Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Николай МАКУХА: «Мне еще столько сделать надо!»

2011-10-11
Зоя Тюрина

— Сейчас понял: прав был, что не уехал. Вот мне 71 год, а я прихожу в депо, как в родной дом. Все меня тут знают, и хочется верить, что еще нужен.

Нужен — это точно
В локомотивном депо пенсионеры вообще из коллектива не выпадают. В любой день на предприятии можно встретить двух-трех пожилых людей, которые активно что-то обсуждают у доски производственных показателей, разговаривают с мастерами или просто отдыхают в деповском скверике. И обязательно зайдут в совет ветеранов, которым руководит Николай Антонович Макуха.

— Политика, экономика в стране меняются, но отношение к ветеранам остается прежним. По крайней мере, у нас так. Начальник ни разу не отказал старому человеку в помощи. Ремонтируем квартиры, перекладываем печи, поддерживаем в болезни, сложной жизненной ситуации.

Забот у председателя совета, как говорится, полон рот. Под его крылом 500 пенсионеров, 96 из них — инвалиды первой и второй групп. Есть одинокие и такие, что уже не могут обходиться без помощи со стороны. Но сторона эта есть. В депо помнят заслуги своих бывших работников и стараются отплатить человеческим теплом и заботой.

В свои трудовые годы Николай Антонович был блестящим технологом. Ему, видно, самой судьбой определено развязывать сложные технические узлы, и он делал это с радостью, азартом. Кстати, задачки для его ума и опыта регулярно находятся и после выхода на пенсию. Талант не обмелел. Сейчас, например, он с группой молодых рабочих мастерит мотрису. Это такой самодвижущийся вагон, своеобразная «скорая помощь» на железной дороге: на случай доставки бригады ремонтников, аварийщиков, начальства к месту чрезвычайной ситуации. Каждая мотриса создается, исходя из местных задач и условий, по сути, эксклюзив. Так что на работу старый технолог убегает, едва позавтракав, а возвращается к позднему ужину.

А еще Николай Макуха руководит деповским музеем. Музей богатейший, просто сокровищница драгоценных страниц истории. Прямо у входа — напольные часы фирмы «Густав Беккер», выпущенные в 1894 году. Буквально с открытия предприятия они стояли в кабинете начальника Барабинского паровозного депо. И до сих пор идут минута в минуту, своим чистым звоном укрепляют связь времен и трудовую славу железнодорожников.

В музейных витринах — награды заслуженных деповчан, их документы, вещи, памятные знамена, подтверждающие высокий профессионализм коллектива. Молодежь тут может бродить часами, и экскурсовод обстоятельно отвечает на все их вопросы. И кто-то обязательно заметит: «А это, кажется, вы на фотографии. И на этой…»

Счастье всегда рядом
Буквально пару недель назад Николай Антонович водил по музею группу молодых специалистов, недавних выпускников железнодорожных вузов и техникумов. Семь человек приехали нынче в депо, в подавляющем большинстве это продолжатели железнодорожных династий. Но разговор шел не только об историческом прошлом, но и о перспективах развития предприятия. У молодых людей полна голова планов — как это хорошо!

Провожая гостей, почетный железнодорожник Николай Макуха вдруг вспомнил: у него же нынче тоже юбилей — 45 лет, как закончил ОмИИТ и пришел на работу в депо. Впрочем, новичком в то время он уже не был. Во время летних каникул каждый год работал в депо слесарем, а на диплом вышел с проектом устройства электромашинного цеха. Потом его чертежи и экономические расчеты были запущены в дело, и в депо появился современный, эффективно работающий цех. А дальше переоснастили и все остальные.

— Из этих 45 лет какие годы были самыми счастливыми?

— Совершенно точно семидесятые. Мы все тогда работали с таким азартом, с таким вдохновением! В каждом цехе — ячейка НОТ (научной организации труда), соревнование рационализаторов. Мастера, слесари, токари — все ходили с чертежами, делали какие-то расчеты.

Им тогда выпало большое дело. Министерство путей сообщения закупило в Чехословакии 90 новых электровозов серии ЧС. Выставили их на Московской железной дороге, а они не идут. От скандала подальше сослали машины в Сибирь, конкретно — в Барабинск. И дали задание довести локомотивы до ума. Вот тогда депо и превратилось в одно большое конструкторское бюро. Находили причину отказов — и устраняли ее. И так раз за разом.

— Например, в морозы токоприемники не поднимались, — вспоминает Макуха, — пневматический привод не срабатывал, потому что резина замерзала и проход для воздуха перехватывало. Что делать? Приходит слесарь: давайте на холодное время увеличим дроссельное отверстие, так должно сработать. И ведь сработало.

По сути, барабинские деповчане довели новый электровоз до идеального состояния. Потом центральный локомотивный главк изучил их работу и выдал распоряжение всем дорогам переделать узлы электровоза с учетом разработок Барабинского депо.

Сейчас в депо поступают новые локомотивы отечественного производства, а рядом с вокзалом поставлен на вечную стоянку один из первых «чехов», который отходил по сибирским дорогам сорок лет. Он теперь как знак коллективной конструкторской мысли, трудового товарищества сибирских железнодорожников.

— Николай Антонович, а в жизни пожилого человека бывают счастливые моменты? Чтоб, как в молодые годы, дух захватывало?

— А как же! Вот летом внуки соберутся, поедем на рыбалку. Да еще внучка натаскает окуней больше, чем мальчишки. Тут и смех, и слезы, и душа поёт!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Тридцать лет назад широко известен стал телевизионный журналист, капитан милиции Владимир Чеплыгин. Сейчас Владимир Николаевич – ветеран милиции и подполковник МВД. Его книга «Капитан Чеплыгин рассказывает» вышла в 1993 году тиражом 100 тысяч экземпляров. Но в книге он рассказал далеко не все любопытное о криминальном Новосибирске давних лет. Продолжаем публиковать его воспоминания.

Во вторник, 2 марта, многие жители Искитима и Искитимского района в мессенджерах получали и делились со знакомыми аудио-сообщениями, в которых неизвестные предупреждали о новом виде мошенничества.
Со 2 марта временный порядок автопродления выплат ежемесячных денежных пособий на детей, введеный из-за пандемии, отменен. Теперь, как и раньше, для получения выплат необходимо написать заявление.



Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год