Новосибирск 8.1 °C

Высокая цена демократичности

16.03.2011 00:00:00

Сплошные убытки
Одна моя коллега живёт в пригороде, на станции Издревая. У неё есть возможность пользоваться льготами, но большинство её соседей по вагону платят за проезд полную стоимость — 29 рублей до речного вокзала, 43 — до Новосибирска-Главного. В то время как стоимость проезда на маршрутных микроавтобусах составляет 30 рублей. По поводу цен на проезд в электричках недовольны многие. Почему? Попробуем разобраться.

Главный перевозчик области — открытое акционерное общество «Экспресс-пригород», акционеры — Российские железные дороги (51 процент акций), правительство области и мэрия Новосибирска (совместно управляют 49 процентами акций). Убытки компании в 2010 году, по словам министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николая Симонова, составили 317 миллионов рублей. По прогнозам министерства, приблизительная сумма дефицита в 2011 году составит 600 миллионов рублей. Акционеры ведут переговоры с Министерством финансов России о компенсации части убытков, но полностью это проблемы не решит.

Откуда же взялись эти 317 миллионов? Вроде бы и оптимизацию маршрутной сети в прошлом году провели, сократив часть слабозаполняемых рейсов, и цены на билеты периодически растут, а убытки лишь увеличиваются. Если объяснить просто и доступно, то картина получается такая. Главный акционер является и своего рода арендодателем для «Экспресс-пригорода». Вся железнодорожная инфраструктура, аренда и ремонт подвижного состава стоят огромных денег, причём тарифы зачастую утверждены на федеральном уровне и снижению не подлежат. До 90 процентов всех затрат «Экспресс-пригорода» — это расчёты с Российскими железными дорогами. А 10—12 процентов — поле для манёвра.

В условиях ограниченного манёвра
Согласитесь, поле довольно ограниченное. Однако именно здесь приходится «играть», маневрировать областным и городским властям, для которых самое главное — сохранить по максимуму льготы и преимущества для рядовых пассажиров. По словам Николая Симонова, новое соглашение, достигнутое минтрансом области и «Экспресс-пригородом», сохраняет все позиции, закреплённые в 2010 году.

До конца зимнего сезона перевозок по-прежнему ежедневно будут курсировать 49 пар электропоездов в будние дни и 44 пары — в выходные. Летом баланс перевозок, естественно, меняется. Поэтому с 30 апреля по 2 октября (летний сезон перевозок) по будням будет курсировать 62 пары составов и 73 пары — по выходным.

Самое важное, что ни один маршрут не будет отменён и все льготы, действовавшие в 2010 году, сохраняются. Для всех категорий граждан!
Но вопрос оптимизации расходов никто с повестки дня не снимает. Возможностей для экономии немного, и одна из них — сокращение составности. На слабозаполняемых направлениях, таких как Барабинск, Сокур, через Инскую, теперь будут ходить составы из четырёх вагонов, а не из шести-восьми, как раньше. Впрочем, мониторинг ситуации показывает, что этого будет вполне достаточно и особых неудобств пассажиры не испытают.

А вот к очередному повышению тарифов нужно быть готовым всем. Произойдет это, возможно, уже с 1 апреля. В среднем планируется рост цены билетов на десять процентов. Но тут важная оговорка — именно в среднем. Новая цена будет рассчитываться в зависимости от дальности поездки. Если раньше было так, что чем дальше едешь, тем дешевле стоимость километра пути, то теперь ближние поездки подорожают меньше. Это вынужденная мера, чтобы пассажиры и в дальнейшем не отказывались от электричек в пользу сопоставимых по цене автобусов и маршруток. В прошлом году спад количества перевезённых пассажиров составил 25 процентов. Дальнейшее падение невыгодно никому…

ФАКТ
В прошлом году объём перевозок пассажиров в электричках упал на 25 процентов по сравнению с 2009 годом.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: