только подорожало за ноябрь больше, чем на десять процентов, а в декабре стало настоящим дефицитом, некоторые называют уникальным. Как сказал сотрудник одной из нефтебаз Новосибирской области: «Более 15 лет здесь работаю, но такого дефицита именно зимой не припомню».

Злые языки поспешили назвать происходящее очередным сговором производителей и продавцов горюче-смазочных материалов. «Советская Сибирь» попыталась провести собственное расследование по данному вопросу.

Небольшой мониторинг в районах области показал, что крестьян нынешние топливные катаклизмы пока не коснулись:

Начальник управления сельского хозяйства Колыванского района Борис Королёв:
— Зимняя солярка мало востребована у сельхозпроизводителей, так как основной фронт работ у них в тёплое время года, а на зиму хватает, как правило, запасов, сделанных накануне. Хотя все, безусловно, видят, что на заправках сильно поднялись цены на зимнее дизтопливо. Но в министерстве сельского хозяйства области нас заверили, что для посевной хозяйства вновь смогут закупить летнюю солярку по льготным ценам. Так же, как и накануне прошедшей уборочной кампании.

Управляющий делами администрации Усть-Таркского района Александр МЕЙДЕР:
— Только что провели совещание с главным инженером и главным агрономом управления сельского хозяйства — они сказали, что пока в хозяйствах есть запасы топлива. Но на ближайших к нам нефтебазах зимней солярки нет вообще. Чем это объяснить, я не знаю.

А вот транспортники в городе были настроены практически диаметрально противоположно. Действительно, трудно не принимать ситуацию близко к сердцу, когда из 122 единиц техники только 15 работают на бензине.

Директор муниципального казённого предприятия ПАТП-4 Геннадий ПАЛКОВ:
— Мне трудно что-то комментировать, когда солярка стоит на заправках дороже 95-го бензина. Такого просто никогда не было! Поспешных выводов делать не буду, поделюсь лишь наблюдением: подобное происходит с тех пор, как автобусный парк стал преимущественно дизельным.

Директор ООО «Группа компаний ПАТП» Николай САМОЙЛОВ:
— У нас, частных перевозчиков, есть парк из 47 междугородных и городских автобусов, при этом все они — дизельные. И то, что сейчас происходит, честно говоря, вызывает недоумение. Мы привыкли за последние годы, что зимняя солярка дорожает максимум рубля на полтора по сравнению с предыдущим сезоном. Но когда она взлетает в цене на 4 — 5 рублей, давать какие-то комментарии крайне сложно, особенно нам, транспортникам.

Я считаю, что здесь обязано вмешаться государство в лице антимонопольной службы. Если нам всем объяснят конкретно, из чего сложилась такая цена, — так тому и быть. Переживём и это. В противном случае цену зимней солярки нужно возвращать на её реальный уровень.

О том, насколько реален «реальный уровень» нам рассказал заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Александр ЕЛЬЧАНИНОВ:
— Специалисты нашего управления в еженедельном режиме ведут мониторинг цен на потребительском рынке, и, конечно же, резкий скачок цен на дизтопливо был сразу же отмечен. Проверка торгующих организаций ещё продолжается, но по первым результатам, да и по опыту предшествующих лет, могу с большой уверенностью заявить, могут быть мелкие единичные нарушения, но ничего сверхъестественного мы не выявим.

В ситуации с топливом все концы уходят к нефтеперегонным заводам, которые являются частью «вертикально интегрированных компаний», так называемых винков, и управляются из Москвы. Центральный аппарат ФАС ведёт соответствующую работу — в предыдущие два года был вынесен ряд серьезных наказаний, но на областном уровне мы, к сожалению, практически никак не можем повлиять на рост цен на топливном рынке.

От редакции. Как ни прискорбно осознавать, но, набившая оскомину «рука Москвы» вновь оказалась сильнее региональной. Хотя сдаваться без боя вряд ли стоит. Ведь смогли же аграрии регулярными жалобами обратить на себя внимание, и уже не первый год цены на ГСМ во время крупных сельскохозяйственных кампаний регулируются специальным распоряжением Правительства России.

Многочисленные транспортные компании — не менее мощная сила, если разобраться. Сколько фур, автобусов, спецтехники по стране «питаются» соляркой. Если объединиться и бороться за свои права, то, возможно, и на такие резкие и немотивированные взлёты цен можно будет найти управу.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: