Новосибирск 2.9 °C

Как продвинуть идею на рынок?

26.03.2011 00:00:00

— Вера Дмитриевна, НГУ — единственный вуз в Сибири, в котором готовят инновационных менеджеров?

— Да, в Сибирском федеральном округе можно по пальцам пересчитать вузы, занимающиеся подготовкой инновационных менеджеров. Еще в 2002 году по заказу администрации Новосибирской области в рамках федеральной программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства страны, или так называемой президентской программы, НГУ разработал новую программу профессиональной переподготовки «Менеджмент инновационного бизнеса». Наши слушатели — специалисты из малых инновационных компаний, промышленных предприятий, научных институтов. Обучение платное. В равных долях за специалиста платят компания, в которой он работает, федеральный и областной бюджеты. Приходят и люди, готовые сами заплатить за себя, чтобы получить новые знания. В центре дополнительного образования НГУ по программе «Менеджмент инновационного бизнеса» мы обучили около двухсот человек.

— Можно ли вообще этому учить? Билл Гейтс начинал бизнес в простом гараже, бросив университет…

— Есть предприниматели, а есть менеджеры. Когда у предпринимателя появляется идея, он создает и развивает компанию. Но таких людей мало. Эффективная реализация инновационной идеи невозможна без четырех составляющих, которые образуют «колесо инноваций»: это технология, компетенции разработчиков и менеджеров, реализующих инновационную идею, а также знание рынка и наличие необходимых для реализации идеи ресурсов. В нашей программе подготовки менеджеров одним из условий поступления является наличие проекта у слушателя, который он затем дорабатывает.

На этапе проектного обучения мы помогаем слушателям доработать проект, оценить его перспективы, сформировать ясную позицию, не бояться отстаивать свое мнение. Среди компетенций менеджеров инновационного бизнеса наши слушатели называют навык «ментальной тишины» — умение приблизиться к состоянию погружения в воду, отвлечься от суеты.

Мы набираем людей, которые хотят реализовать свои идеи, даже создают компании, но им не хватает знаний. С другой стороны, я согласна с тем, что не всех можно научить быть хорошими менеджерами. Но в любом случае обучение становится новым толчком для карьерного роста. Допустим, к нам пришел слушатель, который в научном институте занимал довольно высокую должность, а затем перешел в бизнес. Получив необходимые знания, он защитил свою выпускную работу — модель коммерциализации одной из разработок института. Интересная работа, я ее всегда ставлю в пример другим слушателям. Автора пригласили развивать новосибирский фармкластер.

Сегодня в Новосибирской области многое делается для развития инноваций. Созданы хорошая законодательная база, венчурный фонд, заработали структуры поддержки— выставочный центр, технопарк, бизнес-инкубатор, мы в НГУ проводим обучение. По инициативе областных властей и при участии НГУ в Новосибирске планируется создать магистерский центр инжиниринговой подготовки на базе технопарка.

— При НГУ созданы три малых инновационных компании. Можно ли говорить о прибыли?

— Мы ждем уточнения от федеральной власти, должны быть прописаны четкие правила участия университетов в создании, а главное — в поддержке этих предприятий (предоставление в аренду помещений, оборудования). Пока процесс полноценно не отлажен, о прибыли говорить рано. Да и в целом не стоит ожидать серьезного прорыва от малого инновационного бизнеса. В масштабах страны экономика поднимается только тогда, когда инновации внедряются на крупных предприятиях, например, в нефтяной отрасли.

И вообще, большинство людей так устроены, что неохотно воспринимают инновации. Я на занятиях провожу такой тест. Спрашиваю: «Кто из вас пробовал инновационный продукт Velle, который уже продается в Новосибирске?» И все мне отвечают: «Не пробовали». А это инновационный продукт со свойствами каши и йогурта. Точно так же и с другими инновациями. Джефри Мур недаром придумал название «долина смерти», обобщая опыт деятельности хайтек-компаний. Это расстояние между рынком на начальной стадии и массовым рынком. Для преодоления этой «пропасти» компании должны сформировать рынок. А у них часто для этих целей не хватает ни ресурсов, ни компетенций. Как показывает мировой опыт, к этому процессу должен подключаться крупный бизнес.

ФАКТ
В центре дополнительного образования НГУ по программе «Менеджмент инновационного бизнеса» обучено 200 человек.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: