Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Друзья парадоксов

18.02.2011
Светлана Гаврилова
Друзья парадоксов
Взлетной площадкой для юных сибиряков стал Городской центр проектного творчества Третий год подряд в Новосибирске объявляют набор детей, пожалуй, самые необычные люди, работающие в Городском центре проектного творчества (ГЦПТ). С юных лет здесь готовят будущих лидеров инновационной экономики. О том, как второклассники впитывают креативность и становятся гениями, рассказывают руководитель центра Надежда АНДРЕЕВА, автор уникальной технологии «НООГЕН» Геннадий АСИНЬЯРОВ, заместитель руководителя центра Сергей АНЦИФИРОВ.
— Когда я зашла в центр, у меня возникло ощущение, что меня перенесли в картины Дали или на какую-то фантастическую планету. Вывески «Поле экспериментов», «Комната мечтаний», «Арена» и другие — это для чего?

Надежда Андреева:
— …А сейчас мы с вами беседуем в «Доме под часами». Безусловно, мы придумали разные миры в кабинетах и коридорах, стилизованные под улицы, дворики, чтобы у ребенка, приходящего сюда, не создавалось впечатление, что он пришел в образовательное или производственное учреждение в привычном смысле. Поэтому у нас есть места, где можно помечтать или опубликовать авторскую идею, почитать книгу или заглянуть в витрину магазина.

— Можно ли центр считать питомником для гениев?

Надежда Андреева:
— Слово «гений» для нас действительно любимое. Потому что в какой-то степени каждый ребенок — гений. Априори в маленьком человеке скрыто максимальное количество возможностей для развития гениальности. У нас есть своя концепция, и она по многим позициям расходится с уже зарекомендовавшими себя в науке, но за этим стоят наша глубокая практика и понимание природы ребенка.

— Как происходит отбор детей в центр? Играет ли роль при выборе, допустим, статус родителей?

Надежда Андреева:
— Мы работаем с детьми со второго по десятый класс. Для этого организуем ежегодный конкурс, первый этап которого проходит в школах, обращаем внимание на ярких, активных детей, успешных либо в учебе, либо в общественной жизни школы. На втором этапе предлагаем финалистам принять участие в конкурсе-игре, который предполагает совместное прохождение заданий детьми и взрослыми — инноваторами, живущими в нашем городе. Например, в нашем конкурсе участвовали Алексей Бороздин — педагог-музыкант, создатель авторской школы по работе с детьми-инвалидами, Владимир Калужский — художественный руководитель филармонии. А поскольку это в первую очередь игра, то проигравших нет. За год мы обучаем 700 человек.

Сергей Анцифиров:
— По поводу статуса родителей… Видимо, такой вопрос у вас возник, когда мы упомянули про инновационную элиту. В нашем центре слово «элита» употребляется не потому, что люди готовятся из определенного круга, а в том плане, что здесь они приобретают редкую способность делать что-то впервые, чего никогда раньше не делали.

— В чем суть технологии?

Геннадий Асиньяров:
— Образовательные технологии «НООГЕН» являются ноу-хау не только для Новосибирска, но и для всей России. По сути, их можно назвать революционным движением в образовании. Впервые подробное описание технологии сделано в книге «Возможные миры, или Создание практики творческого мышления». Эта книга в 1993 году вошла в число победителей конкурса учебных пособий, который проводился международным фондом «Культурная инициатива» в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России». Сама технология разработана на базе Красноярского государственного университета. Суть ее в постановке перед детьми сложных, парадоксальных задач, которые еще не решены в науке, в экономике, управлении. Только сформулированы эти парадоксы на понятном ребенку языке.

Например, построить мир, в котором чудеса закономерны, или придумать теорию истории и на ее основе написать «Историю некогда великого и гордого народа, доселе никогда не существовавшего». Как вы видите, сама формулировка задачи вступает в резкое противоречие с привычным образом мыслей взрослых и детей. И, на первый взгляд, подобные «уравнения» решить невозможно. Но только не для юных мыслителей «НООГЕНа». Если взять реальную проблему и перевести ее на другой язык, сформулировать «НООГЕНовскую» задачу с этой же проблематикой, дети будут ее решать с удовольствием. Это не игра в науку. Дети исследуют уже существующий научный и фактический материал, анализируют его и выдвигают собственные, порой революционные гипотезы. Единственное «но» — форма представления научных разработок выглядит не классически научной.

— После ваших практик юный человек возвращается в свою старую, консервативную, школу и словно спускается с небес на землю. Не вступает в противоречие с реальностью его новое сознание?

Надежда Андреева:
— За время прохождения ребенком программы формируется категориальное мышление, которое предполагает также и развитие его критичности, к реальности в том числе. Когда он со своими новыми знаниями приходит в традиционную школу, он не может ими не воспользоваться. Да, это уже другая популяция детей и они по-другому организуют свое жизненное пространство осознанно, умно, сложно, красиво. Начинают читать серьезные книги и писать сложные работы, при этом оставаясь детьми.

— Будущие лидеры учатся управлять людьми?

Надежда Андреева:
— Мы не считаем, что именно на лидерстве нужно расставлять акценты. Все дети работают в группах, в каждой — пять-семь учащихся плюс координатор. Задача взрослого — не сообщить готовое знание, а направить усилия на создание дискуссии, опираясь на детские позиции, жизненный опыт, знания, интуицию. У ребенка в группе могут быть разные роли. Сегодня он выступает в качестве эксперта, а завтра — критика. Или он генератор идей. Задача координатора — грамотно собрать все детские мысли, полумысли, догадки.

Поскольку детям приходится и придумывать, и критиковать, и оформлять групповой проект, у них возникают те компетенции, с которыми нетрудно лидировать или управлять любым коллективом. Мы не стремимся научить простым техникам управления, потому что через десять лет они устареют. Для нас инновационность заключается в способности человека работать в ситуации неопределенности.

— Например?

Сергей Анцифиров:
— На одной из последних сессий детям было предложено придумать такой вид обучения, в котором отсутствует оценочная система. При этом не должен быть некий «праздник непослушания». С чего возникла идея? Недавно состоялся Всемирный конгресс аудиторов, на котором шел разговор и о создании новой системы нечисленных методов контроля. Экономисты давно пришли к выводу, что можно с помощью чисел контролировать и анализировать прошлое, но не управлять будущим. Мы нашим детям тоже предложили разработать систему оценки знаний без использования численных отметок.

— И к какому решению они пришли?

Сергей Анцифиров:
— Была предложена система поэтапного обучения. Поясню на примере решения математических задач. Если ребенок их решает, причем безо всяких погрешностей, он проходит на определенный уровень. Если не решает — остается на своем уровне и занимается темой, пока не освоит. А какой смысл переходить к следующей? Я вам привел только один пример детского «окаянства». На самом деле решений было много, причем решения групп принципиально отличались. Из детских наработок взрослые специалисты могут черпать для себя идеи и в дальнейшем их разрабатывать.

Геннадий Асиньяров:
— На «Интерре» мы познакомились с одним московским бизнесменом, который несколько лет занимается разработкой нового вида рекламы, основанной на доверии, а не на насилии над сознанием покупателя. Он предложил детям включиться в процесс разработки. Дети вместе со взрослыми разработали восемь моделей, вызывающих неподдельный интерес у специалистов рекламы.

— Для каких отраслей готовится новая элита?

Надежда Андреева:
— Думаю, что они будут работать в самых разных областях — экономике, политике, в образовании. Но они всегда будут управленцами по сути. С их способностями ума они смогут реализовывать именно управленческие идеи.

Но не надо их представлять в виде бездушных головастиков, отягощенных схемами и механизмами. Они умеют мечтать и смеяться, они счастливые люди по своему самоощущению. Если они даже не захотят по какой-то причине идти в руководители, в жизни будут делать всё с удовольствием и не так, как все. Даже морковку выращивать…

ДЕТСКИЕ МЫСЛИ

Полина ЗЕПСАН:
— Меня удивило, что маленькие планеты могут притягивать к себе предметы и живые существа так же, как и Земля. Ещё меня удивило то, что на Луне можно подпрыгивать до пяти метров в длину, потому что Луна не сильно притягивает к себе.

Роман ГИЛЬМИНТИНОВ:
— Школа должна не только дать тебе полный рюкзак тяжеленных знаний, но и научить ими пользоваться. Для чего нужна карта, если не знаешь, как найти север? Очень часто случается так, что голова, забитая правилами и исключениями, аксиомами и теоремами, не может в нужный момент оторваться от привычной картины мира, чтобы сделать что-то уникальное, новое. Они просто заключают мысль в строгие рамки. Но если попробовать сломать эти «стены», выпустить мысль на волю, можно найти в этом мире что-то совершенно новое. Знания — это прочный фундамент, надежная опора для мысли, но мы не должны превращать их в камень, не дающий взлететь. Каждая НООГЕНовская задача делает твои знания, полученные, скажем, в обычной школе, живыми и подвижными. И это интересно. Ради этого стоит вновь и вновь возвращаться сюда.

ФАКТ
На основе разработок школы «НООГЕН» было создано муниципальное автономное учреждение «Городской центр проектного творчества». На прошлой «Интерре» ГЦПТ произвел фурор в рамках межвузовской площадки «НООГЕН» — технология — ресурс инновационного развития города и региона.

СПРАВКА
В основе авторской школы «НООГЕН» («рожденный разумом») лежит понятие «антропоника», что в переводе с греческого означает практика образования, воспитания, «выращивания» людей. Образовательные практики «НООГЕН» прошли экспертизу на городских публичных слушаниях и признаны основой для создания программы подготовки инновационных кадров в городе. В 2008 году мэр Новосибирска Владимир Городецкий представил совету по научно-промышленной и инновационной политике модель комплексной целевой программы «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года». В рамках модели была продумана система подготовки инноваторов со школьной скамьи.
Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
14.08.2020
Муниципальные учреждения, на базе которых размещались обсерваторы, возвращаются к работе в прежнем режиме. Об этом сообщает пресс-центр мэрии Новосибирска.
Традиционный слёт нудистов «Сибирские натур-встречи» прошёл на Боровских островах в Обском водохранилище. Обнаженным взрослым разрешили привести с собой детей, но запретили пить алкоголь и заниматься сексом.
Российский космонавт Иван Вагнер сфотографировал Новосибирск с борта Международной космической станции. Многие новосибирцы нашли на кадрах свой дом.
Многодетным семьям Новосибирской области помогут собрать детей в школу. На эти цели уже направили более 14 миллиардов рублей. Какие пособия можно получить и что на них купить, выяснили корреспонденты ОТС.
Яростный спор о статусных школах Академгородка затеяли родители в интернете. Скептики уверяют, что устроить туда ребенка без блата и тугого кошелька порой невозможно, даже имея прописку по участку. Другие родители и директора школ убеждают: все по-честному. При этом цены на квартиры поблизости от школ заоблачны даже по меркам Верхней зоны. Обладатели хрущевок зачастую живут в более комфортных жилищах «на чёртовых куличках», откуда возят детей учиться.
Снегоотвал на Затулинке, который превратился в огромную свалку, ликвидировали. Муниципальные дорожники закончили все работы по вывозу отходов и отсыпке территории.

x^