Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Поколение «К»: по дороге к Нобелю

03.02.2011
Никита Надточий
Поколение «К»: по дороге к Нобелю
Сколько должно быть компьютеров в школе? Десять? Сто? По одному на каждого ученика? Сегодня, когда период первоначального накопления компьютерного капитала (читай — высокотехнологичного «железа») остался в прошлом, на повестке дня вопросы иного порядка: до каких пределов стоит наращивать компьютерные «мышцы» учебного заведения? Как уберечься от того, чтобы умная машина не стала самоцелью, а была именно инструментом, помощником учителя и ученика? За ответами мы отправились в новосибирский лицей информационных технологий, где компьютер давно стал повседневной реалией учебного процесса.
Не самоцель, но инструмент
— Сегодня мы можем говорить не просто о тех или иных аспектах обучения, но способны отчетливо сформулировать единую, скажем так, концепцию выпускника, — поясняет директор лицея Сергей Талалаев. — Наш ученик «на выходе» из школы способен не просто работать на компьютере — он может работать на любом компьютере, решая задачу практически в любой области знания.

Термин «любой» в словах директора — не эмоциональная фигура речи. Лицеисты действительно учатся работать не только на компьютерах с привычной операционной системой Windows, но и на платформе Macintosh, в программной среде Linux. Одним словом, акцент на универсальность — главный постулат обучения в лицее информационных технологий.

Причем универсальность распространяется здесь на все предметы учебного цикла: компьютер давно перестал быть атрибутом уроков информатики, шагнув даже… в спортивный зал.

— А чему вы удивляетесь? — с улыбкой парирует наше замешательство заместитель директора по информационно-компьютерным технологиям Сергей Толстиков. — Ведь если, скажем, речь идет о теоретической части уроков физкультуры, то именно с помощью компьютера ребята могут уточнить правила того же волейбола. Я уже не говорю про разработку, скажем, турнирной таблицы школьных состязаний…

Но если информационные технологии в физкультуре — пример, скажем прямо, экзотический, то обо всех остальных традиционных предметах школьной программы сегодня можно смело утверждать: в лицее без компьютера — никуда.

— Можем ради интереса заглянуть в первый попавшийся кабинет и увидим, что процентов на девяносто задействована или интерактивная доска, или мультимедийный проектор, — Сергей Толстиков приоткрывает дверь и…

На экране виден фрагмент учебного фильма — у старшеклассников идет урок истории, изучение которой здесь сегодня не мыслят без поддержки современной методической базы. Обеспечение всем необходимым идет как благодаря сотрудничеству с областным Центром информационных технологий, так и на основе собственных методических разработок.

— К примеру, нами создана сквозная программа изучения курса «Информатика и ИКТ», которая, по сути, является комплексной научно-методической базой для учебной жизни всего лицея, — поясняет заведующая кафедрой информатики и ИКТ Александра Щукина.

Если же говорить в привычном — количественном — аспекте, то лицей информационных технологий настоящий лидер в Новосибирской области и по этому показателю: в то время как в среднем в школах пропорция составляет двенадцать учеников на один компьютер, здесь этот показатель достигает соотношения четыре к одному. То есть налицо тот самый случай, когда высокий количественный показатель позволяет говорить о новом качестве.

— Даже у такого специализированного учебного заведения приоритет остается неизменным — знания, — подчеркивает Сергей Талалаев. — Информационные технологии, насколько бы они ни были развиты, являются лишь инструментом для их приобретения и накопления.

Добавим, при такой системе приоритетов руководство лицея имеет возможность не просто отчитываться о компьютерных «человекочасах», но говорить о принципиально новом уровне проектной деятельности, которая невообразимо далеко ушла от простейших презентаций в несколько слайдов и является социально значимой доминантой жизни лицея. Обычные подростки ведут здесь проектную деятельность такого высокого уровня, что вовсе не будет случайностью, если в их головах постепенно вызреет и нечто совершенно нобелевское…

Баланс нового с традиционным
— Основополагающие вещи системы образования остаются на своих местах, где им и положено быть, — заместитель директора по научно-методической работе Татьяна Фесенко ведет нас по коридору, в который после звонка из всех кабинетов высыпала ребятня, бурным потоком огибая нас, взрослых (школа живет в своем вечном ритме уроков и перемен). — О каком высоком уровне компьютеризации мы бы не говорили, без учителя в учебном процессе — никуда! Эмоциональный контакт, психологическая поддержка, мимика, наконец! Это все создает неповторимую атмосферу процесса обучения, в котором высокие технологии могут помочь, но никогда не смогут полностью заменить.

В этот момент тема гармоничного сочетания нового и традиционного получает символическое подтверждение: в приоткрытую дверь лицейской библиотеки видны привычные ряды книжных корешков.

— Да-да, библиотека у нас является активным звеном в жизни лицея, — говорит Сергей Толстиков. — Кроме новых книг, она постоянно пополняется периодическими изданиями. Хотя, безусловно, и здесь нашли применение компьютерные технологии...

Одним из ярких примеров того, что высокотехнологичные достижения в этом учебном заведении всего лишь средство в ряду реальных дел и проектов, является дистанционное обучение, планомерное развитие которого идет в лицее.

— Технологии дают возможность не просто поддерживать множество необходимых в жизни лицея контактов, — акцентирует внимание Сергей Талалаев, — они позволяют обучаться ребятам из сельских районов. Кроме того, задумайтесь, какие горизонты открываются в том, что раньше бы явилось непреодолимым порогом для социального развития, для обучения. Я имею в виду образование детей-инвалидов, которые сегодня имеют возможность быть, по сути, включенными в учебный процесс, не выходя из дома.

Многообещающий тандем
Возвращаясь к вопросу о месте и роли компьютеров в учебном процессе, мы обратились непосредственно к ребятам: чем для вас является компьютер? Инструментом, партнером, учителем, лучшим советчиком и другом? Ради чего вы привычно жмете на самую популярную сегодня кнопку — кнопку «Пуск» на системном блоке?

— Раньше, до школы, я знала, как включить компьютер и как запустить мою любимую игру. И всё, — первоклашка Валерия Пахомова откровенничает под согласные кивки своих одноклассников. — А в лицее меня научили всему-всему: и файлы создавать, и сохранять, и работать в разных программах.

Лицеисты из выпускного, одиннадцатого, класса с воодушевлением повторяют мысль, услышанную нами чуть раньше из уст директора.

— Компьютер — это прежде всего мощный инструмент! — говорит ученик 11 «В» класса Константин Прокопенко. — Признаться, сколько себя помню, в доме всегда был компьютер, и я рассматриваю его именно так — незаменимый и неизменный помощник и спутник всей моей жизни.

— А я очень хорошо помню свое первое знакомство с компьютером, как привыкала к нему, постигала, — рассказывает одноклассница Константина Виктория Коверга. — Но только здесь, в лицее, я поняла, какими возможностями обладает компьютер. И сегодня, когда я каждый день узнаю что-то новое, для меня очевидно: информационные технологии и образование — прямо-таки волшебный тандем для реализации любых проектов и замыслов и сегодня, и в будущем.
Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Новость о том, что на территории бывшей военной части в черте Бердска планируется открытие исправительной колонии для осужденных, приговоренных к исправительным работам, вызвала в городе широкий резонанс. Пять тысяч человек подписали петицию на имя Президента Владимира Путина «Не допустить открытие исправительного центра для осужденных в городе Бердске».

Теплые дни и ночи всю неделю, снег каждый день – карта погоды на неделю 17-23 февраля в Новосибирске. Синоптики не исключают утренние туманы и гололедицу.
Разбили стекла и фары, выломали двери, проткнули колеса старенькой «Девятки» хоккеисты «Сибири». Перформанс сняли на видео в честь выхода команды в плей-офф впервые за три сезона.
Весны не ждать, а ремонтировать растущие ямы на дорогах уже сейчас. Губернатор Новосибирской области Андрей Травников в ходе оперативного совещания в региональном правительстве потребовал срочно приступить к ямочному ремонту дорог, не дожидаясь весны.
Полгода в Афганистане воевал житель Доволенского района Дмитрий Шабалдин. Ему тогда было 18, молодого парня готовили на снайпера. Ребятам говорили, что они будут миротворцами, обещали, что служить будут за границей. Лишь когда «ИЛ-76» приземлился в Афганистане, стало понятно, какую «заграницу» им обещали.
Все трое судей 7 сезона шоу «Голос.Дети» - Баста, Полина Гагарина и Валерий Меладзе - повернулись к юной исполнительнице песни Сергея Шнурова «Лабутены». 10-летняя Лиза Сметанникова из Новосибирска «зажгла» зал, но вызвала негодование среди комментаторов шоу в сети.
x^