Новосибирск 2.9 °C

Быть водителем дано не каждому

26.02.2011 00:00:00
Быть водителем дано не каждому
В январе 2011 года отмечен рост количества дорожно-транспортных происшествий с участием молодых водителей В последние пять лет в Новосибирске наблюдается невероятное увеличение количества людей, получающих водительские удостоверения. Число молодых водителей в общем транспортном потоке выросло с почти незаметных трёх-четырёх процентов до 30. Готовы ли эти люди к безопасному вождению и что необходимо менять в методике работы автошкол, мы обсудили в редакции с начальником отдела лицензирования министерства образования Новосибирской области Александром ЕВСЕЕВЫМ, начальником отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы Управления ГИБДД ГУВД по Новосибирской области Сергеем КОНДРАТОВЫМ, руководителем центра контраварийной подготовки «Формула движения» Олесей МЕДНЫХ и заведующим автошколой техникума автосервиса и дорожного хозяйства Вячеславом СЛИНЬКО.

Заказ на качество
— Существует ли в нашей области рейтинг автошкол и что может считаться оценочными критериями их работы?

Александр ЕВСЕЕВ:
— Критерии нужны, но этим никто никогда не занимался. Процент сдачи экзамена в ГИБДД, как и последующий процент аварий, которые совершают представители той или иной автошколы, — показатели весьма условные. Единственный рейтинг, который можно считать хоть немного объективным, — это отзывы самих водителей, своеобразное сарафанное радио. Но этого категорически недостаточно.

Сергей КОНДРАТОВ:
— К примеру, в области 19 автошкол РОСТО-ДОСААФ, ежегодно выпускающих до 16 тысяч водителей. Но большинство из них первый год проводят в армии и в статистике не участвуют. А другая автошкола выпустила 50 человек, из которых трое попали за год в дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Вроде бы, высокий процент, но соглашусь, что статистика — вещь зачастую лукавая.

Хотя многое становится очевидным на этапе обучения. Нас часто критиковали, что правила дорожного движения (ПДД) принимают инспекторы. Теперь человеческий фактор устранён — правила сдают по компьютерной программе. Так, на этапе сдачи ПДД процент прошедших экзаменовку составляет 70—90, вождение на закрытой площадке с первого раза сдают около 60 процентов обучающихся, а вот в городе начинается настоящий кошмар — с первого раза с заданием справляются от 10 до 25 процентов.

Про все автошколы говорить не буду, но есть такие, которые занимаются не подготовкой водителей, а сбором денег. Ну невозможно за 10—12 тысяч рублей дать полноценный теоретический курс и предоставить обучающемуся 50 часов вождения по городу. Отсюда нередко и результаты подготовки. Точнее, их отсутствие.

Вячеслав СЛИНЬКО:
— Нередко заказ на качество обучения будущие водители формируют сами. К нам приходит много ребят, которых интересует не цена вопроса, не качество обучения, а когда, как быстро он получит водительское удостоверение. То есть само обладание правами становится приоритетнее навыков вождения, что не верно в корне. Сталкиваясь с таким отношением, и инструктор, наверное, не так заинтересован, чтобы научить человека.

Каждому в голову не залезешь
— Словом, получается, как в анекдоте: «Машину купил, права купил, ездить — не купил»?

Олеся МЕДНЫХ:
— Многие из тех, кто приходит к нам на курсы контраварийной подготовки, обладают не очень большим стажем вождения и, как правило, уже бывали в авариях. Мы стараемся добавить им психологической устойчивости, тренируем особые навыки поведения на дороге в экстремальных ситуациях. Но ведь каждому в голову не залезешь. Кто-то всё воспринимает правильно и ведёт себя на дороге аккуратно. А некоторые считают, что после нашего курса им море по колено и на дороге они могут всё. Я уверена, что навыкам контраварийной подготовки нужно обучать уже в автошколах. Ведь сейчас большинство молодых водителей в буквальном смысле набивают опыт на дороге.

— Неужели нет правовых механизмов, чтобы отсекать «нехорошие» автошколы от процесса подготовки, как и потенциально опасных водителей, многие из которых выявляются ещё в процессе обучения?

Александр ЕВСЕЕВ:
— В лицензировании автошкол с 1 января 2011 года произошли некоторые изменения. Если раньше мы давали лицен- зию максимум на шесть лет или не более чем на срок аренды помещения школы, то теперь лицензия становится бессрочной, и только через год после начала работы мы можем внести автошколу в список плановых проверок, который заверяется прокуратурой. Впрочем, это частности, ведь если провести даже внезапную проверку всех новосибирских автошкол, то у большинства из них будет всё в порядке и с учебной базой, и с оборудованием, и с автодромом, и с квалификацией преподавателей. Вопрос стоит острее — именно качество обучения.

Сергей КОНДРАТОВ:
— И преподаватель автошколы, и человек, идущий учиться на водителя, должны понимать главное — быть водителем дано не каждому. Как и в любой профессии, есть те, кто схватывает всё на лету, а те, кому не то что 50 часов вождения мало, они за несколько лет могут не научиться.

Вячеслав СЛИНЬКО:
— Отсутствие рейтинга школ — главный тормоз для индивидуальной подготовки водителей. На Западе заботятся о репутации, а у нас больше о деньгах. Это поразительно, но мы очень редко слышим доброе слово от ученика в адрес инструктора. Я и с ребятами нашей автошколы разговаривал, и в интернете смотрел отзывы — в основном это критика или откровенная ругань. Вроде бы инструкторы, преподаватели дают всё положенное по программе, но не вкладывая душу, не пытаясь найти подход к каждому.

Проблемы опережают решения
— Получается, что проблема масштабная — тут и человеческий фактор, и несовершенство законодательства?

Александр ЕВСЕЕВ:
— Подготовка водителей и требования к автошколам законодательно отрегулированы не до конца. Причём высшее руководство страны в курсе, ведь ещё в сентябре 2010 года президент Медведев издал распоряжение о совершенствовании обучения в автошколах. Летом того же года председатель Правительства России подписал постановление, где прописаны очень правильные моменты. Все хотят что-то менять, идти вперёд, но бюрократическая машина очень инертно воплощает в жизнь даже распоряжения первых лиц государства. Однако сам факт, что понимание проблемы есть, что она озвучена на высочайшем уровне, даёт надежду на позитивные изменения в ближайшем будущем.

Сергей КОНДРАТОВ:
— Нам не нужно стесняться перенимать опыт других стран. Например, вернуться к двухуровневой системе получения водительского удостоверения, которая уже была в современной России, когда молодой водитель получал «времянку» на два года и имел определённый лимит нарушений, превысив который, он мог не получить постоянное удостоверение. И ведь опасались, ездили аккуратно. На Западе подобные меры очень эффективны. Не нужно считать это нарушением прав и свобод. Если посмотреть, сколько людей гибнет и травмируется на дорогах страны, то для изменения ситуации любые меры хороши. Если самосознание не формируется в свободной атмосфере, то придется воспитывать ограничительными мерами. Людские жизни всё равно дороже!

ФАКТ
Количество ежегодно подготавливаемых автошколами водителей превышает количество выпускников общеобразовательных школ страны. Подготовка становится конвейерной, без акцента на качество.

ЦИФРА
20, 2 процента всех ДТП в России в 2010 году произошло из-за сознательного нарушения водителями Правил дорожного движения.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: