Новосибирск 1.7 °C

«Я хочу прийти к тебе»

02.04.2011 00:00:00

— Здравствуйте дети! — входим мы с директором Ольгой Кителевой в группу для самых маленьких. Те собираются с помощью воспитательницы Аллы Воронковой на прогулку. Несколько мальчишек, несмело ответив на приветствие, тут же делают пару шажков нам навстречу, пытаясь заглянуть в камеру фотоаппарата, которым я их снимаю:

— Меня зовут Максим. Я Саша, а это Андрей, — говорят довольно нечетко, но с явным желанием общаться. Поднимают над головой растопыренные пальчики, показывая, сколько им лет — три! четыре! Еще несколько ребятишек тихонько жмутся в сторонке.

— Они у нас недавно. Вот сейчас мы зайдем в одну из старших групп — увидите разницу, — тихонько объясняет Ольга Эдуардовна.

Достижение — это норма
— Наше учреждение называется «Государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области специальный коррекционный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», — рассказывает директор. — Здесь живут детки от 3 до 8 лет, родители которых были либо лишены родительских прав, либо ограничены в них, либо находятся в местах лишения свободы. Все появились на свет нежеланными, изначально с ослабленным здоровьем. К 3 — 4 годам у них четко выявляется задержка психического развития, то есть отставание от возрастной нормы, очень явно выраженное, в отдельных случаях — очень сложное. Наша цель — создать для детей такие условия, чтобы эту задержку к школе компенсировать.

Сегодня из 70 воспитанников 60 процентов имеют психические расстройства, 30 процентов — нарушения опорно-двигательного аппарата, 20 — проблемы с почками и зрением. Решение этой проблемы — в комплексной коррекции детей, психологической, педагогической, медицинской. И результатами здесь гордятся: каждому пятому выпускнику семи-восьмилетнего возраста специальная комиссия определяет, что интеллект у него в норме. Это очень высокий результат.

Создавался детский дом в 1995 году, и с тех пор здесь остались те, которые смогли стать для малышей почти настоящими мамами, такие как Татьяна Горбачева или Марина Чечканова. Никакая коррекционная работа, медикаментозное обеспечение или психологическая поддержка, подчеркивает Ольга Кителева, не помогут ребенку стать психически нормальным, если рядом нет взрослого, который начинает день не с формального «здравствуйте», а с мамиными словами: «Вставай, сыночка, просыпайся, солнышко!»

Дети живут в группах по возрастным категориям: семь групп по 10 человек. На каждую группу приходится по три воспитателя, которые работают посменно, без праздничных и выходных дней. Каждый ребенок получает два обязательных курса массажа в год. Если необходимо, особенно при нарушении опорно-двигательного аппарата, — три-четыре курса. Кроме того, есть физиокабинет, процедурный, а также бассейн. В штате 15 медицинских работников: педиатр, невропатолог, психиатр, физиотерапевт, гомеопат, медсестры.

Не удивляйтесь слову «мама»
В большой светлой комнате воспитатель Олеся Александровна что-то показывает сидящему рядом мальчику лет семи, который старательно выводит буквы синим фломастером. Дети за столами увлечены своими делами: один составляет пазлы, другой лепит из пластилина, девчушка чуть поодаль примеряет наряды куклам. Группа подготовишек.

— Вы в школу когда пойдете?

Отвечают хором:

— На следующий год. Все буквы знаем!

На стене висит яркий алфавит, мальчишки подбегают к нему, с готовностью называют буквы:

— И считать умеем. И писать…

— Мамочка, что это у тебя?— неожиданно обращается ко мне один из парнишек.

— Диктофон, — теряюсь я, — он записывает твою речь.

Мгновенно вокруг вырастает небольшая толпа:

— И меня запишите! И меня! А меня сфотографируйте! — веселые, любознательные, контактные дети.

Выходим в коридор. Спрашиваю у директора, почему меня назвали мамочкой?

— Детям трудно запомнить всех воспитателей и персонал по именам, — объясняет Ольга Эдуардовна. — Им комфортнее и проще называть всех женщин мамами. Слово «мама» звучит как обращение к женщине вообще, а не потому что они считают нас своими мамами.

Как сложатся их судьбы?
На стене почтовый ящик: ребятишки пишут друг другу письма. Начинают пятилетки с рисунчатого письма. Изображают то, что хотят рассказать друг другу. Затем обучаются пиктографическиму письму из символов. «Я хочу прийти к тебе»: я — человечек, и стрелочка к другому человечку. В подготовительной группе осваивают печатные буквы. Навыки общения, абстрактного мышления, адаптации в обществе, осознание себя в мире других — вот что такое эти письма.

Диана Никитина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе и психолог по образованию, говорит, что главное — создать у этих детей нормальный психологический базис для последующей жизни, чтобы могли нормально общаться, сознавали свои перспективы.

— Дети, поступающие к нам, часто имеют минимальные представления о себе, — замечает она. — Некоторые не дифференцируют себя по полу — мальчик он или девочка. Например, аутизм проявляется в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Огромный результат, когда дети в группе начинают принимать такого малыша как члена своей семьи, — значит, удалось ввести его в систему общения.

...Я прощаюсь. Как сложатся судьбы этих детей? Конечно, жизненный путь для многих будет очень непростым. Покидая этот дом, они, как правило, попадают в другие детские приюты, так как социальный статус «ребенок, оставшийся без попечения родителей» для большинства остается. В 2010 году восемь воспитанников были усыновлены зарубежными семьями, двое вернулись в родные семьи, семь — взяты под опеку.

Но здешних взрослых они наверняка не раз вспомнят добрым словом. Как подтверждение этому — звонок мобильника в кармане директора. Ольга Эдуардовна что-то тихо говорит в трубку, а потом улыбается: «Только что позвонила бывшая воспитанница, теперь выпускница: учится в училище, в Кочках. Говорит, что в субботу будет в Новосибирске и хочет заехать к нам. Буду ждать…»

ФАКТ
При выпуске из коррекционного детского дома у 20 процентов детей — норма интеллекта, у 50—60 процентов — остаётся задержка психического развития, у 10—15 процентов — прежний диагноз.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: