Новосибирск 8.8 °C

Нежность к малому и старому

26.03.2011 00:00:00

Необыкновенно обаятельный, по-чеховски красивый, когда и душа, и лицо, и мысли— все прекрасно, он был очень открыт и прост в общении с детьми, вел с ними беседы, не боясь трудных тем. И сам во многом становился для них примером. Неудивительно, что ученики не только ловили каждое его слово, но и предмет знали отлично, чтобы не огорчать любимого педагога.

— Мы его очень любили, — говорит Зоя Петровна, — это был очень добрый и приятный человек!

Из поколений детей войны
Наша героиня — коренная сибирячка. Она родилась в первый день 1937 года в небольшом селе Петровск, что километрах в тридцати от районного центра, Каргата. Она была не первым ребенком в семье. У потомственных крестьян Петра Ефимовича и Анастасии Фоминичны Колесовых было восемь детей, семь из которых умерли в младенчестве. Родители нарадоваться не могли своей дочурке.

Когда грянула война, Зое было три с половиной года. Отца призвали почти сразу же. А в сорок втором от него пришла последняя весточка. Петр Ефимович писал, что часть их держит оборону под Москвой… Он пропал без вести. Уже в зрелом возрасте наша героиня неоднократно будет делать попытки найти хоть какие-то сведения о нем, посылать запросы в военные архивы… Мало ли, вон то и дело в новостях говорят: там поисковики обнаружили медальоны солдат, там нашли и перезахоронили останки павших воинов. Но по сей день — ничего. Словно он исчез в пороховом дыму буквально без вести.

Оставшись вдвоем, мама и дочурка хлебнули лиха. Когда стало совсем тяжко, решили перебраться к тете, маминой сестре, в Новосибирск. Кой-какое добро распродали, выручив немного средств на дорогу, что-то прихватили с собой и тронулись в путь.

— Смутные воспоминания остались об этой дороге… Заросли, болота какие-то… Мама потом рассказывала, что мы тридцать километров до Каргата шли пешком. Там уже попытались сесть в электричку, но пробиться в вагон не сумели или почему-то нас не пустили внутрь…

Два или три пролета пичужки ехали на ступеньках, вжавшись в железное тело вагона и боясь открыть глаза. Мама поставила дочку повыше, а сама примостилась на нижней ступеньке. Она мертвой хваткой держалась за поручни, чтобы не упасть, и как могла старалась прикрыть Зою от ветра. А потом их наконец пустили в вагон.

— У нас был с собой мешочек, в котором лежали хлеб, сало… и моя кукла, — вспоминает Зоя Петровна. — В какой-то момент, наверное, когда мама задремала, его у нас украли… — она горько улыбается.

С такими происшествиями путешественницы добрались до Новосибирска. А здесь начался новый период их жизни, в котором маме приходилось очень много работать, чтобы дать дочке и хлеба кусок, и крышу над головой. А жили… Жили, наверное, надеждой на то, что скоро война кончится, все наладится и, может быть, отыщется где-нибудь в лазарете их пропавший без вести муж и отец.

Анастасии Фоминичне удалось устроиться техничкой в общество «Урожай», которое находилось неподалеку от самой конторы, на углу Челюскинцев и Иркутской, имело плохонький-старенький, но еще пригодный для проживания барак, где и выделили им комнатку. Зоя Петровна вспоминает, что вокруг в основном располагался частный сектор, немного напоминавший ее родной Петровск — с палисадниками, с белыми столбами дыма из каждой трубы зимой, с гомоном детворы, играющей в салочки. А рядом ходил весело гремящий трамвай.

В Макаренковское училище!
Учиться Зоя, как и многие дети той поры, пошла в восемь лет. Успешно окончив восьмилетний курс, подала документы в педагогическое училище имени Макаренко, которым руководила в те годы знаменитый новосибирский педагог Виктория Иннокентьевна Вельмакина. Оглядываясь назад, она уверена, что выбор профессии для шестнадцатилетней девчонки был абсолютно осознанным. И мама ее поддержала: «Учить детишек — хорошее занятие!»

Где-то на третьем курсе на обычную летнюю практику успешную студентку направили вместе с педагогами и ребятишками 17-го детского сада на летнюю загородную дачу в Матвеевку. «Солнце, воздух и вода», как поется в задорной детской песенке, а еще ни с чем не сравнимое ощущение радости жизни, которое способен испытывать только ребенок, ожидающий от каждого нового дня открытий и замечательных сюрпризов. Чтобы быть «на одной волне» с этими малышами, взрослому просто необходимо хранить в своей душе частичку детскости: радоваться, как они, доверчиво открываться, как они, при этом оставаясь им старшим товарищем и надежным другом.

— Я детей любила и люблю. Мне с ними интересно! Они такие искренние, наивные, доверчивые и ждут от тебя если не настоящего чуда, то чего-то очень-очень интересного… И я всегда легко с ними ладила. Некоторые люди устают от детского гомона, капризов, а меня это никогда не тяготило. Я находила в этом радость… — говорит Зоя Петровна.

Поначалу она работала с трехлетками, пытливыми и любопытными, а затем переключилась на ребятишек постарше, у которых уже и интересы посерьезней, и вопросы посложнее. Они уже не кричат: «Почитайте «Колобка!», а сами пытаются из букв складывать слоги, из слогов — слова… И помощь им нужна уже другая — поддержка, развитие способностей, подаренных природой, но нуждающихся в огранке, воспитание нравственных качеств и, конечно, подготовка к школе.

Мудрым педагогическим оком заведующая садика разглядела этот потенциал в молодой практикантке и тем же летом предложила ей… не расставаться — работать в детском саду воспитателем круглый год. И наша героиня согласилась. Теперь она сочетала учебу с работой. А по окончании макаренковского училища поступила в Московский заочный педагогический институт на специальность «преподаватель психологии, педагогики и методик».

Словом, процесс накопления педагогического опыта и процесс пополнения багажа знаний шли параллельно и гармонично, что в итоге позволило нашей героине сформироваться в классного профессионала.

Любопытный момент. На простой, казалось бы, вопрос «Как вам помог ваш педагогический опыт в воспитании собственных детей?» Зоя Петровна сначала задумалась, а потом рассмеялась. «Никак не помог! Каждый ребенок — это целый мир. К каждому нужен особый подход. И никогда это не бывает просто. А с чужими детьми, пожалуй, даже легче…»

У Зои Петровны и Виктора Дмитриевича Звонарёвых родились две дочери, Алла и Наталья. Обе давно выросли, получили профессии. Сегодня отрада бабушки — ее внук Виктор, тоже уже взрослый и самостоятельный парень.

Для будущих воспитателей, и не только
Интересно, что на следующем этапе своей трудовой биографии (по окончании института) наша героиня уже воспитывала и учила… будущих воспитателей. В 84-й школе имелись особые педагогические классы, в которые с удовольствием шли девчонки, так же, как и она, любившие детей. Это была та самая ранняя профориентация, о которой много говорят сегодня, создавая профильные классы для будущих гуманитариев, компьютерных гениев, биологов, физиков… Но (как всякий эксперимент имеет и сторонников и противников) опыт создания педагогических классов на базе школ, вызывавший разные оценки, через пять лет был прекращен.

Вот тогда-то судьба Зои Петровны пересеклась с железной дорогой. И, спустя годы, именно на железной дороге наша героиня встретит своих бывших учениц того педагогического класса — Веру Васильевну Бойко и Тамару Ивановну Карпову, которым она помогла найти их призвание. Девчушки отучились, пришли работать в образовательные учреждения ЗСЖД, где и стали настоящими профессионалами. А их учительница в ту пору уже была методистом дорожного методического кабинета в отделе учебных заведений Управления дороги.

— Это была очень интересная работа! Конечно, мне приходилось много ездить, порой оставляя детей на мужа, тогда же было восемь отделений: Тайгинское, Барабинское, Беловское, Омское, Алтай, Кузбасс и так далее. Я курировала все детские сады. Передо мной стояла задача оказывать методическую помощь заведующим и воспитателям, выяснять их профессиональный уровень, опыт и, конечно, способствовать их дальнейшему росту, — вспоминает Зоя Петровна.

Еще она занималась обобщением, систематизацией и пропагандированием лучшего педагогического опыта, идей и находок. Часто организовывала и проводила семинары, выставки, конференции по обмену опытом, на которые приезжали участники из разных краев. И сами они много ездили по стране, рассказывая о своем передовом опыте. Конечно, особенно старалась наша героиня помогать педагогам с линии, у которых не так много возможностей узнать о передовых методиках, пообщаться с коллегами, научиться чему-то новому, задать вопросы…

— Мы и пособия для занятий с детьми выставляли, и поделки, сделанные своими руками... Во всем, что касается деятельности педагога, приветствовалось творчество, новаторская мысль. Ведь дети — самое дорогое, что у нас есть, и мы должны им дать лучшее! Мы внедряли в дошкольных образовательных учреждениях методики обучения родному языку, методики физического, трудового, нравственного воспитания… Мы приветствовали все, что ребенку полезно, что развивает его интеллект, тело, душу, — говорит наша героиня.

Двадцать лет Зоя Петровна отработала в этой, любимой ею, должности. А как настало время подумать о более спокойном режиме работы, вернулась к другой любимой заботе — маленьким детям. «Начала с детского сада и закончила им», — с улыбкой говорит моя собеседница.

Старый да малый…
Ну, на счет того, что закончила работу в детском саду, героиня нашего очерка слегка лукавит. Ветеранские заботы — еще какая работа! А Зоя Петровна с головой ушла в это дело в первые же месяцы существования советов ветеранов на ЗСЖД.

— Тогда у нас в отделе учебных заведений была своя ветеранская организация. Что первым делом надо было сделать? Конечно, составить базу данных. Разыскивали своих пенсионеров, составляли списки, всех ставили на учет, заполняли анкеты... Очень трудоемкая работа. Это же не только город, но и линия — Ояш, Болотное, Сокур, Тогучин, Черепаново… Пенсионеров тогда у нас было более трехсот человек. Но мы справлялись, дружно работая с Валентиной Павловной Шалуновой, которая в то время возглавляла совет. Все вместе делали, все заботы делили, — вспоминает Зоя Петровна.

Когда в компании началась реорганизация, повлекшая структурные изменения, совета ветеранов при отделе учебных заведений не стало. «Мы работали над тем, чтобы наших пенсионеров распределили по предприятиям. И сейчас ветераны, которые живут на линии, в целом как бы относятся к отделению дороги (Людмила Петровна Павлова ими ведает), а на местах их прикрепили к предприятиям. Ветераны Инской, к примеру, относятся к локомотивному депо. А наш Новосибирский узел — к дистанции пути», — рассказывает наша героиня.

Вот уже шесть лет ветеранская организация, в которой Зоя Петровна ведет активную работу, действует в союзе с ветеранской организацией дистанции пути имени Павла Трофимовича Семешко.

— Мы очень рады такому объединению, потому что в дистанции пути оказались очень хорошие люди, которые нас сразу приняли, как своих… — очень тепло и искренне говорит Зоя Петровна. — В первую очередь это председатель профсоюзной организации Сергей Аркадьевич Чекардин, очень хороший, душевный человек. Он заботится обо всех, не разделяя людей по профессиональному признаку. Сейчас наши ветераны даже чаще, чем когда мы были в отделе учебных заведений, стали ездить по путевкам.

И Петру Владимировичу Прокудову (в то время он работал заместителем начальника дистанции по кадрам, потом его забрали в управление дороги) — наша огромная благодарность за помощь и заботу. С ним очень легко было общаться. По какому бы вопросу ни пришел — всегда найдешь понимание и поддержку. И в документации у него идеальный порядок, любой приказ найдет вмиг, подумает и примет решение. А председателем совета ветеранов тогда была Полина Ивановна Ликвинчук, светлая ей память. Очень внимательный и добрый человек. Конечно, и тогда, и сейчас нам помогали и помогают всемерно председатель дорожного совета ветеранов Петр Филиппович Мысик и председатель совета ветеранов Новосибирского отделения дороги Иван Алексеевич Гончаров, за что им низкий поклон.

Уже давно Зоя Петровна работает заместителем председателя совета ветеранов. Сегодня она — соратница Валентины Ивановны Аношкиной, председателя совета, по отзыву нашей героини, человека очень неравнодушного, активного, энергичного. Забот, конечно, много: знать, кто в чем нуждается, помогать по мере сил, обзвонить всех, о ком сердце тревожится, а тех, кто приболел, — на дому навестить, именинников и юбиляров поздравить, пожелать крепкого здоровья и семейного благополучия. Хотя, откровенно говоря, именно со здоровьем в этом возрасте больше всего проблем и возникает. И сама Зоя Петровна чувствует, что не так уже легка на подъем, но беспокойное сердце не дает сидеть на месте.

— А знаете, дело даже не в болячках… Для наших ветеранов самый главный дефицит — это дефицит общения. Человеку надо, чтобы его выслушали. Иной вечером позвонит и всю жизнь свою расскажет, вот так же, как я вам сейчас рассказываю. И где жила, и как училась, и где работала, и какие люди рядом были… Это очень нужно пожилому человеку. Вот приехала к нам из Барнаула директор вечерней школы Нина Георгиевна, участница войны. Купили ей дети хорошую однокомнатную квартиру, уютную, светлую. Навещают, продукты приносят. А ей скучно одной, не с кем пообщаться, говорит: «Заперта я в этой клетке…» Сейчас ведь и соседи стали мало друг другом интересоваться, порой не знают и имен тех, кто за стенкой живет, что уж говорить про душевную беседу. А у детей свои заботы: надо работать, своих детей растить. Время непростое сейчас. Но как же без общения?! Навестишь такого ветерана — как они рады! — говорит Зоя Петровна.

Наша героиня — отличник народного просвещения, почетный железнодорожник. На провокационный вопрос: «Какой праздник для вас главный, День учителя или День железнодорожника?» — смеется в ответ.

— Ну конечно, День учителя нам как-то ближе! Хотя… нет, не могу так сказать. День железнодорожника — тоже свой, родной!!!

Встречаются ветераны-педагоги в своей ветеранской комнате, заботливо выделенной заведующей детским садом №163 «Гармония» Верой Михайловной Брежневой. Это тот самый садик, где в последние годы своего педагогического труда работала Зоя Петровна Звонарёва. Все ей здесь близко и знакомо. Спрашиваю с улыбкой: «Это правда, что старый, как малый?»

Улыбается в ответ:

— Во многом да! Пожилые люди тоже ранимые, обидчивые, к ним тоже нужен индивидуальный подход и, конечно, искреннее внимание. Никакого формализма. А главное, наверное, — любить надо человека, большого или маленького, уважать его интересы, стремления, чувства. И тогда он ответит взаимностью.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: