Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Лучше плохо ехать, чем хорошо идти?

15.11.2012 00:00:00
Виталий Злодеев
Лучше плохо ехать, чем хорошо идти?
Организация регулярного автобусного сообщения в сельских районах области — тема актуальная многие последние годы. Постепенно и методично власти наводят здесь порядок. Отлаженные схемы движения в последние годы действуют в подавляющем большинстве территорий региона. Но сбои происходят. Почему? Попробуем разобраться на примере второго района в области по численности населения — Искитимского. С наступлением осени искитимцы звонят в редакцию с жалобами все чаще.

В последние месяцы в Искитимском районе регулярно происходят сбои в движении общественного транспорта. Корреспондент «Советской Сибири» разбирался в причинах этих проблем
Организация регулярного автобусного сообщения в сельских районах области — тема актуальная многие последние годы. Постепенно и методично власти наводят здесь порядок. Отлаженные схемы движения в последние годы действуют в подавляющем большинстве территорий региона. Но сбои происходят. Почему? Попробуем разобраться на примере второго района в области по численности населения — Искитимского. С наступлением осени искитимцы звонят в редакцию с жалобами все чаще.

Линёво — первая ласточка
Между Искитимом и поселком городского типа Линёво, в котором свыше 22 тысяч жителей, чуть более 20 километров пути по трассе. Люди постоянно перемещаются между двумя населенными пунктами. В сентябре начались проблемы. Электричка — вид транспорта все более редкий, а десяток маломестных маршрутных такси типа «Газель» просто не успевали перевозить всех желающих. Народ буквально сражался за место в тесных салонах. А официальные лица объясняли причину ситуации просто — сломался автобус. Большой, вместительный автобус, который все время курсировал строго по расписанию, вышел из строя почти на целый месяц. Люди обрывали телефоны, писали письма в местную «районку».

Потом вроде бы ситуация наладилась, но 1 ноября случилась новая напасть — в семи километрах от села Легостаево загорелся рейсовый автобус марки «ПАЗ», принадлежащий районному ПАТП-1. По данным сотрудников МЧС, во время движения произошло короткое замыкание электропроводки в моторном отсеке. Пассажиры, которых было около 15 человек, вовремя покинули салон, поэтому пострадавших, к счастью, не было. Но они обнаружились довольно скоро.

Жители села Гусельниково еще в октябре писали письмо в районную газету, недавно обратились в «Советскую Сибирь». Озабоченность населения подтверждают и в администрации сельсовета.

— Автобус из Искитима в Гусельниково ходил регулярно, по три раза в день, — говорит заместитель главы сельской администрации Людмила Печникова. — А вот вчера, например, не было автобуса в обед. «Вечерний» автобус, уходящий из Искитима в 16:40, — это слишком рано для студентов, учащихся в Новосибирске. Да и пропала в последнее время уверенность, что автобус непременно будет.

Из лидеров — в невидимки
Услышав подобное, мы попытались получить комментарий у компании-перевозчика — ООО «ПАТП-1». Но простейшее, казалось бы, действо превратилось в настоящий бег по замкнутому кругу.

Еще два-три года назад в районе было предприятие-флагман, крупнейшее в своей сфере предприятие области — Искитимский центр пассажирских автотранспортных перевозок (ЦПАТП). Ежедневно автобусами ЦПАТП обслуживалось 19 внутрирайонных маршрутов (каждое сельское муниципальное образование), 22 маршрута внутри Искитима и девять междугородних.

Существует ЦПАТП и сегодня, но перевозит пассажиров исключительно по Искитиму. А перевозками по району занимается ООО «ПАТП-1». Есть еще ПАТП Искитимского района, также обслуживающее часть районных маршрутов, но преимущественно на «Газелях». Дозвониться в две компании не составило никакого труда: их руководители всё знали, понимали, подсказывали телефоны, по которым можно обратиться, но добавляли, что к проблемам жителей Линёво, Гусельниково и других населенных пунктов они отношения не имеют. А вот ООО «ПАТП-1» оказалось предприятием-невидимкой: по четырем телефонам, которые удалось раздобыть у других людей или в открытом доступе, дозвониться невозможно. Один номер просто не существует, по словам робота, по второму тишина, по третьему идут длинные гудки, но никто не берет трубку, а в четвертом «откликается» автоответчик. Я было подумал, что день сегодня просто неудачный — ну, бывает такое. Однако отзывы о работе предприятия, опубликованные в Интернете, развеяли мои сомнения. Позволю процитировать один дословно: «Дозвониться невозможно, не отвечают на вопросы, грубят, дают другие номера телефонов, по которым тоже не дозвониться. Расписания автобусов в Новосибирск нигде нет (есть на сайте конкурента, но автобусы явно ходят не по этому расписанию). Как хотите, так и уезжайте».

13 ноября глава района Олег Лагода провел видеовстречу с жителями Гусельниковского сельсовета. Вопросы селян коснулись в том числе и транспортного обслуживания. В ходе беседы заместитель главы Искитимского района Борис Безденежный озвучил номера телефонов диспетчерской службы предприятия, по которым можно всего лишь узнать — придет сегодня автобус в село или нет!

— Руководитель автотранспортного предприятия обещал за эту неделю навести порядок, — отметил Олег Лагода. — Сегодня в некоторых населенных пунктах надо пересмотреть график движения автобусов. Пусть автобус ходит несколько раз в неделю, но люди должны знать конкретный день и время, когда будет автобус, чтобы не стоять просто так и не мерзнуть.

Люди должны знать... Тут с главой района не поспоришь. Но почему сами перевозчики не идут на контакт с населением?

Вопросы в комплексе
Помочь разобраться в запутанном вопросе мы попросили депутата Законодательного собрания Новосибирской области, заместителя председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Бориса Прилепского. Тем более что значительная часть Искитимского района, включая Гусельниковский сельсовет, входит в избирательный округ Бориса Васильевича.

По словам Бориса Прилепского, то, что произошло 1 ноября, — просто стечение обстоятельств: автобус был новым, его взяли в лизинг и еще даже не успели рассчитаться. Естественно, это удар по предприятию, и очень серьезный. Кстати, автобус из этой же партии загорелся недавно и в другом районе области — заводской дефект. Если экспертиза подтвердит, то ПАТП-1 хотя бы страховку получит.

Сейчас, по мнению Бориса Васильевича, мэру Искитима Виктору Пфейферу и главе района Олегу Лагоде необходимо совместно разработать систему транспортного обеспечения жителей района, укрепить ремонтную базу и диспетчерскую службу.


ДОСЛОВНО
Борис ПРИЛЕПСКИЙ, депутат Законодательного собрания Новосибирской области:
— Я бы выделил три момента, приведшие к возникшему сегодня напряжению в Искитимском районе. Во-первых, качество и рельеф дорог в северо-восточной части района. Из-за угольных карьеров здесь много технологических дорог, разбитых тяжелой техникой, да и просто исторически плохих дорог. К тому же холмистый рельеф местности, на которой техника изнашивается быстрее. О том, что Искитимскому району нужна новая дорожная инфраструктура, не так давно говорил губернатор Василий Юрченко, и уже в этом году в ремонт и строительство здесь будет вложено более 100 миллионов рублей. А на 2013 год в бюджете для района запланированы беспрецедентные 465 миллионов рублей на обустройство дорожной сети.

Но построить — одно, важно еще содержать. И это тоже известно: подрядные дорожные организации, в частности — Маслянинское и Черепановское ДРСУ, не всегда качественно выполняют свою работу. Цену на аукционах сбивают, силы распыляют, а в Искитиме зачастую работают по остаточному принципу. ТУАД отслеживает эту ситуацию, но проблема в том, что у районных властей практически нет законных рычагов для вмешательства.

И, наконец, считаю, что весной руководство города совершенно напрасно вмешалось в работу ЦПАТП, отстранив от дел его бессменного руководителя Владимира Александрова и нарушив по сути нормально работавшую систему транспортного обслуживания города и района: с единым управлением, нормальной ремонтной базой, возможностью маневрировать подвижным составом, если случались поломки. Я еще тогда говорил, что делать это не нужно — через год возникнут проблемы. Увы, они появились гораздо раньше.


ФАКТ
С начала года региональный бюджет поддержал приобретение 21 единицы пассажирского автотранспорта для районов области в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок на автомобильных дорогах Новосибирской области в 2011 — 2014 годах». Размер компенсации составляет 20 % стоимости приобретаемого транспортного средства. До конца года планируется поддержать приобретение порядка 45 единиц пассажирского автотранспорта.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс

Новости
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
21.10.2021 фото
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.