Новосибирск 3.8 °C

Новый созыв, новые люди, новые задачи

19.01.2006 00:00:00



С места в карьер
Почетное право «стартовать» первыми выпало депутатам, входящим в комитет по транспорту, дорожному комплексу, связи и информационным ресурсам. Это, в принципе, достаточно легко объяснимо: тот объем работы, который традиционно «осваивает» этот комитет, пожалуй, не имеет аналогов в областном Совете депутатов. Достаточно лишь сказать о тесном взаимодействии с двумя мощнейшими департаментами областной администрации — транспорта и дорожного хозяйства, а также науки, инноваций, информатизации и связи. Еще не поступало законотворческих инициатив от отдельных депутатов или фракций областного парламента и от представительских органов местного самоуправления, а уже на первом же заседании комитета был затронут такой широкий спектр насущных вопросов, что сразу стало ясно — как начал комитет по транспорту, дорожному комплексу, связи и информационным ресурсам 2006 год без раскачки, так его и проведет. Ведь и исполнительная власть, и избиратели по всей области ждут от комитета, и всего Совета депутатов, принятия важнейших для всего региона законов.

Стоит отметить, что комитет по транспорту (назовем его так для краткости) — один из самых обновленных в этом созыве. Более половины из его членов новички не только в комитете, но и в областном Совете депутатов вообще. Хотя люди, безусловно, опытные и уважаемые, к тому же имеющие большой опыт практической работы по профильным направлениям. Да и председатель комитета остался прежний — Сергей Николаевич Титков, чей опыт, без сомнения, поможет новой команде быстрее сработаться как внутри коллектива, так и с органами исполнительной власти, руководителями предприятий и организаций. Так, как это было на протяжении предыдущих четырех лет. Не случайно именно вопросы организации взаимодействия комитета по транспорту с департаментами областной администрации являлись главными в повестке работы заседания.

Дороги, которые мы теряем?
На нем, по традиции, помимо депутатов было много приглашенных. В частности, руководители департаментов транспорта и дорожного хозяйства обладминистрации и мэрии Владимир Никонов и Андрей Ксензов, заместитель руководителя областного департамента науки, инноваций, информатизации и связи Владимир Деревяшкин, директора или заместители крупнейших управлений и предприятий вышеупомянутых отраслей. И если вопросам связи и информационных технологий — а их реализации в 2006 году будет уделено большое внимание — решено было уделить повышенное внимание на одном из ближайших заседаний комитета (в основном в связи с отсутствием в этот раз руководителя департамента, заместителя губернатора области Геннадия Алексеевича Сапожникова), то транспортные и дорожные проблемы вызвали бурный отклик у депутатов.

Катализатором активных дебатов послужил доклад Владимира Алексеевича Никонова. Руководитель областного департамента транспорта и дорожного строительства ознакомил членов комитета с целым рядом законодательных противоречий, мешающих развитию, над устранением которых и предстоит потрудиться как чиновникам, так и депутатам. Многие позиции, озвученные Никоновым в стенах областного Совета, уже звучали на президиуме обладминистрации, поэтому ни в коем случае их нельзя называть открытием, пусть, в данном случае, и весьма малоприятным. Несмотря на регулярно появляющиеся в средствах массовой информации бодрые репортажи о строительстве новых участков дорог, мостов, приобретении новой дорожной техники, ситуацию в отрасли можно охарактеризовать как стагнацию. Для примера были взяты параметры областных бюджетов за 2001 и 2006 годы. Так вот за последние пять лет, с учетом инфляции, финансирование дорожной отрасли уменьшилось примерно в 2,5 раза, а в абсолютных цифрах — на 35 процентов. Не являясь проектом социальным, дорожный комплекс, по сути, финансируется по остаточному принципу. Один из главных источников пополнения дорожных фондов — транспортный налог — находится в компетенции областного Совета. Прошлый созыв депутатов законодательно утвердил достаточно высокую ставку налога. На практике же вместо ожидаемого притока средств вышла довольно парадоксальная ситуация. Высокая ставка «спровоцировала» множество льгот для владельцев транспортных средств, а Министерство финансов России, глядя лишь на чистые цифры, не придает значения косвенным факторам, таким образом мотивируя снижение дотаций из федерального бюджета. Мол, вы и так там деньги лопатой гребете, нечего залезать в государственный карман. Все предыдущие попытки областного руководства и депутатов убедить московских чиновников обратить внимание и на другой конец «палки» успехом не увенчались. Поэтому Владимир Никонов призвал новый состав депутатов вернуться к этой проблеме уже в ближайшее время.

Вторая причина, по которой дорожный комплекс нашей области несколько лет кряду недосчитывается по 250—300 миллионов рублей, была указана как «техническая ошибка». Некоторое время назад мы предоставили в Москву неверные статистические данные о количестве автотранспорта в Новосибирской области, вследствие чего был занижен коэффициент поступления в бюджет акцизов от продажи топлива. Ясно, что наш регион не в том положении, чтобы раскидываться такими суммами, так что в 2006 году обеим ветвям власти стоит решительно поработать с федеральным центром, чтобы хоть с 2007 года поступления в бюджет шли в полном объеме. Заканчивая говорить о дорогах, Владимир Никонов выразил надежду, что и с нынешним составом комитета, и со всем депутатским корпусом будет продолжено плодотворное сотрудничество, и ситуация будет изменена в сторону позитивного перелома. «Дорожную отрасль необходимо спасать, иначе скоро и автомобили не понадобятся — негде будет ездить», — подытожил руководитель департамента.

Как помочь законам помогать
Относительно спокойный ход заседания окончательно разрушила вторая часть доклада Владимира Никонова, посвященная пассажирским транспортным перевозкам. Владимир Алексеевич вполне резонно посетовал на все уменьшающуюся долю в объеме пассажирооборота муниципального транспорта. «Частники вытесняют социальный транспорт, — отметил он, — и это вызывает законную критику со стороны населения. Областная администрация пытается, в меру своих возможностей, влиять на ситуацию, но многие нормы, заложенные в основу пассажирских перевозок, выходят за рамки компетенции областного уровня. И как бы мы ни старались вместе с депутатами областного Совета, не все можно сделать на месте». Это высказывание стало «первой ласточкой», после которой «шлюзы» гласности оказались открыты. Нет резона комментировать каждую ситуацию, возникавшую по ходу диалога, в отдельности, но и представители исполнительной власти, и депутаты, раз за разом в своих рассуждениях приходили к этой формулировке: «Входит в противоречие с действующим областным законодательством». Особенно часто эта фраза повторялась, когда дискуссию по поводу пассажирских перевозок продолжил член комитета по транспорту Александр Барсуков, хорошо знакомый многим по работе в областной администрации. В отличие от коллеги Никонова, обсуждавшего в основном ситуацию в Новосибирске, Александр Филиппович обратил пристальное внимание на проблемы села:

— Из года в год сокращается количество регулярно действующих маршрутов в сельской местности, изнашивается и почти не обновляется автобусный парк. Нам, депутатам, совместно с областной администрацией следует найти оптимальные механизмы поддержки сельских автотранспортных предприятий, потому что в соответствии с действующими законами бюджет не может напрямую отправлять деньги или транспорт на места.

Положение и впрямь получается почти патовое. Областные власти очень много внимания уделяют решению социальных проблем, а реалии таковы, что зачастую, даже при наличии средств, помочь очень сложно. Порой принять очевидный и крайне полезный для населения закон чревато такими проблемами, что проще оставить все как есть. Естественно, обновленный Совет только в самом начале пути, и сегодня трудно прогнозировать, какими свершениями он запомнится по истечении срока своих полномочий. Но вполне очевидно, что депутатскому корпусу придется поломать немало копий, провести не один десяток жарких заседаний, чтобы найти оптимальный баланс соответствия областного законодательства нормам федерального и чаяниям простого народа. В конце концов, законы принимаются для того, чтобы помогать. И помочь им в этом предстоит именно депутатам областного Совета.

Как уже было сказано выше, более подробно обсуждение темы взаимодействия комитета транспорта с департаментом науки, инноваций, информатизации и связи администрации Новосибирской области решили провести на одном из ближайших заседаний комитета. Предвижу не менее интересный и содержательный разговор, благо стартовые площадки практически схожи: есть немало проблем, существуют трудности с механизмами реализации поддержки, но и интересных перспектив хоть отбавляй. Наберемся терпения и оптимизма.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: