Новосибирск 6.8 °C

В московских территориальных водах обнаружена новосибирская субмарина

01.11.2012 00:00:00
В московских территориальных водах обнаружена новосибирская субмарина
В компании со «Скатом» и «Орлёнком» Отгадайте: где найти самую новосибирскую достопримечательность в столице? Ответ: у одного из причалов Химкинского водохранилища. Здесь базируется субмарина Б-396 — «Новосибирский комсомолец», выведенная из состава Северного флота. Лодку не постигла грустная участь ее сестер (или собратьев — кому как нравится), корабль не разрезали на металл. Субмарину переоборудовали, затем отбуксировали по рекам и каналам в Москву, поставили на вечное хранение.

В компании со «Скатом» и «Орлёнком»

Отгадайте: где найти самую новосибирскую достопримечательность в столице? Ответ: у одного из причалов Химкинского водохранилища. Здесь базируется субмарина Б-396 — «Новосибирский комсомолец», выведенная из состава Северного флота.

Лодку не постигла грустная участь ее сестер (или собратьев — кому как нравится), корабль не разрезали на металл. Субмарину переоборудовали, затем отбуксировали по рекам и каналам в Москву, поставили на вечное хранение.

И компания у нее подобралась неплохая: экспериментальный боевой транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок» и десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат». Словом, Москва потихоньку обзаводится собственным музеем ВМФ (официальное название — музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России).

Но обо всем по порядку. Доезжаю до станции метро «Сходненская», пару остановок на троллейбусе — и вот уже по аллее шагаю к подозрительно пустынному причалу.

Меня встречает лохматый пес. Мы напряженно смотрим друг на друга. Я жду, когда молчаливый страж причала зальется лаем, вызвав таким образом интеллектуальное подкрепление. А он ждет от меня… Оставалось только гадать, что именно. Может, лакомства, а может, решительных действий, чтобы иметь моральное право вцепиться мне в ногу.

Ситуацию разрядил охранник. Дальше проблем не намечалось. Хозяева культурно объяснили план моей экскурсии. Сначала я купил билет за 250 рублей, плюс 100 рублей за съемку. Потом мне предложили прогуляться по причалу, пока не подойдут школьники-экскурсанты, и тогда я смогу побывать внутри субмарины (никто для меня отдельно экскурсию проводить не стал бы). Мне повезло: ждал я не больше 15 минут. Но тем, кто пожелает сходить на объект в одиночку, лучше перестраховаться и созвониться с администрацией музея.

Итак, отправляемся на экскурсию. Надо сразу сказать: благодаря внутренней реконструкции передвигаться по лодке просто, это могут делать даже инвалиды-колясочники. А посмотреть было на что.

Любопытно, что школьников-экскурсантов больше интересовало не вооружение субмарины, а бытовые условия жизни экипажа. Скажем так — довольно спартанские. Если у командира корабля была какая-никакая отдельная каюта, а офицеры жили в помещениях по двое, то команда размещалась среди боевого оружия и другого оборудования. Стол в кают-компании сервирован как положено, но в случае необходимости превращается в операционный.

Убедительно выглядят фигуры (манекены) моряков в натуральную величину: радиста, кока, акустика… На камбузе — образцы провизии: той, что входила в рацион подводника. Питание было сбалансированным (целые институты над этим работали): кроме необходимых калорий, в меню были и фрукты, и вино…

Впечатляет рассказ экскурсовода, судя по всему, моряка в отставке, о том как тяжело подводникам было нести вахты в машинном отделении, когда лодка находилась в тропических водах. Люди падали в обморок из-за невероятной жары. Знающие уверяют, что бытовые условия на атомных лодках лучше: есть даже небольшой бассейн.

А под занавес — небольшой аттракцион для школьников: переход из отсека в отсек через люк. Занятие непростое, нужно знать, как это делать.
В общем, экскурсия прошла на достойном уровне. Одно непонятно: экскурсовод ни слова не сказал о том, почему эта субмарина получила имя «Новосибирский комсомолец». А назвали ее в честь лодки, над которой Новосибирск шефствовал еще в годы Великой Отечественной войны. Это уже другая история, но тем не менее интересная.

СПРАВКА
Большая дизельная подводная лодка Б-396 была построена по проекту ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург) на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Лодка носит имя «Новосибирский комсомолец», она служила на Северном флоте с 1980 по 2000 год. В течение всего срока службы общественные организации Новосибирска поддерживали шефские отношения с экипажем корабля. В 2003 году лодка переоборудована в музей в Северодвинске на «Севмаше».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: