Новосибирск 12.1 °C

Зачем россиянину Ё-мобиль

14.04.2011 00:00:00

Данные этого перспективного прогнозирования «зарифмовались» с процессами в области инвестирования отечественного автопрома, идущими в масштабах уже федеральных. Так, после заседания правительственной комиссии по инновационным технологиям премьер-министр Владимир Путин собирался ехать в резиденцию президента на заседание Совета безопасности. И тут «случайно» поблизости оказался новый пробный комбинированный автомобиль Михаила Прохорова, российского миллиардера, руководителя группы «Онэксим» и главного инициатора проекта отечественного гибридного авто. За этой новинкой пресса следит уже с весны 2010 года. Премьер сел за руль, покрутил баранку, машина ему явно понравилась, но он спросил хозяина, не развалится ли, если попробовать добраться до резиденции президента? Прохоров заверил в надёжности исполнения данного экземпляра, и тогда Путин кивнул: садись, Миша, в другую — и поехали!

Принципиально иной инвестпроект
Так вот, на данную неофициальную презентацию Ё-мобиля в Ново-Огарёво имеет смысл взглянуть сразу в нескольких аспектах.

Первый. Российский миллиардер Михаил Прохоров вроде бы не из тех людей, кто будет швырять деньги на ветер.

Второй. Российский отечественный автопром давно нуждается в «локомотиве», который бы наконец вселил хоть какую-то уверенность в том, что наши конструкторы и производственники тоже не лыком шиты не только в том случае, когда требуется блоху подковать (товар штучный), но и запустить в серию новое современное изделие, отвечающее как дню сегодняшнему, так и, возможно, завтрашнему.

Третий. Есть ли вообще необходимость в подобном комбинированном автомобиле, который может и на бензине, и на газе, и на аккумуляторах двигаться, если запасов нефти у нас пока море и, возможно, нам не стоит гнаться за дешёвой популярностью вслед за некоторыми западными компаниями, уже предлагающими рынку дорогие и явно малоэффективные электро- и комбинированные авто?

Некоторые эксперты осторожно замечают, что Прохоров всё же идёт на серьёзный риск. От его заявки на скорый выпуск ёмобиля не прошло и года, конструкция ещё находится в стадии разработки, а тут уже обещают, что пожелания и замечания знатоков авто будут учтены, производство наладят в Ленинградской области в 2011 году, а также принимают заявки от регионов на размещение мощностей по сборке, и уже якобы к концу 2012 года россияне покатят на новой машине. Лихо. Особенно если учесть, что обычно от задумки и разработки до выпуска новой продукции проходят многие годы, а в прежней системе экономических отношений — десятилетия.

Но интернет уже кипит информацией о Ё-мобиле (пробная поездка премьера, конечно же, тому способствовала). Оригинальный дизайн кузова из полимеров, просторный салон, принципиально иной — роторный двигатель, который можно будет использовать и на бензине А-92, и на жидком газе, расход топлива смешной — 3,5 литра на 100 км, мощность 60 лошадиных сил, или 45 киловатт — конечно, не для автогонок, но для города и небольших расстояний вполне подходящая, система накопления и рекуперации электроэнергии и другое. Разумеется, машина будет по-современному комфортабельна.

Но больше всего поражает всё-таки пока не виданная скорость прохождения пути от замысла до реализации современного транспортного средства. Не исключено, что данный прецедент станет одной из отправных точек долгожданной перестройки нашей экономики на подлинно инновационный путь развития. Тем более что с инвестициями у компаний «Норильский никель», «Яровит» и «Онексим» проблем явно не будет. Да и регионы уже проявляют неподдельную заинтересованность.

От нефти до газа и битума
Недавно, в канун Дня геолога, Михаил Эпов, директор Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, академик, и Владимир Каширцев, его заместитель по научной работе, член-корреспондент РАН, обнародовали результаты упомянутого в начале исследования по оценке запасов нефти и газа в Сибири. Они в целом неплохие. Особенно те, что касаются газа: предполагается, что к 2015 году «добыча сухого и жирного газа в северных районах Западной Сибири составит около 633,6 млрд куб. метров, к 2020 году возрастет до 692,3 млрд куб. метров, но к 2030 году упадет до 609,5 млрд. Объем добычи этана, пропана, бутана составит в 2015 году около 15 млн тонн, в 2020 — 2030 годах — 19 млн тонн».

Цифры вроде бы оптимистичные. Но за период до 2030 года финансовые вложения в отрасль должны составить свыше 41 триллиона рублей. Эффект от вложения такого объема средств получится не менее 46 триллионов рублей, которые поступят в бюджеты страны всех уровней, при этом федеральный бюджет получит из этой суммы около 32 триллионов рублей.

«Бешеных» денег от нефтегазодобычи, однако, не ожидается. Чем дальше на север и северо-восток продвигается разработка углеводородов, тем они становятся дороже. Былых времён, когда пробил в земле дырку и черпай, сколько пожелаешь, уже не будет. И геологоразведка, и добыча становятся всё более затратными. К тому же многие специалисты предрекают, что запасы нефти начнут иссякать вообще к середине столетия, а газа хватит дольше.

Учёные делились своими соображениями, что в скором времени дойдёт черёд и до запасов самой тяжёлой в перегонке — вязкой нефти, а там наступит очередь и битумов, которых в Сибири, в частности в Якутии, предостаточно. Собственно, это тоже углеводороды, но очень непростые в добыче и уж тем более в перегонке. И где-то далеко впереди есть ещё возможность освоения и переработки газогидратов, которыми буквально выстлано дно многих северных озёр и морей.

Исследовательские работы в северных районах страны по заказу компании «Роснефть» уже проводились. В прошлом году вместе со специалистами «Роснефти» новосибирские ученые-геологи исследовали запасы Оленекского месторождения битумов в Якутии, расположенного в 120-ти километрах от побережья моря Лаптевых. Песчаники там насыщены древней нефтью, легкие фракции которой давно улетучились, оставив в породе смолистые и масляные составляющие нефти. Содержание таких фракций составляет до 10 процентов от веса породы.

— Возможно, по прошествии сорока-пятидесяти лет, когда запасы нефти будут подходить к концу, может оказаться, что эти битумы станут основным источником углеводородного сырья, — комментирует Михаил Эпов.

...Одним словом, с какого бока ни посмотри, отечественной российской автомобильной промышленности, как и во всём мире, предстоит развиваться исходя из всё большей и большей экономии углеводородного топлива. Значит, Ё-мобиль россиянину в хозяйстве не помешает.

СПРАВКА
Ё-мобиль — проектируемый российский гибридный автомобиль, в конструкции которого предполагается использование электрической трансмиссии с комбинированным питанием от генератора, вращаемого газобензиновым роторно-лопастным двигателем, и от ёмкостного накопителя энергии. По заявлениям разработчиков, промышленное производство машин запланировано на сентябрь 2012 г., при этом стоимость автомобиля составит 450 000 рублей.

ЦИФРА
По данным ВЦИОМа, пять процентов россиян намерены купить в этом году машину, потратив на покупку в среднем 13 600 долларов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: