Новосибирск 6.4 °C

Мостик между вчера и сегодня

13.01.2011 00:00:00
Мостик между вчера и сегодня
Мы встретились с победителями финального тура в офисе Новосибирского отделения Российского детского фонда, ставшего нашим партнером в конкурсе «Дорогой мой учитель»: авторы самых глубоких, самых ярких и порой неожиданных работ собрались вместе, чтобы поговорить о том, чем запомнился год Учителя и, пожалуй, о главном — престиже профессии педагога сегодня.

Мы очень были рады видеть нескольких представителей замечательной учительской династии из Чистоозерного района, маму — Ирину Викторовну Чумак и ее двоих сыновей, Алексея и Дмитрия. Младший — семиклассник Дима — стал самым юным финалистом нашего конкурса, написав очень лиричный и искренний очерк о своей семье.

Основатель династии — бабушка Димы, Ольга Васильевна Чумак. А папа — Владимир Григорьевич — историк, директор Польяновской средней школы, где вот уже более четверти века учительствует и мама, Ирина Викторовна. Старший брат Алексей и его молодая супруга Мария преподают в училище №55. Сам же герой нашего конкурса успешно осваивает школьную программу, с легкостью справляется с таким обилием педагогического внимания и в школе, и дома и… мечтает стать железнодорожником. Это очень дружная и жизнерадостная семья, в которой представители разных поколений с огромным уважением относятся друг к другу, умеют слушать и слышать иное мнение и потому по-настоящему близки.

— Главные учителя для ребенка прежде всего его мама и папа, — считает другой победитель финального тура, замечательный педагог, многодетная мама, большой друг нашей газеты Татьяна Ивановна Ткаченко из Кузнецовки Мошковского района. — Они очень много вкладывают в ребенка. Что же касается года Учителя, то он, безусловно, удачная попытка поднять престиж учителя, привлечь внимание общества к школе. Однако нельзя не замечать и таких явлений, как реструктуризация школ на селе, имеющих нередко печальные, на мой взгляд, последствия.

Школу в Кузнецовке закрыли, как многие другие, где, с точки зрения руководства образования, имеется недостаточное количество учеников. Многие педагоги лишились работы — село находится в отдалении, рейсовый автобус ходит туда лишь два раза в неделю, так что добираться до другого места работы весьма накладно. Не сказать, что и дети рады переменам. Им частенько приходится ожидать школьный автобус на открытом воздухе от 30 минут до полутора часов в любую непогоду. Бывает, ожидание заканчивается тем, что автобус, сломавшись по дороге, и вовсе не приходит. «Помню, в постановлении говорилось, что реструктуризировать будут только те сельские школы, где путь до новой, укрупненной, школы не превышает десяти километров. Здесь же километров двадцать, но решение было принято…» — рассказывает Татьяна Ивановна.

Педагоги по духу и по сути своей, наши конкурсанты не могут не переживать за школу, не радоваться ее успехам, не дискутировать по поводу процессов, происходящих в системе образования. Заслуженный учитель Российской Федерации, учитель с 50-летним стажем Диана Ефимовна Сергеева (Атаманицына) отмечает:

— В годы, последовавшие за перестройкой, школа заметно потеряла свои позиции в воспитании юного поколения. Тогда было провозглашено, что школа должна учить, а воспитательная функция целиком возлагается на семью. Потом спохватились, что сделали большую ошибку, но восстановить утраченное намного сложнее, чем потерять его. И до сих пор мы ощущаем последствия этой политики. Это был период, когда школу в кинематографе и на ТВ стали показывать только в отрицательном виде, учитель в ней представал, как правило, человеком неумным, ограниченным, нарочито авторитарным. Это, конечно, привело к тому, что престиж профессии у молодежи упал. Год Учителя постарался вернуть это утраченное внимание общества и престиж профессии педагога. Я очень рада, что средства массовой информации, и прежде всего «Советская Сибирь», организовав такой конкурс, уделили большое внимание нам, учителям. А конкурс, в свою очередь, показал, что есть немало достойных педагогов, в том числе молодых, которые искренне любят свою профессию, все сердце отдают детям!

К слову об учительских династиях. Не только сама Диана Ефимовна всю жизнь отдала школе, но и ее мама, Анастасия Кирилловна, 52 года отработала учителем, была отмечена высокими государственными и профессиональными наградами, а общий педагогический стаж всех ее кровных родственников достигает… 700 лет. Стаж семьи Ткаченко — 434 года. И хотя наш четвертый победитель Валерий Сазонович Коленченко, написавший о любимой учительнице Нине Ивановне Машаровой, сам прямого отношения к учительской профессии не имеет, его супруга — педагог и дочка, выпускница архитектурной академии, сегодня занимается с ребятишками в центре детского творчества.

Екатерина Черноусова, еще один победитель финального тура, молодой журналист из Убинского района, признается: «Я всегда ценила, когда у учителя открытая к детям душа. Педагог для меня не тот, кто приходит и «выдает» материал, а тот, кто ведет ученика по жизни. И на конкурс я написала материал об учителе, который привел меня в журналистику и которому я очень благодарна — о Галине Александровне Антошиной».

Героиня этого очерка хорошо известна читателям областной газеты не только как учитель с 30-летним стажем, но и как яркий автор, часто публикующийся на страницах «Советской Сибири». Работая в детском доме, в интернате, а последние 20 лет в вечерней школе, Галина Александровна много повидала девчонок и парней с трудной судьбой. Она говорит:

— Главный инструмент учителя — слово, сердце и душа. Не надо возвышаться над ребенком. Надо встать с ним рядом. Помочь, поддержать. Если ты сумел хотя бы одному ребенку показать, что в мире есть добро, ты уже жил и работал не зря.

И под этими словами подпишется каждый педагог и каждый из более семидесяти участников нашего конкурса.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: